Кто устанавливает публичный сервитут
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто устанавливает публичный сервитут (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФ"Из содержания приведенных норм права в их совокупности и взаимной связи следует, что в процедуре установления публичного сервитута для целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, критерием разграничения компетенции по принятию соответствующего решения является непринадлежность земельных участков или конкретная категория земель, а назначение инженерного сооружения для размещения которого устанавливается публичный сервитут."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальные правовые акты
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением к администрации городского округа... о признании недействительным постановления администрации городского округа... "Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков..."...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением к администрации городского округа... о признании недействительным постановления администрации городского округа... "Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков..."...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 3)случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением или изменением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 3)случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением или изменением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.
Статья: Основание и пределы негаторной защиты
(Мальбин Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Вместе с тем нельзя согласиться с С.А. Синицыным в том, что для применения негаторного иска действия ответчика необязательно должны быть противоправными или незаконными <22>. Негаторный иск является способом защиты права, при этом защита права существует только тогда, когда имеет место нарушение права, а нарушение права, в свою очередь, - это всегда действие незаконное, поэтому негаторный иск применим только тогда, когда имеет место незаконное действие. Нарушить право правомерными действиями невозможно, а лицо, совершившее правомерное действие, хотя бы с таким действием и не был согласен собственник вещи, не может быть присуждено к иному поведению, поскольку поведение такого лица соответствует закону и лицо своей волей определяет поведение в тех пределах, в которых это позволяет объективное право. Так, например, не является нарушением права собственности на земельный участок проход и проезд через земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут (который по своей правовой природе является не субъективным правом частных лиц, а установленным в соответствии с законом ограничением права собственности на земельный участок), поскольку такие проход и проезд являются объективно правомерными, в связи с чем отсутствуют основания для отстранения третьих лиц от прохода и проезда по земельному участку.
(Мальбин Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Вместе с тем нельзя согласиться с С.А. Синицыным в том, что для применения негаторного иска действия ответчика необязательно должны быть противоправными или незаконными <22>. Негаторный иск является способом защиты права, при этом защита права существует только тогда, когда имеет место нарушение права, а нарушение права, в свою очередь, - это всегда действие незаконное, поэтому негаторный иск применим только тогда, когда имеет место незаконное действие. Нарушить право правомерными действиями невозможно, а лицо, совершившее правомерное действие, хотя бы с таким действием и не был согласен собственник вещи, не может быть присуждено к иному поведению, поскольку поведение такого лица соответствует закону и лицо своей волей определяет поведение в тех пределах, в которых это позволяет объективное право. Так, например, не является нарушением права собственности на земельный участок проход и проезд через земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут (который по своей правовой природе является не субъективным правом частных лиц, а установленным в соответствии с законом ограничением права собственности на земельный участок), поскольку такие проход и проезд являются объективно правомерными, в связи с чем отсутствуют основания для отстранения третьих лиц от прохода и проезда по земельному участку.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)19. Часть 19 комментируемой статьи обязывает Росреестр в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте или об уточнении местоположения границ публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута по адресу его электронной почты сообщение с указанием фамилии, имени, отчества или наименования правообладателя земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут (в соответствии с данными о местоположении границ земельного участка), почтового адреса и (или) адреса электронной почты, по которым осуществляется связь с таким правообладателем.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)19. Часть 19 комментируемой статьи обязывает Росреестр в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте или об уточнении местоположения границ публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута по адресу его электронной почты сообщение с указанием фамилии, имени, отчества или наименования правообладателя земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут (в соответствии с данными о местоположении границ земельного участка), почтового адреса и (или) адреса электронной почты, по которым осуществляется связь с таким правообладателем.
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1
Путеводитель. Что нужно знать о сервитуте на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)2. Установление частного и публичного сервитута
(КонсультантПлюс, 2025)2. Установление частного и публичного сервитута
Статья: Спор об установлении сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) (на основании судебной практики Московского городского и Московского областного судов)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- в случае когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено ЗК РФ (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- в случае когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено ЗК РФ (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).
Готовое решение: НДС по операциям с земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанности налогового агента по НДС при оплате за сервитут возникают у организации или ИП, в интересах которых он установлен, если сервитут предоставляет государственный или муниципальный орган, орган публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении государственных или муниципальных земельных участков, участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". Исключения - сервитут является публичным или сервитут предоставлен в отношении участков, государственная собственность на которые не разграничена. Налоговый агент определяет налоговую базу по НДС по каждому земельному участку отдельно как сумму оплаты за сервитут с учетом налога. Налоговый агент обязан в обычном порядке исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, является ли он сам плательщиком НДС, а также составить счет-фактуру (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ, Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992, от 24.03.2025 N 03-07-11/28719, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанности налогового агента по НДС при оплате за сервитут возникают у организации или ИП, в интересах которых он установлен, если сервитут предоставляет государственный или муниципальный орган, орган публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении государственных или муниципальных земельных участков, участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". Исключения - сервитут является публичным или сервитут предоставлен в отношении участков, государственная собственность на которые не разграничена. Налоговый агент определяет налоговую базу по НДС по каждому земельному участку отдельно как сумму оплаты за сервитут с учетом налога. Налоговый агент обязан в обычном порядке исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, является ли он сам плательщиком НДС, а также составить счет-фактуру (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ, Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992, от 24.03.2025 N 03-07-11/28719, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
Готовое решение: Как приватизировать государственное и муниципальное имущество
(КонсультантПлюс, 2025)приведите сведения об установлении публичного сервитута и (или) иных ограничений (пп. 17 п. 3 ст. 15 Закона о приватизации);
(КонсультантПлюс, 2025)приведите сведения об установлении публичного сервитута и (или) иных ограничений (пп. 17 п. 3 ст. 15 Закона о приватизации);
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)5) иные лица, уполномоченные на основании правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или договоров (соглашений) с органами государственной власти или местного самоуправления осуществлять деятельность, для которой возможно установить публичный сервитут.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)5) иные лица, уполномоченные на основании правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или договоров (соглашений) с органами государственной власти или местного самоуправления осуществлять деятельность, для которой возможно установить публичный сервитут.
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время собственникам сооружений, которые могут размещаться на публичных земельных участках на основании сервитута, или публичного сервитута, или в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, такие участки в собственность не предоставляются (п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ предусматривает соответствующие основания для сервитута. Например, линейный объект может быть размещен на земельном участке на основании соглашения об установлении сервитута, если такой объект не препятствует разрешенному использованию публичного участка (пп. 1 ст. 39.23 ЗК РФ). На определенных условиях и с учетом ряда исключений можно установить и публичный сервитут. Следовательно, в силу п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ земельный участок в этих случаях не подлежит передаче в собственность собственнику линейного объекта.
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время собственникам сооружений, которые могут размещаться на публичных земельных участках на основании сервитута, или публичного сервитута, или в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, такие участки в собственность не предоставляются (п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ предусматривает соответствующие основания для сервитута. Например, линейный объект может быть размещен на земельном участке на основании соглашения об установлении сервитута, если такой объект не препятствует разрешенному использованию публичного участка (пп. 1 ст. 39.23 ЗК РФ). На определенных условиях и с учетом ряда исключений можно установить и публичный сервитут. Следовательно, в силу п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ земельный участок в этих случаях не подлежит передаче в собственность собственнику линейного объекта.