Кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Неосновательное обогащение, не связанное с другими правоотношениями: Новая управляющая организация хочет взыскать с предшественника деньги на ремонт (содержание) общего имущества многоквартирного дома
(КонсультантПлюс, 2025)протоколом собрания собственников, которым установлен тариф на текущий ремонт, счетами на оплату услуг ЖКХ, нотариально заверенным протоколом осмотра сайтов Предыдущей управляющей организации и госжилинспекции, где размещены отчеты об использовании денежных средств, информацией из банка о движении по счетам Предыдущей управляющей организации, из которой следует, что не все полученные средства были освоены >>>
(КонсультантПлюс, 2025)протоколом собрания собственников, которым установлен тариф на текущий ремонт, счетами на оплату услуг ЖКХ, нотариально заверенным протоколом осмотра сайтов Предыдущей управляющей организации и госжилинспекции, где размещены отчеты об использовании денежных средств, информацией из банка о движении по счетам Предыдущей управляющей организации, из которой следует, что не все полученные средства были освоены >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 157.1 "Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги" ЖК РФ"Проанализировав положения статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" суд обоснованно исходил из того, что недопущение превышения утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги относится к вопросам размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и находится в сфере жилищного, а не тарифного законодательства. В то же время предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а устанавливает ограничения роста платы граждан за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и применяется к совокупному платежу. Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций, может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей. Законодательство в сфере тарифного регулирования не содержит положений, позволяющих уменьшать НВВ отдельной ресурсоснабжающей организации по мотивам необходимости соблюдения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за все коммунальные услуги."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Установлены ли ограничения на повышение тарифов ЖКХ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок установления тарифов ЖКХ
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок установления тарифов ЖКХ
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 156. Размер платы за жилое помещение
(ред. от 04.11.2025)Статья 156. Размер платы за жилое помещение
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22
"О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"19. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (части 2 и 4 статьи 156 ЖК РФ).
"О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"19. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (части 2 и 4 статьи 156 ЖК РФ).
Готовое решение: НДС при получении субсидий
(КонсультантПлюс, 2025)Примером служит субсидия, компенсирующая недополученные доходы в случае, когда отдельным категориям лиц коммунальные услуги предоставляются по льготным тарифам. Если она определена без НДС, уплачивать налог с ее суммы не нужно (Письма Минфина России от 16.03.2021 N 03-07-11/18341, от 15.05.2019 N 03-07-11/34601).
(КонсультантПлюс, 2025)Примером служит субсидия, компенсирующая недополученные доходы в случае, когда отдельным категориям лиц коммунальные услуги предоставляются по льготным тарифам. Если она определена без НДС, уплачивать налог с ее суммы не нужно (Письма Минфина России от 16.03.2021 N 03-07-11/18341, от 15.05.2019 N 03-07-11/34601).
Статья: Договорные механизмы распределения рисков в концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Стоит отдельно отметить, что принцип переноса риска наиболее свойствен концессионным соглашениям, реализуемым с привлечением заемного капитала финансирующих организаций (банков, институтов развития), выступающих в качестве кредиторов концессионера. Такой вид финансирования является проектным, поскольку "источником погашения задолженности являются денежные потоки, генерируемые проектом" <5>. Признаки проектного финансирования, выделяемые А.В. Белицкой <6>, присущи и коммунальным концессиям: 1) сочетание собственного и долгового финансирования, а также бюджетного софинансирования; 2) тарифы на коммунальные услуги, устанавливаемые концессионеру, являются основным источником возврата привлеченных средств; 3) справедливое распределение рисков между концедентом, концессионером и субъектом РФ (т.е. возложение риска на ту сторону, к компетенции и возможностям которой он относится); 4) состав обеспечения исполнения обязательств концессионера перед кредиторами является ограниченным (залог долей в уставном капитале (акций) концессионера, залог прав концессионера по концессионному соглашению); гарантия возврата средств кредиторов, предоставленных концессионеру, предусматривается в отдельно заключаемом в соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ "О концессионных соглашениях" соглашении (прямое соглашение); 5) концессионер является специально созданным юридическим лицом (т.н. проектной компанией, англ. "special purpose vehicle"), реализующим исключительно концессионное соглашение.
