Критерии стандартного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии стандартного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прав собственников жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Основной целью сноса жилых помещений, признанных непригодными для проживания, является не получение права государственной или муниципальной собственности на земельные участки, на которых они находятся, а решение жилищной проблемы и обеспечение граждан доступным и качественным жильем. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд выступает второстепенным моментом, принимая во внимание, что оно осуществляется с целью строительства современных жилых домов, соответствующих современным стандартам понятия "благоустроенное жилье" <4>. Следовательно, снос жилых домов, переставших отвечать критериям объектов, пригодных для проживания, является безусловным основанием для предоставления гражданам других пригодных для проживания жилых помещений и не может быть квалифицирован как государственные или муниципальные нужды. Предоставление гражданам другого жилья взамен утраченного вследствие сноса не обладает правовой природой компенсации убытков собственнику имущества, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, а представляет собой функцию публично-правового образования по реализации ч. 1 ст. 40 Конституции России, гарантирующей каждому право на жилище.
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Основной целью сноса жилых помещений, признанных непригодными для проживания, является не получение права государственной или муниципальной собственности на земельные участки, на которых они находятся, а решение жилищной проблемы и обеспечение граждан доступным и качественным жильем. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд выступает второстепенным моментом, принимая во внимание, что оно осуществляется с целью строительства современных жилых домов, соответствующих современным стандартам понятия "благоустроенное жилье" <4>. Следовательно, снос жилых домов, переставших отвечать критериям объектов, пригодных для проживания, является безусловным основанием для предоставления гражданам других пригодных для проживания жилых помещений и не может быть квалифицирован как государственные или муниципальные нужды. Предоставление гражданам другого жилья взамен утраченного вследствие сноса не обладает правовой природой компенсации убытков собственнику имущества, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, а представляет собой функцию публично-правового образования по реализации ч. 1 ст. 40 Конституции России, гарантирующей каждому право на жилище.
Статья: Зеленый банкинг: вопросы теории и практики
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2022, N 3)На сегодняшний момент в Российской Федерации получили развитие зеленые облигации и зеленое кредитование, полагаем, что необходимо дальнейшее развитие зеленого банкинга, в частности создание правового обеспечения зеленой ипотеки при покупке жилого помещения, отвечающего экологическим стандартам, зеленого лизинга при покупке в лизинг отвечающего экологическим критериям оборудования, использование цифрового банкинга <37> и др.
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2022, N 3)На сегодняшний момент в Российской Федерации получили развитие зеленые облигации и зеленое кредитование, полагаем, что необходимо дальнейшее развитие зеленого банкинга, в частности создание правового обеспечения зеленой ипотеки при покупке жилого помещения, отвечающего экологическим стандартам, зеленого лизинга при покупке в лизинг отвечающего экологическим критериям оборудования, использование цифрового банкинга <37> и др.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 25.06.2018 N 393
"Об утверждении статистического инструментария для организации Минстроем России федерального статистического наблюдения за вводом в эксплуатацию стандартного жилья"4. При заполнении формы до утверждения критериев отнесения жилых помещений к стандартному жилью <1> под стандартным жильем понимаются жилые помещения, соответствующие условиям их отнесения к жилью экономического класса, установленным приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. N 800/пр "Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса" (зарегистрирован Минюстом России 9 января 2017 г. N 45129).
"Об утверждении статистического инструментария для организации Минстроем России федерального статистического наблюдения за вводом в эксплуатацию стандартного жилья"4. При заполнении формы до утверждения критериев отнесения жилых помещений к стандартному жилью <1> под стандартным жильем понимаются жилые помещения, соответствующие условиям их отнесения к жилью экономического класса, установленным приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. N 800/пр "Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса" (зарегистрирован Минюстом России 9 января 2017 г. N 45129).
