Кто назначает выБоры государственной думы
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто назначает выБоры государственной думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Эти случаи предусмотрены статьями 111, 112 и 117 [3]. Все они связаны либо с совместным с Президентом РФ формированием Правительства РФ либо с выражением Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказом Государственной Думой в доверии Правительству РФ. Причем п. 4 ст. 117 Конституции РФ (как и п. 4 ст. 115) претерпел изменения в сторону смягчения позиций сторон. В прежней редакции Конституции РФ предусматривалось, что в случае отказа Государственной Думой в доверии Правительству РФ "Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы..." [4]. В новой редакции Конституции РФ записана более мягкая формулировка: "Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов". Далее дается трехмесячный срок для урегулирования конфликта между двумя важнейшими органами государственной власти Российской Федерации. И только в случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы [3].
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Эти случаи предусмотрены статьями 111, 112 и 117 [3]. Все они связаны либо с совместным с Президентом РФ формированием Правительства РФ либо с выражением Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказом Государственной Думой в доверии Правительству РФ. Причем п. 4 ст. 117 Конституции РФ (как и п. 4 ст. 115) претерпел изменения в сторону смягчения позиций сторон. В прежней редакции Конституции РФ предусматривалось, что в случае отказа Государственной Думой в доверии Правительству РФ "Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы..." [4]. В новой редакции Конституции РФ записана более мягкая формулировка: "Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов". Далее дается трехмесячный срок для урегулирования конфликта между двумя важнейшими органами государственной власти Российской Федерации. И только в случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы [3].
Статья: Конституционно-правовые проблемы реализации процедуры назначения Председателя Правительства Российской Федерации
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Еще одной важной проблемой, касающейся выбора кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и связанной с другими этапами формирования Правительства РФ, является возможность использования Президентом РФ процедуры назначения кандидатуры для роспуска Государственной Думы. В случае представления Президентом РФ в первый раз Государственной Думе заведомо "слабой" кандидатуры, которую с высокой долей вероятности депутаты отклонят, или во второй раз, после отклонения Государственной Думой предложенной в первый раз кандидатуры, глава государства вправе представить "слабую" кандидатуру и в третий раз. В этом случае по результатам ее отклонения и в третий раз у Президента РФ возникает право распустить Государственную Думу. Согласимся с тем, что данное обстоятельство создает дополнительные, достаточно формальные основания для роспуска Государственной Думы <6>. Несогласие Государственной Думы с кандидатурой (кандидатурами), предложенной (предложенными) Президентом РФ, подчеркивает независимость правительства от парламента, и в некоторых научных источниках даже называется "президентским правительством" <7>. После роспуска Государственной Думы Президент РФ вправе назначить не только отклоненную три раза кандидатуру, но и такую, которая ранее не представлялась на утверждение Государственной Думе. Впоследствии, после назначения, согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ, глава государства имеет право единолично освободить от должности "слабого" Председателя Правительства РФ. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, которые проводятся через три месяца со дня роспуска Государственной Думы <8>. Срок назначения Председателя Правительства РФ без участия Государственной Думы не конституционализирован, но исходя из принципа непрерывности деятельности правительства Президенту РФ необходимо как можно скорее произвести данное назначение. Полагаем, что разумным сроком назначения главы правительства в данном случае является неделя и его следует закрепить в Конституции РФ. Президент РФ вправе не распускать Государственную Думу после трехкратного отклонения кандидатур главы правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ) и сохранить вновь сформированное правительство, но в будущем возрастут политические риски противостояния парламента и правительства. Предлагаемым некоторыми учеными сдерживающим фактором реализации полномочия Президента РФ по роспуску Государственной Думы в вышеописанном случае может явиться назначение Советом Федерации новых выборов главы государства <9>.