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Стоит отдельно отметить, что принцип переноса риска наиболее свойствен концессионным соглашениям, реализуемым с привлечением заемного капитала финансирующих организаций (банков, институтов развития), выступающих в качестве кредиторов концессионера. Такой вид финансирования является проектным, поскольку "источником погашения задолженности являются денежные потоки, генерируемые проектом" <5>. Признаки проектного финансирования, выделяемые А.В. Белицкой <6>, присущи и коммунальным концессиям: 1) сочетание собственного и долгового финансирования, а также бюджетного софинансирования; 2) тарифы на коммунальные услуги, устанавливаемые концессионеру, являются основным источником возврата привлеченных средств; 3) справедливое распределение рисков между концедентом, концессионером и субъектом РФ (т.е. возложение риска на ту сторону, к компетенции и возможностям которой он относится); 4) состав обеспечения исполнения обязательств концессионера перед кредиторами является ограниченным (залог долей в уставном капитале (акций) концессионера, залог прав концессионера по концессионному соглашению); гарантия возврата средств кредиторов, предоставленных концессионеру, предусматривается в отдельно заключаемом в соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ "О концессионных соглашениях" соглашении (прямое соглашение); 5) концессионер является специально созданным юридическим лицом (т.н. проектной компанией, англ. "special purpose vehicle"), реализующим исключительно концессионное соглашение.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По делам об оспаривании нормативных правовых актов привлечение в процесс в качестве заинтересованных лиц конкретных организаций, в частности, бывает необходимым в тех случаях, когда предметом оспаривания являются нормативные правовые акты, устанавливающие тарифы и цены на услуги организаций-монополистов (тарифы на тепловую и электрическую энергию, коммунальные услуги и т.п.). Участие в процессе указанных лиц обусловлено спецификой оспариваемого акта, заключающейся в том, что этот акт наряду с неопределенным кругом лиц имеет индивидуального адресата, т.е. регулирует такие отношения, одним из участников которых выступает конкретная коммерческая организация - поставщик и (или) потребитель услуг.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По делам об оспаривании нормативных правовых актов привлечение в процесс в качестве заинтересованных лиц конкретных организаций, в частности, бывает необходимым в тех случаях, когда предметом оспаривания являются нормативные правовые акты, устанавливающие тарифы и цены на услуги организаций-монополистов (тарифы на тепловую и электрическую энергию, коммунальные услуги и т.п.). Участие в процессе указанных лиц обусловлено спецификой оспариваемого акта, заключающейся в том, что этот акт наряду с неопределенным кругом лиц имеет индивидуального адресата, т.е. регулирует такие отношения, одним из участников которых выступает конкретная коммерческая организация - поставщик и (или) потребитель услуг.
Статья: Публично-правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Жилищные инспекции осуществляют деятельность на федеральном и региональном уровне. Государственный жилищный надзор реализуется при помощи проведения проверок, как плановых, так и внеплановых. Любая проверка направлена на выявление и устранение недостатков, способствующих нарушению закона или создающих предпосылки для такого нарушения. Как отмечалось ранее, жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии. На практике зачастую функции контроля и надзора дублируются, как в случае оценки качества предоставляемых услуг, так и при контроле действий должностных лиц и органов в сфере жилищно-коммунального надзора <8>. Множество государственных органов, осуществляющих функции государственного контроля и надзора в отношении отрасли ЖКХ, являются надведомственными. Проверки государственной жилищной инспекцией проводятся по следующим видам: порядок использования имущества и жилого фонда, предназначение придомовых территорий и мест общего пользования; условия предоставления услуг; оценка состояния жилищного фонда и общей собственности, эксплуатация таких помещений; использование ресурсов в жилых домах (вода, тепло, газ, электричество); качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Во всех субъектах РФ действуют государственные или муниципальные тарифные комиссии, целью которых является определение тарифов ЖКХ. Тарифы не должны носить обременительный характер для населения.
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Жилищные инспекции осуществляют деятельность на федеральном и региональном уровне. Государственный жилищный надзор реализуется при помощи проведения проверок, как плановых, так и внеплановых. Любая проверка направлена на выявление и устранение недостатков, способствующих нарушению закона или создающих предпосылки для такого нарушения. Как отмечалось ранее, жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии. На практике зачастую функции контроля и надзора дублируются, как в случае оценки качества предоставляемых услуг, так и при контроле действий должностных лиц и органов в сфере жилищно-коммунального надзора <8>. Множество государственных органов, осуществляющих функции государственного контроля и надзора в отношении отрасли ЖКХ, являются надведомственными. Проверки государственной жилищной инспекцией проводятся по следующим видам: порядок использования имущества и жилого фонда, предназначение придомовых территорий и мест общего пользования; условия предоставления услуг; оценка состояния жилищного фонда и общей собственности, эксплуатация таких помещений; использование ресурсов в жилых домах (вода, тепло, газ, электричество); качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Во всех субъектах РФ действуют государственные или муниципальные тарифные комиссии, целью которых является определение тарифов ЖКХ. Тарифы не должны носить обременительный характер для населения.