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2459
(ред. от 19.06.2023)
"Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"д) наличие у застройщика в собственности или на праве аренды (субаренды) либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, - на праве безвозмездного пользования земельного участка (земельных участков), на котором планируется осуществлять реализацию проекта жилищного строительства. При этом срок аренды (субаренды) такого земельного участка (таких земельных участков), безвозмездного пользования таким земельным участком (такими земельными участками) не может быть менее срока реализации проекта жилищного строительства, увеличенного на 6 календарных месяцев. Настоящий критерий может не применяться в отношении проекта жилищного строительства, реализуемого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в рамках комплексного развития территории или в соответствии с договором о развитии застроенных территорий, договором о комплексном освоении территории, договором о комплексном развитии территории, договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, которые предусмотрены частями 5 и 7 статьи 18 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", если в отношении территории, на которой реализуется такой проект жилищного строительства, утверждена документация по планировке территории и имеются установленные законодательством Российской Федерации основания для предоставления застройщику земельных участков, необходимых для реализации такого проекта жилищного строительства, без проведения торгов;
(ред. от 19.06.2023)
"Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"д) наличие у застройщика в собственности или на праве аренды (субаренды) либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, - на праве безвозмездного пользования земельного участка (земельных участков), на котором планируется осуществлять реализацию проекта жилищного строительства. При этом срок аренды (субаренды) такого земельного участка (таких земельных участков), безвозмездного пользования таким земельным участком (такими земельными участками) не может быть менее срока реализации проекта жилищного строительства, увеличенного на 6 календарных месяцев. Настоящий критерий может не применяться в отношении проекта жилищного строительства, реализуемого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в рамках комплексного развития территории или в соответствии с договором о развитии застроенных территорий, договором о комплексном освоении территории, договором о комплексном развитии территории, договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, которые предусмотрены частями 5 и 7 статьи 18 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", если в отношении территории, на которой реализуется такой проект жилищного строительства, утверждена документация по планировке территории и имеются установленные законодательством Российской Федерации основания для предоставления застройщику земельных участков, необходимых для реализации такого проекта жилищного строительства, без проведения торгов;
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ..." положения данной нормы признаны не соответствующими Конституции. Мотивируя свое решение, суд указал, что по смыслу положений комментируемой статьи, ФЗ "О финансировании судов" и Закона РФ "О статусе судей в РФ" в их нормативном единстве принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, он должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ..." положения данной нормы признаны не соответствующими Конституции. Мотивируя свое решение, суд указал, что по смыслу положений комментируемой статьи, ФЗ "О финансировании судов" и Закона РФ "О статусе судей в РФ" в их нормативном единстве принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, он должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Но есть и другое понимание ограниченного вещного права, более радикально разграничивающее обязательственное право и ограниченное вещное право. Согласно этому подходу, ограниченное вещное право - это далеко не всякое право, обременяющее право собственности на вещь за счет эффекта следования и противопоставимое приобретателям вещи и иным третьим лицам, а только такое право, которое может быть представлено как производное абсолютное право, оформляющее хотя бы частичное непосредственное господство лица над вещью. Вещные обязательства обременяющего типа к ограниченным вещным правам отнесены, согласно такому пониманию, быть не могут. Соответственно, в рамках такой концепции раз ограниченное вещное право - это право вещное, то оно непременно абсолютное и закрепляющее ту или иную меру непосредственного господства лица над чужой вещью, осуществляемое за счет собственных действий обладателя такого права в отношении соответствующей вещи, а не за счет задолженного поведения некоего должника. Предоставление ограниченного вещного права представляет собой наделение контрагента на срок или бессрочно тем или иным набором правомочий, которые входят в состав стандартного набора правомочий собственника в отношении вещи и реализуют его господство над вещью.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Но есть и другое понимание ограниченного вещного права, более радикально разграничивающее обязательственное право и ограниченное вещное право. Согласно этому подходу, ограниченное вещное право - это далеко не всякое право, обременяющее право собственности на вещь за счет эффекта следования и противопоставимое приобретателям вещи и иным третьим лицам, а только такое право, которое может быть представлено как производное абсолютное право, оформляющее хотя бы частичное непосредственное господство лица над вещью. Вещные обязательства обременяющего типа к ограниченным вещным правам отнесены, согласно такому пониманию, быть не могут. Соответственно, в рамках такой концепции раз ограниченное вещное право - это право вещное, то оно непременно абсолютное и закрепляющее ту или иную меру непосредственного господства лица над чужой вещью, осуществляемое за счет собственных действий обладателя такого права в отношении соответствующей вещи, а не за счет задолженного поведения некоего должника. Предоставление ограниченного вещного права представляет собой наделение контрагента на срок или бессрочно тем или иным набором правомочий, которые входят в состав стандартного набора правомочий собственника в отношении вещи и реализуют его господство над вещью.
Статья: Имущественные иммунитеты в исполнительном производстве
(Осипова А.И.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)Несмотря на важность регулирования, предложенные законодательные инициативы, предусматривающие критерии для исключения "роскошного" жилья из-под иммунитета, до сих пор не реализованы. В результате суды вынуждены устанавливать эти критерии самостоятельно. Они ориентируются на рыночную стоимость, нормативы социального жилья и необходимость предоставления замещающей недвижимости, соответствующей минимальным стандартам проживания. Однако отсутствие единообразия в таких решениях создает правовую неопределенность.
