Критерии риска земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии риска земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Земельным участкам присваивают категорию риска. Надзорный орган относит их к одной из категорий риска (от низкого до чрезвычайно высокого) по критериям, установленным в Приложениях N N 1, 2, 3 к Положению о земельном надзоре.
(КонсультантПлюс, 2025)Земельным участкам присваивают категорию риска. Надзорный орган относит их к одной из категорий риска (от низкого до чрезвычайно высокого) по критериям, установленным в Приложениях N N 1, 2, 3 к Положению о земельном надзоре.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Перечень критериев риска дан в положении о виде муниципального контроля. Далее все объекты контроля (например, земельные участки) необходимо отнести к определенным категориям риска в зависимости от того, какому критерию они соответствуют. Например, все земельные участки постановлением местной администрации разграничиваются по видам разрешенного использования (в частности, по трем видам, которые следует соотнести с тремя категориями риска и критериями). В итоге должен получиться список земельных участков из трех групп, соотнесенных с тремя категориями риска, который необходимо разместить на сайте (п. 7 ч. 3 ст. 46). По итогам этой работы составляется план контрольных мероприятий в отношении объектов в зависимости от категории риска, куда данный объект вошел. Периодичность контрольных мероприятий в зависимости от категории риска устанавливается в положении о виде муниципального контроля.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Перечень критериев риска дан в положении о виде муниципального контроля. Далее все объекты контроля (например, земельные участки) необходимо отнести к определенным категориям риска в зависимости от того, какому критерию они соответствуют. Например, все земельные участки постановлением местной администрации разграничиваются по видам разрешенного использования (в частности, по трем видам, которые следует соотнести с тремя категориями риска и критериями). В итоге должен получиться список земельных участков из трех групп, соотнесенных с тремя категориями риска, который необходимо разместить на сайте (п. 7 ч. 3 ст. 46). По итогам этой работы составляется план контрольных мероприятий в отношении объектов в зависимости от категории риска, куда данный объект вошел. Периодичность контрольных мероприятий в зависимости от категории риска устанавливается в положении о виде муниципального контроля.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)13. Отнесение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) земельных участков к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора согласно приложению N 1.
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)13. Отнесение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) земельных участков к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора согласно приложению N 1.
Статья: Правовое регулирование охраны окружающей среды при использовании возобновляемых источников энергии
(Бакунькин А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)<11> См.: Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права: монография. М.: Юрайт, 2022. URL: https://urait.ru/bcode/488599 (дата обращения: 22.04.2022); Бринчук М.М. Энергетическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. 2007. N 4. С. 10 - 16; Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Указ. соч.; Игнатьева И.А. Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики: право и практика: учебное пособие. М.: Проспект, 2019; Кичигин Н.В. Эколого-правовые риски как универсальный критерий оценки экологического законодательства // Журнал российского права. 2021. N 3. С. 138 - 151; Краснова И.О. Зарубежный опыт правового регулирования использования возобновляемых источников энергии // Экологическое право. 2019. N 4. С. 23 - 29; Хлуденева Н.И. Указ. соч.
(Бакунькин А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)<11> См.: Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права: монография. М.: Юрайт, 2022. URL: https://urait.ru/bcode/488599 (дата обращения: 22.04.2022); Бринчук М.М. Энергетическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. 2007. N 4. С. 10 - 16; Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Указ. соч.; Игнатьева И.А. Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики: право и практика: учебное пособие. М.: Проспект, 2019; Кичигин Н.В. Эколого-правовые риски как универсальный критерий оценки экологического законодательства // Журнал российского права. 2021. N 3. С. 138 - 151; Краснова И.О. Зарубежный опыт правового регулирования использования возобновляемых источников энергии // Экологическое право. 2019. N 4. С. 23 - 29; Хлуденева Н.И. Указ. соч.
Статья: Принцип приоритета охраны окружающей среды в механизме защиты прокурором публичных интересов в сфере земельных правоотношений в судебном порядке
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)С большими сложностями сталкиваются прокуроры при рассмотрении споров, связанных с эксплуатацией земельных участков с нарушением требований действующего законодательства. Здесь суды руководствуются различными критериями при рассмотрении доводов прокурора.
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)С большими сложностями сталкиваются прокуроры при рассмотрении споров, связанных с эксплуатацией земельных участков с нарушением требований действующего законодательства. Здесь суды руководствуются различными критериями при рассмотрении доводов прокурора.
Вопрос: Что относится к землям иного специального назначения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки, относящиеся к категории земель иного специального назначения, относятся к категории умеренного риска при соответствии пп. "б" п. 2 Критериев отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного контроля (надзора) (приложение N 1 Положению о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельные участки, относящиеся к категории земель иного специального назначения, относятся к категории умеренного риска при соответствии пп. "б" п. 2 Критериев отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного контроля (надзора) (приложение N 1 Положению о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081).
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)- критерий превалирования публичного интереса над частным. При применении механизма изъятия наличие публичного интереса является обязательным условием. Вместе с тем недостаточно доказать лишь само наличие публичного интереса. Необходимо, чтобы интерес общества преобладал над частным интересом собственника. Так, в ситуации с выкупом государством недвижимого имущества частного лица с целью пополнения государственной казны государству нужно отказать именно по этому основанию, поскольку интерес частного лица стоит выше, чем публичный интерес. В данном случае на одну чашу весов встает непополнение государственной казны, которая может найти другие источники дохода, например выпустить государственные облигации или повысить налоги, распределив тем самым бремя пополнения государственного бюджета на всех граждан, а на другую чашу весов - потеря частным лицом своего земельного участка, который, скажем, мог являться единственным источником его дохода (частное лицо высаживало на нем сельскохозяйственные культуры и продавало их). Как правильно отмечал Р. Познер, "для человека... риск потери значительной части благосостояния не может быть компенсирован экономией издержек государства..." <35>;
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)- критерий превалирования публичного интереса над частным. При применении механизма изъятия наличие публичного интереса является обязательным условием. Вместе с тем недостаточно доказать лишь само наличие публичного интереса. Необходимо, чтобы интерес общества преобладал над частным интересом собственника. Так, в ситуации с выкупом государством недвижимого имущества частного лица с целью пополнения государственной казны государству нужно отказать именно по этому основанию, поскольку интерес частного лица стоит выше, чем публичный интерес. В данном случае на одну чашу весов встает непополнение государственной казны, которая может найти другие источники дохода, например выпустить государственные облигации или повысить налоги, распределив тем самым бремя пополнения государственного бюджета на всех граждан, а на другую чашу весов - потеря частным лицом своего земельного участка, который, скажем, мог являться единственным источником его дохода (частное лицо высаживало на нем сельскохозяйственные культуры и продавало их). Как правильно отмечал Р. Познер, "для человека... риск потери значительной части благосостояния не может быть компенсирован экономией издержек государства..." <35>;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим, что ранее в правоприменительной практике был сформирован иной подход, в соответствии с которым изменение ВРИ, отраженного в кадастре, на новый возможно только при условии уже состоявшегося изменения фактического использования земельного участка с соблюдением установленных требований <1>. При этом данный подход с неизбежностью ставит вопрос о критериях разграничения изменения фактического использования земельного участка для целей изменения ВРИ и внесения соответствующих сведений в кадастр и использования земельного участка не в соответствии с ВРИ, указанным в кадастре, влекущего риск привлечения правообладателя участка к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Более того, в соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство подтверждает в т.ч. допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка. Соответственно, изменение фактического использования участка, предполагающее необходимость получения разрешения на строительство (реконструкцию), невозможно до изменения ВРИ, а потому основания для применения приведенной судебной позиции в настоящее время отсутствуют.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим, что ранее в правоприменительной практике был сформирован иной подход, в соответствии с которым изменение ВРИ, отраженного в кадастре, на новый возможно только при условии уже состоявшегося изменения фактического использования земельного участка с соблюдением установленных требований <1>. При этом данный подход с неизбежностью ставит вопрос о критериях разграничения изменения фактического использования земельного участка для целей изменения ВРИ и внесения соответствующих сведений в кадастр и использования земельного участка не в соответствии с ВРИ, указанным в кадастре, влекущего риск привлечения правообладателя участка к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Более того, в соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство подтверждает в т.ч. допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка. Соответственно, изменение фактического использования участка, предполагающее необходимость получения разрешения на строительство (реконструкцию), невозможно до изменения ВРИ, а потому основания для применения приведенной судебной позиции в настоящее время отсутствуют.
