Критерии отнесения организации к малому и среднему бизнесу
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии отнесения организации к малому и среднему бизнесу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Срочный трудовой договор с субъектом малого предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд... указал, что согласно Выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ответчик имеет категорию малого предприятия, однако при принятии решения по делу суд оценивает доказательства в их совокупности и для отказа в удовлетворении исковых требований работнику не может быть [предъявлена - ред.] только констатация факта, что работодатель имеет статус субъекта малого предпринимательства. Само правовое регулирование заключения с работником срочного трудового договора в абз. 2 ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации обуславливается не только фактом отнесения организации работодателя к субъекту малого предпринимательства, но и иными критериями, установленными в этой норме закона.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд... указал, что согласно Выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ответчик имеет категорию малого предприятия, однако при принятии решения по делу суд оценивает доказательства в их совокупности и для отказа в удовлетворении исковых требований работнику не может быть [предъявлена - ред.] только констатация факта, что работодатель имеет статус субъекта малого предпринимательства. Само правовое регулирование заключения с работником срочного трудового договора в абз. 2 ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации обуславливается не только фактом отнесения организации работодателя к субъекту малого предпринимательства, но и иными критериями, установленными в этой норме закона.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 N 11АП-12021/2023 по делу N А65-8237/2023
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.Довод заявителя о нахождении организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, возможности снижения размера штрафа, отклонен судом первой инстанции с изложением мотивов в обжалуемом решении и указанием, что нахождение организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, наличие статуса малого предприятия не умаляет факта совершенного правонарушения, не свидетельствует о невозможности оплаты наложенного штрафа, так как отнесение организации к малому предприятию происходит не из-за финансовых проблем организации, а в соответствии с определенными критериями, прямо указанными в законе, а нахождение организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о финансовых проблемах предприятия, препятствующих уплате наложенного штрафа.
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.Довод заявителя о нахождении организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, возможности снижения размера штрафа, отклонен судом первой инстанции с изложением мотивов в обжалуемом решении и указанием, что нахождение организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, наличие статуса малого предприятия не умаляет факта совершенного правонарушения, не свидетельствует о невозможности оплаты наложенного штрафа, так как отнесение организации к малому предприятию происходит не из-за финансовых проблем организации, а в соответствии с определенными критериями, прямо указанными в законе, а нахождение организации в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о финансовых проблемах предприятия, препятствующих уплате наложенного штрафа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Крупное предприятие: понятие, статус, критерии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях формирования конкурентной среды законодательно определен комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также критерии отнесения организаций к числу таких субъектов (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства)). По смыслу ч. 1.1 ст. 4 Закона о развитии предпринимательства под крупным предприятием понимается организация, соответствующая следующим критериям:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях формирования конкурентной среды законодательно определен комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также критерии отнесения организаций к числу таких субъектов (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства)). По смыслу ч. 1.1 ст. 4 Закона о развитии предпринимательства под крупным предприятием понимается организация, соответствующая следующим критериям:
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<2> Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", см.: СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<2> Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", см.: СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 16.06.2015 N 590
(ред. от 23.06.2021)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности учета федерального имущества"б) в строку "Полное наименование _____" вносится полное наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, включающее соответственно его организационно-правовую форму и наименование в соответствии с учредительными документами или запись "ИП" и фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя в соответствии с его регистрационными документами либо иными документами, подтверждающими указанные сведения. В случае если лицом, обладающим правами на объект учета и сведениями о нем, является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, в эту строку вносятся его фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование удостоверяющего личность документа и его реквизиты (серия и номер, дата выдачи и наименование государственного органа (организации), выдавшего документ);
(ред. от 23.06.2021)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности учета федерального имущества"б) в строку "Полное наименование _____" вносится полное наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, включающее соответственно его организационно-правовую форму и наименование в соответствии с учредительными документами или запись "ИП" и фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя в соответствии с его регистрационными документами либо иными документами, подтверждающими указанные сведения. В случае если лицом, обладающим правами на объект учета и сведениями о нем, является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, в эту строку вносятся его фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование удостоверяющего личность документа и его реквизиты (серия и номер, дата выдачи и наименование государственного органа (организации), выдавшего документ);
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Данный подход соответствует и положениям ч. 2 гл. IV Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р, согласно которым необходимо "...применить комплексный подход к решению задачи по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг". В том числе предусмотреть критерии отнесения организаций к социальным предприятиям, разработать систему мер их поддержки и создать инфраструктуру поддержки в субъектах Российской Федерации.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Данный подход соответствует и положениям ч. 2 гл. IV Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р, согласно которым необходимо "...применить комплексный подход к решению задачи по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг". В том числе предусмотреть критерии отнесения организаций к социальным предприятиям, разработать систему мер их поддержки и создать инфраструктуру поддержки в субъектах Российской Федерации.