(Осипова А.И.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)Несмотря на важность регулирования, предложенные законодательные инициативы, предусматривающие критерии для исключения "роскошного" жилья из-под иммунитета, до сих пор не реализованы. В результате суды вынуждены устанавливать эти критерии самостоятельно. Они ориентируются на рыночную стоимость, нормативы социального жилья и необходимость предоставления замещающей недвижимости, соответствующей минимальным стандартам проживания. Однако отсутствие единообразия в таких решениях создает правовую неопределенность.
Статья: Выкуп ветхого жилья у граждан по программе переселения
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)<7> Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н.
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)<7> Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н.
Статья: Исполнительский иммунитет единственного жилья должника-гражданина по делу о несостоятельности (банкротстве): проблема определения пределов
(Немова А.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Мы согласны с тем, что при решении вопроса о роскошности жилья следует принимать во внимание двукратную стоимость и площадь жилого помещения на каждого члена семьи должника-гражданина по условиям социального найма. В то же время, учитывая, что лишение исполнительского иммунитета в деле о банкротстве представляет собой крайнюю меру, названные критерии должны выступать в качестве ориентира, а не императива для суда. Например, согласно общему стандарту, норма площади предоставления жилья на условиях социального найма для одиноко проживающего гражданина 33 м2, однако в деле о банкротстве гр. Стружкина ВС РФ посчитал отвечающей разумной потребности квартиру должника площадью 40 м2 <15>. То есть при решении вопроса о роскошности жилья должника-гражданина по делу о несостоятельности (банкротстве) суду необходимо не только руководствоваться критериями стоимости и площади жилого помещения на каждого члена семьи должника по условиям социального найма, но и учитывать принципы добросовестности и разумности.
(Немова А.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Мы согласны с тем, что при решении вопроса о роскошности жилья следует принимать во внимание двукратную стоимость и площадь жилого помещения на каждого члена семьи должника-гражданина по условиям социального найма. В то же время, учитывая, что лишение исполнительского иммунитета в деле о банкротстве представляет собой крайнюю меру, названные критерии должны выступать в качестве ориентира, а не императива для суда. Например, согласно общему стандарту, норма площади предоставления жилья на условиях социального найма для одиноко проживающего гражданина 33 м2, однако в деле о банкротстве гр. Стружкина ВС РФ посчитал отвечающей разумной потребности квартиру должника площадью 40 м2 <15>. То есть при решении вопроса о роскошности жилья должника-гражданина по делу о несостоятельности (банкротстве) суду необходимо не только руководствоваться критериями стоимости и площади жилого помещения на каждого члена семьи должника по условиям социального найма, но и учитывать принципы добросовестности и разумности.
Статья: Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение: гринвошинг в строительстве
(Бурнос Е.Н., Вертинский О.Е., Ошуева В.В.)
("Юрисконсульт в строительстве", 2025, N 1)В качестве примера нарушения можно привести рекламу застройщиком жилого комплекса как соответствующего "зеленым" стандартам, определенным в ГОСТ Р 70346-2022 "Зеленые" стандарты. Здания многоквартирные жилые "зеленые". Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации", однако на самом деле этот комплекс не проходил сертификацию по данному Стандарту. Это создает у потенциальных покупателей ложное представление о качестве и экологичности жилья.
(Бурнос Е.Н., Вертинский О.Е., Ошуева В.В.)
("Юрисконсульт в строительстве", 2025, N 1)В качестве примера нарушения можно привести рекламу застройщиком жилого комплекса как соответствующего "зеленым" стандартам, определенным в ГОСТ Р 70346-2022 "Зеленые" стандарты. Здания многоквартирные жилые "зеленые". Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации", однако на самом деле этот комплекс не проходил сертификацию по данному Стандарту. Это создает у потенциальных покупателей ложное представление о качестве и экологичности жилья.
Статья: Актуальные вопросы заключения брачного договора, осложненного иностранным элементом
(Шляпникова Д.М.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 11)На практике возникает ряд вопросов, связанных с тем, как определять место жительства супругов. Гражданское законодательство определяет его как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Закон о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения определяет место жительства лица через наличие регистрации по месту жительства <8>. Однако данный критерий является формальным и не всегда отражает фактическое место проживания супругов. Также нет единого стандарта доказывания наличия у супругов места жительства за пределами Российской Федерации. Таким доказательством могут быть свидетельства, выдаваемые местными органами власти за рубежом и содержащие сведения о месте жительства конкретных лиц, а также о длительности их проживания, правовом статусе и т.д. Дополнительно могут использоваться документы, свидетельствующие, например, о правах супругов на жилое помещение или о несении ими совместных расходов на содержание объекта недвижимости <9>.
