Кто составляет протоколы по коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто составляет протоколы по коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административные правонарушения в области таможенного дела
(КонсультантПлюс, 2025)...Сотрудник таможенного органа, полагая, что использование временно ввезенного транспортного средства международной перевозки во внутренней перевозке по таможенной территории ЕАЭС образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.24. КоАП РФ... составил протокол...
(КонсультантПлюс, 2025)...Сотрудник таможенного органа, полагая, что использование временно ввезенного транспортного средства международной перевозки во внутренней перевозке по таможенной территории ЕАЭС образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.24. КоАП РФ... составил протокол...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах Управление правомерно в соответствии с положениями статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ составило протокол об административном правонарушении и вынесло оспариваемое постановление в отсутствие законного представителя (защитника) Общества..."
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах Управление правомерно в соответствии с положениями статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ составило протокол об административном правонарушении и вынесло оспариваемое постановление в отсутствие законного представителя (защитника) Общества..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Наложенный таможенным органом штраф уплачен не был. Правомерно ли составление протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа, учитывая, что отправленная по месту нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ, копия постановления была возвращена в таможенный орган по истечении срока хранения?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: Наложенный таможенным органом на организацию административный штраф по постановлению по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в установленном порядке уплачен не был. Правомерно ли в данном случае составление таможенным органом протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа, учитывая, что отправленная по месту нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ, копия указанного постановления была возвращена в таможенный орган по истечении срока хранения, то есть организация ее фактически не получила, а постановление вступило в законную силу по истечении 10 суток после даты возвращения в таможенный орган копии данного постановления?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: Наложенный таможенным органом на организацию административный штраф по постановлению по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в установленном порядке уплачен не был. Правомерно ли в данном случае составление таможенным органом протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа, учитывая, что отправленная по месту нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ, копия указанного постановления была возвращена в таможенный орган по истечении срока хранения, то есть организация ее фактически не получила, а постановление вступило в законную силу по истечении 10 суток после даты возвращения в таможенный орган копии данного постановления?
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
(ред. от 04.11.2025)Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"4. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"4. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Статья: Должностные лица МЧС России как субъекты реализации функций государства: отдельные вопросы административно-юрисдикционной деятельности
(Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В связи с этим стоит привести положительные примеры регулирования аналогичных вопросов в иных федеральных органах исполнительной власти. В Приказе МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 <8> перечисляются должностные лица системы МВД России, уполномоченные составлять протоколы, предусмотренные КоАП РФ. Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 <9> утверждена форма протокола об административном правонарушении.
(Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В связи с этим стоит привести положительные примеры регулирования аналогичных вопросов в иных федеральных органах исполнительной власти. В Приказе МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 <8> перечисляются должностные лица системы МВД России, уполномоченные составлять протоколы, предусмотренные КоАП РФ. Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 <9> утверждена форма протокола об административном правонарушении.
Готовое решение: Какие штрафы налагает СФР за нарушения, связанные с отчетностью по персонифицированному учету (в том числе за несвоевременную сдачу отчетности)
(КонсультантПлюс, 2025)За непредставление, несвоевременное представление сведений, а также их подачу в неполном объеме или в искаженном виде либо отказ от их представления к должностным лицам организации применяется административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.33.2, примечание к ст. 15.33.2 КоАП РФ). СФР при привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ только составляет протокол, а выносит постановление суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За непредставление, несвоевременное представление сведений, а также их подачу в неполном объеме или в искаженном виде либо отказ от их представления к должностным лицам организации применяется административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.33.2, примечание к ст. 15.33.2 КоАП РФ). СФР при привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ только составляет протокол, а выносит постановление суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Статья: Административное приостановление деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. Ходатайство рассматривается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в 5-дневный срок со дня поступления ходатайства в порядке, предусмотренном гл. 29 КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных данной статьей. При этом для участия в рассмотрении ходатайства вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. Ходатайство рассматривается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в 5-дневный срок со дня поступления ходатайства в порядке, предусмотренном гл. 29 КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных данной статьей. При этом для участия в рассмотрении ходатайства вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).