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Еще одной важной проблемой, касающейся выбора кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и связанной с другими этапами формирования Правительства РФ, является возможность использования Президентом РФ процедуры назначения кандидатуры для роспуска Государственной Думы. В случае представления Президентом РФ в первый раз Государственной Думе заведомо "слабой" кандидатуры, которую с высокой долей вероятности депутаты отклонят, или во второй раз, после отклонения Государственной Думой предложенной в первый раз кандидатуры, глава государства вправе представить "слабую" кандидатуру и в третий раз. В этом случае по результатам ее отклонения и в третий раз у Президента РФ возникает право распустить Государственную Думу. Согласимся с тем, что данное обстоятельство создает дополнительные, достаточно формальные основания для роспуска Государственной Думы <6>. Несогласие Государственной Думы с кандидатурой (кандидатурами), предложенной (предложенными) Президентом РФ, подчеркивает независимость правительства от парламента, и в некоторых научных источниках даже называется "президентским правительством" <7>. После роспуска Государственной Думы Президент РФ вправе назначить не только отклоненную три раза кандидатуру, но и такую, которая ранее не представлялась на утверждение Государственной Думе. Впоследствии, после назначения, согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ, глава государства имеет право единолично освободить от должности "слабого" Председателя Правительства РФ. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, которые проводятся через три месяца со дня роспуска Государственной Думы <8>. Срок назначения Председателя Правительства РФ без участия Государственной Думы не конституционализирован, но исходя из принципа непрерывности деятельности правительства Президенту РФ необходимо как можно скорее произвести данное назначение. Полагаем, что разумным сроком назначения главы правительства в данном случае является неделя и его следует закрепить в Конституции РФ. Президент РФ вправе не распускать Государственную Думу после трехкратного отклонения кандидатур главы правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ) и сохранить вновь сформированное правительство, но в будущем возрастут политические риски противостояния парламента и правительства. Предлагаемым некоторыми учеными сдерживающим фактором реализации полномочия Президента РФ по роспуску Государственной Думы в вышеописанном случае может явиться назначение Советом Федерации новых выборов главы государства <9>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 5. Назначение выборов депутатов Государственной Думы
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 5. Назначение выборов депутатов Государственной Думы
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"Статья 31. Гарантии сотрудника Следственного комитета, наделенного полномочиями сенатора Российской Федерации (назначенного сенатором Российской Федерации), избранного депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо выборным должностным лицом местного самоуправления
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"Статья 31. Гарантии сотрудника Следственного комитета, наделенного полномочиями сенатора Российской Федерации (назначенного сенатором Российской Федерации), избранного депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо выборным должностным лицом местного самоуправления
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)об определении срока, не позднее которого должны быть назначены выборы (кроме выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)об определении срока, не позднее которого должны быть назначены выборы (кроме выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);
Статья: Доверенное лицо политической партии или кандидата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Политические партии, выдвинувшие федеральный список кандидатов, а также кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, на выборах в Государственную Думу РФ и в Президенты РФ, вправе назначить доверенных лиц. Соответствующее право предоставлено им ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов) и п. 1 ст. 43 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Политические партии, выдвинувшие федеральный список кандидатов, а также кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, на выборах в Государственную Думу РФ и в Президенты РФ, вправе назначить доверенных лиц. Соответствующее право предоставлено им ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов) и п. 1 ст. 43 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента).
Статья: Конституционная модель места и роли президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)Из концепции президентской власти возникают и обширные полномочия, дающие возможность президенту активно влиять и на другую ветвь государственной власти - законодательную. Эти имеющиеся в распоряжении главы государства "сдержки и противовесы" в отношении к законодательной власти отдельно закреплены в ст. 84 Конституции РФ. Речь идет о назначении выборов в Государственную Думу; возможности роспуска Государственной Думы в предусмотренных законом случаях; возможности назначения референдума по своему усмотрению; праве внесения законопроектов в Государственную Думу; праве подписывать и обнародовать федеральные законы; праве обращения к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти направления деятельности президента в целом отвечают идее взаимодействия "разделенных" властей и соответствуют мировой практике взаимоотношений глав государств и парламентов демократических стран.
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)Из концепции президентской власти возникают и обширные полномочия, дающие возможность президенту активно влиять и на другую ветвь государственной власти - законодательную. Эти имеющиеся в распоряжении главы государства "сдержки и противовесы" в отношении к законодательной власти отдельно закреплены в ст. 84 Конституции РФ. Речь идет о назначении выборов в Государственную Думу; возможности роспуска Государственной Думы в предусмотренных законом случаях; возможности назначения референдума по своему усмотрению; праве внесения законопроектов в Государственную Думу; праве подписывать и обнародовать федеральные законы; праве обращения к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти направления деятельности президента в целом отвечают идее взаимодействия "разделенных" властей и соответствуют мировой практике взаимоотношений глав государств и парламентов демократических стран.