Статья: О необходимости ликвидации объектов накопленного экологического вреда для перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Таким образом, ликвидация объектов накопленного экологического вреда является одним из условий перехода России на стандарты "зеленой" экономики. Представляется, что "накопленный экологический вред" как разновидность межотраслевой категории "экологический вред" означает вред экологическим системам, причиненный в результате прошлой хозяйственной, военной или иной деятельности. Он не был своевременно устранен, что является препятствием для использования загрязненных территорий или акваторий для хозяйственной, природоохранной, рекреационной либо иной общественно полезной деятельности. Необходимо четкое законодательное указание на то, что эти объекты не имеют частного собственника, а соответствующие земельные участки находятся в публичной собственности. В случае если объект накопленного экологического вреда формировался как до, так и после приватизации, представляется логичным законодательно предусмотреть долевое участие бизнеса и государства в ликвидации его последствий. Возложение обязанности по ликвидации объекта накопленного экологического вреда на нового собственника не запрещено действующим законодательством, но при ее реализации есть риск роста числа банкротств хозяйствующих субъектов.
(Рыженков А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Таким образом, ликвидация объектов накопленного экологического вреда является одним из условий перехода России на стандарты "зеленой" экономики. Представляется, что "накопленный экологический вред" как разновидность межотраслевой категории "экологический вред" означает вред экологическим системам, причиненный в результате прошлой хозяйственной, военной или иной деятельности. Он не был своевременно устранен, что является препятствием для использования загрязненных территорий или акваторий для хозяйственной, природоохранной, рекреационной либо иной общественно полезной деятельности. Необходимо четкое законодательное указание на то, что эти объекты не имеют частного собственника, а соответствующие земельные участки находятся в публичной собственности. В случае если объект накопленного экологического вреда формировался как до, так и после приватизации, представляется логичным законодательно предусмотреть долевое участие бизнеса и государства в ликвидации его последствий. Возложение обязанности по ликвидации объекта накопленного экологического вреда на нового собственника не запрещено действующим законодательством, но при ее реализации есть риск роста числа банкротств хозяйствующих субъектов.
Статья: Применение исковой давности к искам о признании права отсутствующим: комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 января 2025 года N 3-П
(Айрапетян Г.В.)
("Закон", 2025, N 4)Такой подход создает значительные риски для граждан и юридических лиц, которые приобретают земельные участки, полагаясь на официальные документы и данные ЕГРН.
(Айрапетян Г.В.)
("Закон", 2025, N 4)Такой подход создает значительные риски для граждан и юридических лиц, которые приобретают земельные участки, полагаясь на официальные документы и данные ЕГРН.
Статья: Цифровизация и правовое регулирование управления земельными ресурсами
(Ухина Т.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Внедрение современных цифровых технологий часто сопровождается отсутствием четких правовых норм или их несоответствием реальным потребностям. По данным Всемирного банка, значительная доля кадастровых данных во многих странах содержит ошибки, и их корректировка без цифровых инструментов зачастую трудоемка. Недостаточная координация между ведомствами, отвечающими за кадастровый учет и регистрацию прав, усугубляет ситуацию. Кроме того, высокая степень бюрократизации и сложность административных процедур препятствуют развитию цифровых платформ, призванных упростить доступ к информации и повысить прозрачность операций с земельными участками.
(Ухина Т.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Внедрение современных цифровых технологий часто сопровождается отсутствием четких правовых норм или их несоответствием реальным потребностям. По данным Всемирного банка, значительная доля кадастровых данных во многих странах содержит ошибки, и их корректировка без цифровых инструментов зачастую трудоемка. Недостаточная координация между ведомствами, отвечающими за кадастровый учет и регистрацию прав, усугубляет ситуацию. Кроме того, высокая степень бюрократизации и сложность административных процедур препятствуют развитию цифровых платформ, призванных упростить доступ к информации и повысить прозрачность операций с земельными участками.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, осуществляемые систематически на свой риск организованные действия по использованию имущества, направленные на извлечение прибыли.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, осуществляемые систематически на свой риск организованные действия по использованию имущества, направленные на извлечение прибыли.
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Ключевые слова: земельный участок, сервитут, плата, интересы, правовой режим, коррупционные риски.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Ключевые слова: земельный участок, сервитут, плата, интересы, правовой режим, коррупционные риски.