Готовое решение: Кто проверяет кассовую дисциплину и как проходит проверка
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, составят протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ). Данный документ подписываете вы и инспектор, который его составил. Исключение - протокол, составленный по видео-конференц-связи. Если вы откажетесь подписать протокол или не явитесь для его составления, в нем сделают соответствующую запись. После этого копию протокола вам вручат под расписку (кроме случаев, когда протокол составляется с использованием веб-конференции) (ч. 5, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, составят протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ). Данный документ подписываете вы и инспектор, который его составил. Исключение - протокол, составленный по видео-конференц-связи. Если вы откажетесь подписать протокол или не явитесь для его составления, в нем сделают соответствующую запись. После этого копию протокола вам вручат под расписку (кроме случаев, когда протокол составляется с использованием веб-конференции) (ч. 5, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в определенной степени ограничивает правомочия административных органов и их должностных лиц при непосредственном рассмотрении дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями судов общей юрисдикции, поскольку указанные субъекты не включены в очерченный круг участников производства по делу (гл. 25 КоАП РФ). В 2010 г. в ст. 30.1 КоАП РФ была введена ч. 1.1, в связи с чем право обжалования постановления судьи предоставлено должностному лицу, уполномоченному в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в определенной степени ограничивает правомочия административных органов и их должностных лиц при непосредственном рассмотрении дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями судов общей юрисдикции, поскольку указанные субъекты не включены в очерченный круг участников производства по делу (гл. 25 КоАП РФ). В 2010 г. в ст. 30.1 КоАП РФ была введена ч. 1.1, в связи с чем право обжалования постановления судьи предоставлено должностному лицу, уполномоченному в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
Готовое решение: Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, протокол оформляют после составления акта мероприятия. Однако его могут оформить и до такого момента, если нужно принять обеспечительные меры в виде временного запрета деятельности. Это возможно в случае, когда наказанием за правонарушение является приостановление деятельности (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ). Порядок оформления протокола и ознакомления с ним приведен в ст. 28.2 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, протокол оформляют после составления акта мероприятия. Однако его могут оформить и до такого момента, если нужно принять обеспечительные меры в виде временного запрета деятельности. Это возможно в случае, когда наказанием за правонарушение является приостановление деятельности (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ). Порядок оформления протокола и ознакомления с ним приведен в ст. 28.2 КоАП РФ.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями законом субъекта РФ должностные лица органа местного самоуправления, указанные этим законом, могут составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных региональными законами (ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП РФ). В ч. 3 этой же статьи установлено, что должностные лица органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов, при осуществлении ими полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами, а также при осуществлении муниципального контроля. Таким образом, вопрос о возможности органа местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях во многом зависит от законодателя субъекта РФ, что отрицательно сказывается на правовом единообразии в государстве.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями законом субъекта РФ должностные лица органа местного самоуправления, указанные этим законом, могут составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных региональными законами (ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП РФ). В ч. 3 этой же статьи установлено, что должностные лица органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов, при осуществлении ими полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами, а также при осуществлении муниципального контроля. Таким образом, вопрос о возможности органа местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях во многом зависит от законодателя субъекта РФ, что отрицательно сказывается на правовом единообразии в государстве.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)- должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, в вышестоящий суд (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ);
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)- должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, в вышестоящий суд (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ);
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)По нарушениям требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, предусмотренным ст. 15.15.6 КоАП РФ, сотрудники налоговых протоколы не составляют. Это следует из ч. 1 ст. 23.5, ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)По нарушениям требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, предусмотренным ст. 15.15.6 КоАП РФ, сотрудники налоговых протоколы не составляют. Это следует из ч. 1 ст. 23.5, ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
Ситуация: Что предпринять при составлении протокола за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При составлении протокола обратите внимание на правильность указания сведений, а именно: даты и места оформления протокола, существа вменяемого правонарушения, времени и места его совершения, а также должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При составлении протокола обратите внимание на правильность указания сведений, а именно: даты и места оформления протокола, существа вменяемого правонарушения, времени и места его совершения, а также должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).