Кто может являться участником коммерческой концессии?
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто может являться участником коммерческой концессии? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доктрина взаимосвязанных договоров (linked contracts): сравнительно-правовое исследование
(Гуна А.Н.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)Сеть создает подобие иерархии с центральным контрагентом <53> и расходящимися от него к участникам договора франчайзинга нитями отношений. Нужно понимать, что такое многомерное построение обычно направлено на снижение трансакционных издержек и повышение координированности экономической сети. Участники хотят мультиплицировать эффект от исполнения по одному-единственному договору, создав синергию общего экономического эффекта, например объединяя усилия множества контрактов и получая скидку или более крупный проект. Также таким образом достигается лучшая доходность за счет того, что система контрактов создает меньше издержек по сравнению с отдельными договорами.
(Гуна А.Н.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)Сеть создает подобие иерархии с центральным контрагентом <53> и расходящимися от него к участникам договора франчайзинга нитями отношений. Нужно понимать, что такое многомерное построение обычно направлено на снижение трансакционных издержек и повышение координированности экономической сети. Участники хотят мультиплицировать эффект от исполнения по одному-единственному договору, создав синергию общего экономического эффекта, например объединяя усилия множества контрактов и получая скидку или более крупный проект. Также таким образом достигается лучшая доходность за счет того, что система контрактов создает меньше издержек по сравнению с отдельными договорами.
Статья: Критерии добросовестного поведения товаропроизводителя при заключении договора коммерческой концессии: анализ судебной практики
(Челышева Н.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Функционирование правообладателя в более экономически крупной организационно-правовой форме относительно пользователей - более мелких экономических субъектов также не дает правообладателю возможности каким-либо образом управлять, контролировать или иным образом влиять на поведение пользователей. Следовательно, исходя из смысла ст. 53.2 ГК РФ между правообладателем и пользователем отношения аффилированности не усматриваются. Наличие собственных органов управления в организации правообладателя и самостоятельной правосубъектности пользователей при осуществлении всеми участниками договора коммерческой концессии аналогичного вида деятельности предполагает различные подходы к решению вопросов, касающихся хозяйственной, кадровой и финансово-экономической политики организации предпринимательской (торговой) деятельности правообладателем и пользователями. Экономическая самостоятельность каждого пользователя и его независимость от правообладателя также может быть подтверждена надлежащим исполнением договорной обязанности пользователя по выплате правообладателю причитающегося по договору коммерческой концессии вознаграждения (роялти) независимо от размера собственной прибыли. Кроме того, все участники складывающихся в подобных ситуациях отношений из договора коммерческой концессии, как правило, функционируют на территориях различных муниципальных образований, в том числе и на территориях различных субъектов Российской Федерации. С учетом различной рыночной конъюнктуры на территориях разных регионов централизованное управление текущей деятельностью одним контролирующим лицом в принципе невозможно.
(Челышева Н.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Функционирование правообладателя в более экономически крупной организационно-правовой форме относительно пользователей - более мелких экономических субъектов также не дает правообладателю возможности каким-либо образом управлять, контролировать или иным образом влиять на поведение пользователей. Следовательно, исходя из смысла ст. 53.2 ГК РФ между правообладателем и пользователем отношения аффилированности не усматриваются. Наличие собственных органов управления в организации правообладателя и самостоятельной правосубъектности пользователей при осуществлении всеми участниками договора коммерческой концессии аналогичного вида деятельности предполагает различные подходы к решению вопросов, касающихся хозяйственной, кадровой и финансово-экономической политики организации предпринимательской (торговой) деятельности правообладателем и пользователями. Экономическая самостоятельность каждого пользователя и его независимость от правообладателя также может быть подтверждена надлежащим исполнением договорной обязанности пользователя по выплате правообладателю причитающегося по договору коммерческой концессии вознаграждения (роялти) независимо от размера собственной прибыли. Кроме того, все участники складывающихся в подобных ситуациях отношений из договора коммерческой концессии, как правило, функционируют на территориях различных муниципальных образований, в том числе и на территориях различных субъектов Российской Федерации. С учетом различной рыночной конъюнктуры на территориях разных регионов централизованное управление текущей деятельностью одним контролирующим лицом в принципе невозможно.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Например, в корпорации "Макдоналдс" наряду с собственными (принадлежащими компании на праве собственности) "ресторанами" быстрого питания под контролем корпорации находится и большое количество "независимых" (т.е. имеющих своих собственников) точек. Контроль осуществляется через договор франчайзинга (в терминах российского законодательства - договор коммерческой концессии), по которому "независимые" участники бизнеса выполняют требования корпорации "Макдоналдс" в части технологической, стандартов качества и обслуживания, работы под единым брендом, ценовой политики и т.д., платят за это деньги, находясь под "зонтиком" ("крышей") известного раскрученного бренда и имея от этого свои экономические преференции.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Например, в корпорации "Макдоналдс" наряду с собственными (принадлежащими компании на праве собственности) "ресторанами" быстрого питания под контролем корпорации находится и большое количество "независимых" (т.е. имеющих своих собственников) точек. Контроль осуществляется через договор франчайзинга (в терминах российского законодательства - договор коммерческой концессии), по которому "независимые" участники бизнеса выполняют требования корпорации "Макдоналдс" в части технологической, стандартов качества и обслуживания, работы под единым брендом, ценовой политики и т.д., платят за это деньги, находясь под "зонтиком" ("крышей") известного раскрученного бренда и имея от этого свои экономические преференции.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Франчайзинг - это система правоотношений между правообладателем и пользователем по поводу использования комплекса исключительных прав, пределов их использования, прав, обязанностей и ответственности сторон договора (субъектов). Формами же франчайзинга, его договорными конструкциями в государствах - участницах ЕАЭС выступают коммерческая концессия (Российская Федерация) и комплексная предпринимательская лицензия (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения). Главное отличие указанных договорных правовых конструкций заключается в том, что коммерческая концессия детально регламентирует порядок использования передаваемых исключительных прав и пределы такого законного правового использования, а комплексная предпринимательская лицензия предоставляет пользователю свободу выбора в рамках закона и договора способов использования передаваемого комплекса в разумных пределах и в соответствии с правовыми возможностями правообладателя и условиями договора. В рамках комплексной предпринимательской лицензии пользователь в соответствии с успешно применяемой методикой ведения предпринимательской деятельности может дополнять ее своими решениями, если это не противоречит условиям заключенного договора и негативно не отражается на деловой репутации правообладателя, а также на качестве производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Франчайзинг - это система правоотношений между правообладателем и пользователем по поводу использования комплекса исключительных прав, пределов их использования, прав, обязанностей и ответственности сторон договора (субъектов). Формами же франчайзинга, его договорными конструкциями в государствах - участницах ЕАЭС выступают коммерческая концессия (Российская Федерация) и комплексная предпринимательская лицензия (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения). Главное отличие указанных договорных правовых конструкций заключается в том, что коммерческая концессия детально регламентирует порядок использования передаваемых исключительных прав и пределы такого законного правового использования, а комплексная предпринимательская лицензия предоставляет пользователю свободу выбора в рамках закона и договора способов использования передаваемого комплекса в разумных пределах и в соответствии с правовыми возможностями правообладателя и условиями договора. В рамках комплексной предпринимательской лицензии пользователь в соответствии с успешно применяемой методикой ведения предпринимательской деятельности может дополнять ее своими решениями, если это не противоречит условиям заключенного договора и негативно не отражается на деловой репутации правообладателя, а также на качестве производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Статья: Договор коммерческой концессии: правовая природа и существенные условия
(Формакидов Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Коммерческая концессия - это консенсуальный, возмездный, взаимный, двусторонне обязывающий, предпринимательский договор <2>. Его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Правообладателем является лицо, обладающее какими-либо исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Пользователем выступает любой профессиональный участник гражданского оборота. Договор коммерческой концессии заключается только в простой письменной форме. Причем несоблюдение его формы влечет недействительность этого договора. Договор не подлежит какой-либо регистрации, но само предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности должно быть зарегистрировано в Роспатенте (в противном случае предоставление права считается несостоявшимся).
(Формакидов Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Коммерческая концессия - это консенсуальный, возмездный, взаимный, двусторонне обязывающий, предпринимательский договор <2>. Его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Правообладателем является лицо, обладающее какими-либо исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Пользователем выступает любой профессиональный участник гражданского оборота. Договор коммерческой концессии заключается только в простой письменной форме. Причем несоблюдение его формы влечет недействительность этого договора. Договор не подлежит какой-либо регистрации, но само предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности должно быть зарегистрировано в Роспатенте (в противном случае предоставление права считается несостоявшимся).