Вопрос: Как рассчитываются объемы с целью определения среднего тарифа при расчете специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на территориях субъектов Российской Федерации?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Ситуация: Каков порядок оплаты жилья и коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер платы за коммунальные услуги (в том числе за холодную и горячую воду, электроэнергию, тепловую энергию, газ) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии - исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг), и по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (ч. 4 ст. 154, ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ; п. 38 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер платы за коммунальные услуги (в том числе за холодную и горячую воду, электроэнергию, тепловую энергию, газ) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии - исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг), и по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (ч. 4 ст. 154, ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ; п. 38 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Другим важным аспектом коммунальных концессий, а также существенным условием концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о концессиях являются значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера. Долгосрочные параметры являются, по своей сути, тарифным решением на длительный период регулирования (не менее пяти годовых периодов или трех годовых периодов при первом применении долгосрочных тарифов согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения) <13>, определяющим параметры расчета тарифов (базовый уровень операционных расходов, нормативный уровень прибыли, индекс эффективности операционных расходов и показатели надежности, качества и энергетической эффективности), применимые к концессионеру. В случае реализации концессионером масштабной инвестиционной программы, в составе тарифа будет высокая доля инвестиционной составляющей, что оказывает нагрузку на тариф и динамику его роста. Коммунальные ресурсы должны поставляться населению по приемлемым, социально ориентированным ценам, что имеет свое отражение в законодательстве в виде механизма установления предельных индексов платы граждан, свыше которых рост платы за коммунальные услуги является недопустимым. Тем не менее в муниципальных образованиях, где сети водоснабжения, водоотведения и (или) теплоснабжения находятся в крайне аварийном состоянии и критически изношены, инвестиции в их модернизацию жизненно необходимы, что, в свою очередь, влечет вынужденный рост тарифа выше предельных индексов в среднем по тому или иному субъекту Российской Федерации. За ФАС России согласно п. 5.3.21.36 Положения о ФАС России <14> закреплены полномочия по установлению предельных индексов максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам РФ.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Другим важным аспектом коммунальных концессий, а также существенным условием концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о концессиях являются значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера. Долгосрочные параметры являются, по своей сути, тарифным решением на длительный период регулирования (не менее пяти годовых периодов или трех годовых периодов при первом применении долгосрочных тарифов согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения) <13>, определяющим параметры расчета тарифов (базовый уровень операционных расходов, нормативный уровень прибыли, индекс эффективности операционных расходов и показатели надежности, качества и энергетической эффективности), применимые к концессионеру. В случае реализации концессионером масштабной инвестиционной программы, в составе тарифа будет высокая доля инвестиционной составляющей, что оказывает нагрузку на тариф и динамику его роста. Коммунальные ресурсы должны поставляться населению по приемлемым, социально ориентированным ценам, что имеет свое отражение в законодательстве в виде механизма установления предельных индексов платы граждан, свыше которых рост платы за коммунальные услуги является недопустимым. Тем не менее в муниципальных образованиях, где сети водоснабжения, водоотведения и (или) теплоснабжения находятся в крайне аварийном состоянии и критически изношены, инвестиции в их модернизацию жизненно необходимы, что, в свою очередь, влечет вынужденный рост тарифа выше предельных индексов в среднем по тому или иному субъекту Российской Федерации. За ФАС России согласно п. 5.3.21.36 Положения о ФАС России <14> закреплены полномочия по установлению предельных индексов максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам РФ.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В связи с тем что апартаменты относятся к категории нежилых помещений, в них, в отличие от квартиры, нельзя оформить регистрацию по месту жительства. Управление зданием, в котором размещаются апартаменты, обычно осуществляется управляющей компанией, выбранной застройщиком, а оплата коммунальных услуг - по тарифам, установленным для коммерческих, нежилых помещений в соответствии с договорами, заключенными управляющей компанией.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В связи с тем что апартаменты относятся к категории нежилых помещений, в них, в отличие от квартиры, нельзя оформить регистрацию по месту жительства. Управление зданием, в котором размещаются апартаменты, обычно осуществляется управляющей компанией, выбранной застройщиком, а оплата коммунальных услуг - по тарифам, установленным для коммерческих, нежилых помещений в соответствии с договорами, заключенными управляющей компанией.
Ситуация: Как рассчитывается плата за коммунальные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).