(Шляпникова Д.М.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 11)На практике возникает ряд вопросов, связанных с тем, как определять место жительства супругов. Гражданское законодательство определяет его как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Закон о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения определяет место жительства лица через наличие регистрации по месту жительства <8>. Однако данный критерий является формальным и не всегда отражает фактическое место проживания супругов. Также нет единого стандарта доказывания наличия у супругов места жительства за пределами Российской Федерации. Таким доказательством могут быть свидетельства, выдаваемые местными органами власти за рубежом и содержащие сведения о месте жительства конкретных лиц, а также о длительности их проживания, правовом статусе и т.д. Дополнительно могут использоваться документы, свидетельствующие, например, о правах супругов на жилое помещение или о несении ими совместных расходов на содержание объекта недвижимости <9>.
"Переговоры в гражданском праве и цивилистическом процессе: монография"
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Четвертое правило заключается в использовании объективных критериев. Данный принцип применяется при обсуждении предложений по урегулированию спора с целью их обоснования или опровержения. В качестве объективного критерия может выступать любая достоверная и доступная информация, с которой сложно не согласиться. Для правовых споров в качестве примеров это могут быть положение нормативного правового акта, единообразная судебная практика, вступившее в законную силу решение суда, размер минимальной заработной платы или прожиточного минимума, рыночная стоимость жилья, заключение эксперта или специалиста, стандарты строительной безопасности и пр. Значение объективных критериев состоит в их независимости от желаний обеих сторон. Опора на объективные критерии позволяет усиливать доводы переговорщиков, снижает уровень конфликтности, облегчает совершение уступок, способствует формулированию реалистичных условий соглашения.
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Четвертое правило заключается в использовании объективных критериев. Данный принцип применяется при обсуждении предложений по урегулированию спора с целью их обоснования или опровержения. В качестве объективного критерия может выступать любая достоверная и доступная информация, с которой сложно не согласиться. Для правовых споров в качестве примеров это могут быть положение нормативного правового акта, единообразная судебная практика, вступившее в законную силу решение суда, размер минимальной заработной платы или прожиточного минимума, рыночная стоимость жилья, заключение эксперта или специалиста, стандарты строительной безопасности и пр. Значение объективных критериев состоит в их независимости от желаний обеих сторон. Опора на объективные критерии позволяет усиливать доводы переговорщиков, снижает уровень конфликтности, облегчает совершение уступок, способствует формулированию реалистичных условий соглашения.
Статья: Спор о выселении из жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, на основании ст. ст. 84, 85, 90, 91 ЖК РФ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Статья 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" устанавливает дополнительные критерии равнозначности жилого помещения в рамках программы реновации:
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Статья 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" устанавливает дополнительные критерии равнозначности жилого помещения в рамках программы реновации:
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Ближе всех к ее применению подошел Конституционный суд Южной Африки <55>, известный своим широким подходом к защите этих прав. При рассмотрении разных дел Суд неоднократно обращался к вопросу о минимальном содержании социальных прав, но так и не применил эту доктрину напрямую, столкнувшись с серьезными препятствиями в виде отсутствия полномочий определять реальное содержание минимальных основных стандартов в области достойного жилья и здравоохранения. Суд счел, что такая деятельность противоречит его конституционному мандату и институциональным возможностям, и разрешил спорный вопрос в контексте более общей юридической проблемы - анализа действий исполнительной власти с точки зрения критериев разумности <56>.
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Ближе всех к ее применению подошел Конституционный суд Южной Африки <55>, известный своим широким подходом к защите этих прав. При рассмотрении разных дел Суд неоднократно обращался к вопросу о минимальном содержании социальных прав, но так и не применил эту доктрину напрямую, столкнувшись с серьезными препятствиями в виде отсутствия полномочий определять реальное содержание минимальных основных стандартов в области достойного жилья и здравоохранения. Суд счел, что такая деятельность противоречит его конституционному мандату и институциональным возможностям, и разрешил спорный вопрос в контексте более общей юридической проблемы - анализа действий исполнительной власти с точки зрения критериев разумности <56>.