Кто назначает выБоры государственной думы



Подборка наиболее важных документов по запросу Кто назначает выБоры государственной думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)
Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Эти случаи предусмотрены статьями 111, 112 и 117 [3]. Все они связаны либо с совместным с Президентом РФ формированием Правительства РФ либо с выражением Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказом Государственной Думой в доверии Правительству РФ. Причем п. 4 ст. 117 Конституции РФ (как и п. 4 ст. 115) претерпел изменения в сторону смягчения позиций сторон. В прежней редакции Конституции РФ предусматривалось, что в случае отказа Государственной Думой в доверии Правительству РФ "Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы..." [4]. В новой редакции Конституции РФ записана более мягкая формулировка: "Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов". Далее дается трехмесячный срок для урегулирования конфликта между двумя важнейшими органами государственной власти Российской Федерации. И только в случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы [3].
Статья: Конституционно-правовые проблемы реализации процедуры назначения Председателя Правительства Российской Федерации
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)
Еще одной важной проблемой, касающейся выбора кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и связанной с другими этапами формирования Правительства РФ, является возможность использования Президентом РФ процедуры назначения кандидатуры для роспуска Государственной Думы. В случае представления Президентом РФ в первый раз Государственной Думе заведомо "слабой" кандидатуры, которую с высокой долей вероятности депутаты отклонят, или во второй раз, после отклонения Государственной Думой предложенной в первый раз кандидатуры, глава государства вправе представить "слабую" кандидатуру и в третий раз. В этом случае по результатам ее отклонения и в третий раз у Президента РФ возникает право распустить Государственную Думу. Согласимся с тем, что данное обстоятельство создает дополнительные, достаточно формальные основания для роспуска Государственной Думы <6>. Несогласие Государственной Думы с кандидатурой (кандидатурами), предложенной (предложенными) Президентом РФ, подчеркивает независимость правительства от парламента, и в некоторых научных источниках даже называется "президентским правительством" <7>. После роспуска Государственной Думы Президент РФ вправе назначить не только отклоненную три раза кандидатуру, но и такую, которая ранее не представлялась на утверждение Государственной Думе. Впоследствии, после назначения, согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ, глава государства имеет право единолично освободить от должности "слабого" Председателя Правительства РФ. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, которые проводятся через три месяца со дня роспуска Государственной Думы <8>. Срок назначения Председателя Правительства РФ без участия Государственной Думы не конституционализирован, но исходя из принципа непрерывности деятельности правительства Президенту РФ необходимо как можно скорее произвести данное назначение. Полагаем, что разумным сроком назначения главы правительства в данном случае является неделя и его следует закрепить в Конституции РФ. Президент РФ вправе не распускать Государственную Думу после трехкратного отклонения кандидатур главы правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ) и сохранить вновь сформированное правительство, но в будущем возрастут политические риски противостояния парламента и правительства. Предлагаемым некоторыми учеными сдерживающим фактором реализации полномочия Президента РФ по роспуску Государственной Думы в вышеописанном случае может явиться назначение Советом Федерации новых выборов главы государства <9>.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"
Статья 31. Гарантии сотрудника Следственного комитета, наделенного полномочиями сенатора Российской Федерации (назначенного сенатором Российской Федерации), избранного депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо выборным должностным лицом местного самоуправления
показать больше документов