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям) определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям) определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 10)Какие компании при этом будут отнесены к крупным, пока неясно. Если считать крупными те организации, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства <4>, то критерии таковы: среднесписочная численность работников - более 250 человек, доход от предпринимательской деятельности более 2 млрд руб. (определяются за предшествующий календарный год).
("Главная книга", 2023, N 10)Какие компании при этом будут отнесены к крупным, пока неясно. Если считать крупными те организации, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства <4>, то критерии таковы: среднесписочная численность работников - более 250 человек, доход от предпринимательской деятельности более 2 млрд руб. (определяются за предшествующий календарный год).
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям) определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям) определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям) определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям) определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Статья: Льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства как мера финансовой поддержки в условиях международных санкций
(Ермолов Н.С.)
("Банковское право", 2022, N 3)Программой установлены критерии аккредитации российской кредитной организации для участия в льготном кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относятся:
(Ермолов Н.С.)
("Банковское право", 2022, N 3)Программой установлены критерии аккредитации российской кредитной организации для участия в льготном кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относятся:
Статья: О разницах в учете представительских расходов
(Сергеева И.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 12)Однако здесь следует напомнить, что применять названный Стандарт в обязательном порядке должны только субъекты хозяйственной деятельности, относящиеся к крупному бизнесу. Организации, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (например, субъекты малого предпринимательства <3> или некоммерческие организации <4>), вправе принять самостоятельное решение, применять или не применять названный бухгалтерский стандарт (п. 2 ПБУ 18/02). В любом случае свой выбор организация должна отразить в учетной политике.
(Сергеева И.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 12)Однако здесь следует напомнить, что применять названный Стандарт в обязательном порядке должны только субъекты хозяйственной деятельности, относящиеся к крупному бизнесу. Организации, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (например, субъекты малого предпринимательства <3> или некоммерческие организации <4>), вправе принять самостоятельное решение, применять или не применять названный бухгалтерский стандарт (п. 2 ПБУ 18/02). В любом случае свой выбор организация должна отразить в учетной политике.
Вопрос: Лишится ли организация статуса субъекта малого предпринимательства, если в годовой декларации по налогу на прибыль заявлен доход менее 2 млрд руб., а по бухгалтерской отчетности превышает 2 млрд руб.?
(Консультация эксперта, 2023)Из содержания вышеприведенных норм права следует, что в целях отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства закон закрепил правило определения предельного критерия дохода лишь только в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом отсутствуют указания, данными какой отчетности определяются такие доходы.
(Консультация эксперта, 2023)Из содержания вышеприведенных норм права следует, что в целях отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства закон закрепил правило определения предельного критерия дохода лишь только в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом отсутствуют указания, данными какой отчетности определяются такие доходы.
Статья: Малое инновационное предприятие
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Категории субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К малым инновационным предприятиям могут быть применены критерии, закрепленные в пп. "б" - "д" п. 1 ч. 1.1 данной статьи.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Категории субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К малым инновационным предприятиям могут быть применены критерии, закрепленные в пп. "б" - "д" п. 1 ч. 1.1 данной статьи.
Статья: Правовой статус малых технологических компаний и формы их поддержки в сфере публичных закупок
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)Оперативное решение сложных поставленных государством задач по технологическому развитию, импортозамещению без государственной поддержки МТК невозможно. Государственную поддержку должны получать прежде всего МТК, осуществляющие деятельность в приоритетных направлениях разработки проектов технологического суверенитета, включающих авиационную промышленность, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, медицинскую промышленность и др. (13 отраслей) <10>. В этой связи следует отметить, что в законодательстве установлены специальные критерии отнесения коммерческой организации к МТК, не совпадающие с критериями отнесения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, к субъектам малого предпринимательства <11>, поскольку цели Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства <12> и Закона N 478-ФЗ различные. Вместе с тем государственные меры поддержки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) направлены в большей части на поддержку их в области инноваций и промышленного производства (ст. 22 Закона о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства). В Едином реестре СМСП информация о производимой предпринимателем продукции указывается на соответствие ее критериям отнесения к инновационной и высокотехнологичной продукции.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)Оперативное решение сложных поставленных государством задач по технологическому развитию, импортозамещению без государственной поддержки МТК невозможно. Государственную поддержку должны получать прежде всего МТК, осуществляющие деятельность в приоритетных направлениях разработки проектов технологического суверенитета, включающих авиационную промышленность, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, медицинскую промышленность и др. (13 отраслей) <10>. В этой связи следует отметить, что в законодательстве установлены специальные критерии отнесения коммерческой организации к МТК, не совпадающие с критериями отнесения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, к субъектам малого предпринимательства <11>, поскольку цели Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства <12> и Закона N 478-ФЗ различные. Вместе с тем государственные меры поддержки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) направлены в большей части на поддержку их в области инноваций и промышленного производства (ст. 22 Закона о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства). В Едином реестре СМСП информация о производимой предпринимателем продукции указывается на соответствие ее критериям отнесения к инновационной и высокотехнологичной продукции.