Критерии налоговых проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии налоговых проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налоговые проверки: виды, правила, сроки, документы
(Издательство "Главная книга", 2025)Выездные проверки тщательно планируют. Кандидатов отбирают по 12 критериям. Среди них низкая налоговая нагрузка, дробление бизнеса, работа с однодневками.
(Издательство "Главная книга", 2025)Выездные проверки тщательно планируют. Кандидатов отбирают по 12 критериям. Среди них низкая налоговая нагрузка, дробление бизнеса, работа с однодневками.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Правовое регулирование надзорной функции в современной российской государственности: проблемы и пути их решения
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Существенной проблемой остается ограниченный доступ к полному перечню критериев, используемых ФНС для назначения выездных налоговых проверок. Знание этих критериев позволит налогоплательщикам проводить самодиагностику, своевременно выявлять и исправлять недостатки в налоговом учете, что, в свою очередь, может привести к снижению числа выездных проверок и, как следствие, к оптимизации бюджетных расходов на их проведение. Более того, существующий перечень критериев не является статичным и должен подвергаться регулярному анализу и корректировке с целью замены устаревших или неэффективных показателей. Перспективным направлением в данном контексте является внедрение элементов риск-ориентированного подхода, основанного на анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и отраслевой специфики. Дифференциация подходов к налоговому контролю с учетом уровня налоговых рисков, присущих различным категориям налогоплательщиков, позволит более эффективно распределять ресурсы налоговых органов и создаст стимулы для добросовестного ведения бизнеса. Кроме того, следует рассмотреть возможность внедрения механизмов превентивного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, включая консультации и разъяснения по сложным вопросам налогового законодательства.
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Существенной проблемой остается ограниченный доступ к полному перечню критериев, используемых ФНС для назначения выездных налоговых проверок. Знание этих критериев позволит налогоплательщикам проводить самодиагностику, своевременно выявлять и исправлять недостатки в налоговом учете, что, в свою очередь, может привести к снижению числа выездных проверок и, как следствие, к оптимизации бюджетных расходов на их проведение. Более того, существующий перечень критериев не является статичным и должен подвергаться регулярному анализу и корректировке с целью замены устаревших или неэффективных показателей. Перспективным направлением в данном контексте является внедрение элементов риск-ориентированного подхода, основанного на анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и отраслевой специфики. Дифференциация подходов к налоговому контролю с учетом уровня налоговых рисков, присущих различным категориям налогоплательщиков, позволит более эффективно распределять ресурсы налоговых органов и создаст стимулы для добросовестного ведения бизнеса. Кроме того, следует рассмотреть возможность внедрения механизмов превентивного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, включая консультации и разъяснения по сложным вопросам налогового законодательства.
Вопрос: О выборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
(Письмо Минфина России от 24.08.2018 N 03-02-08/60494)Вопрос: О выборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
(Письмо Минфина России от 24.08.2018 N 03-02-08/60494)Вопрос: О выборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Готовое решение: Планирование выездных налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)Критерии разработаны в рамках Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
(КонсультантПлюс, 2025)Критерии разработаны в рамках Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Готовое решение: Как оценивают налогоплательщика, чтобы провести мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Показатели для назначения выездной проверки приведены в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Это общедоступные критерии отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, которые используют инспекторы. С их помощью налогоплательщик может сам оценить риск такой проверки.
(КонсультантПлюс, 2025)Показатели для назначения выездной проверки приведены в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Это общедоступные критерии отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, которые используют инспекторы. С их помощью налогоплательщик может сам оценить риск такой проверки.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамГЛАВА 9. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
Статья: Особенности истребования налоговым органом у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности вне рамок налоговой проверки
(Протасов А.И., Стрыгина М.А.)
("Российский судья", 2023, N 2)Для отбора кандидатов на проведение выездных налоговых проверок могут использоваться такие критерии, как убыточность деятельности налогоплательщика; осуществление операций с недобросовестными контрагентами; непредставление налоговому органу пояснений, документов (информации) и т.д. <6>
(Протасов А.И., Стрыгина М.А.)
("Российский судья", 2023, N 2)Для отбора кандидатов на проведение выездных налоговых проверок могут использоваться такие критерии, как убыточность деятельности налогоплательщика; осуществление операций с недобросовестными контрагентами; непредставление налоговому органу пояснений, документов (информации) и т.д. <6>
Статья: Единство и дифференциация в системе гражданско-правовых договоров
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В оценке факта возникновения объекта налогообложения по нормам НК РФ термин "реализация" для целей применения налогового законодательства является ключевым. Не вмешиваясь в гражданско-правовую сферу, законодатель исходит из того, что договорный акт реализации - это оборот товара, работы, услуги. Какой вид договора стороны выберут - это свобода их усмотрения. Главное помнить, что на налоговые обязательства влияют все параметры заключенного договора, ориентиры которых нормативно сформулированы в ГК РФ: вид, стороны, предмет, существенные, а также обычные условия договора (дата исполнения обязательства, порядок расчетов по договору и др.). На этот счет налоговые органы издали рекомендации (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"), утвердив критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые могут учитываться для целей оценки рисков при выборе контрагентов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В оценке факта возникновения объекта налогообложения по нормам НК РФ термин "реализация" для целей применения налогового законодательства является ключевым. Не вмешиваясь в гражданско-правовую сферу, законодатель исходит из того, что договорный акт реализации - это оборот товара, работы, услуги. Какой вид договора стороны выберут - это свобода их усмотрения. Главное помнить, что на налоговые обязательства влияют все параметры заключенного договора, ориентиры которых нормативно сформулированы в ГК РФ: вид, стороны, предмет, существенные, а также обычные условия договора (дата исполнения обязательства, порядок расчетов по договору и др.). На этот счет налоговые органы издали рекомендации (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"), утвердив критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые могут учитываться для целей оценки рисков при выборе контрагентов.
Статья: Значение нарушений процедуры проведения налоговой проверки при оценке допустимости доказательств в налоговых спорах
(Абрамова Е.Н., Рудой А.А.)
("Юрист", 2021, N 12)Обосновывается, что в целях обеспечения принципа правового равенства и правовой определенности необходимо установление на законодательном уровне четких недвусмысленных критериев существенности процедурных нарушений проведения налоговой проверки, влияющих на решение вопроса о допустимости собранных налоговым органом по результатам проведения проверки доказательств наличия признаков состава налогового правонарушения.
(Абрамова Е.Н., Рудой А.А.)
("Юрист", 2021, N 12)Обосновывается, что в целях обеспечения принципа правового равенства и правовой определенности необходимо установление на законодательном уровне четких недвусмысленных критериев существенности процедурных нарушений проведения налоговой проверки, влияющих на решение вопроса о допустимости собранных налоговым органом по результатам проведения проверки доказательств наличия признаков состава налогового правонарушения.
Статья: Критерии оценки налоговых рисков права налогоплательщиков не нарушают
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица согласно законодательству о налогах и сборах не означает наличие виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. Соответствие деятельности налогоплательщика Критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Таким образом, установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок и, следовательно, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица согласно законодательству о налогах и сборах не означает наличие виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. Соответствие деятельности налогоплательщика Критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Таким образом, установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок и, следовательно, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения.