Критерии моногородов

Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии моногородов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Градообразующее предприятие
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
С понятием градообразующего предприятия непосредственно связано понятие "моногород", который представляет собой город, возникший вокруг определенного промышленного объекта. Под градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования РФ (моногорода) понимается организация (филиал юридического лица), которая осуществляет деятельность на территории монопрофильного муниципального образования РФ (моногорода), включенного в перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), утверждаемый Правительством РФ, и среднесписочная численность работников которой составляет не менее 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (п. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации").
"Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография"
(отв. ред. Е.П. Губин)
("Юстицинформ", 2019)
В российском праве системная градация инвестиционных проектов (национальный проект, мегапроект, приоритетный инвестиционный проект, инвестиционный проект и т.д.) в настоящий момент отсутствует, за исключением закрепления в российском федеральном законодательстве понятия приоритетного инвестиционного проекта, который в Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений определяется как инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. При этом в настоящий момент единый перечень приоритетных инвестиционных проектов не сформирован, правительство Российской Федерации утверждает такие перечни для конкретных отраслей экономики, способа финансирования, региона или любого иного критерия, система выбора которого не унифицирована <1041>. В каждом из федеральных нормативных правовых актов, определяющих приоритетные инвестиционные проекты, содержатся параметры таких проектов и порядок признания их таковыми, что не отвечает потребностям субъектов инвестиционной деятельности, так как они вынуждены проводить комплексный анализ российского законодательства на предмет выявления возможных льгот, на которые они вправе рассчитывать. В региональном законодательстве даже используется различная терминология в отношении приоритетных инвестиционных проектов, не говоря о критериях предоставления им мер государственной поддержки в рамках специальных правовых режимов <1042>. Представляется, что проблема кроется не в отсутствии единой терминологии или различных объемах вложений, с которых начинается государственная поддержка (каждый субъект Российской Федерации имеет свой уровень экономического развития, в связи с чем обоснованным представляется различный порядок цифр привлекаемых инвестиций и масштабность самих проектов), а в разнице подходов к критериям предоставления мер государственной поддержки, например с учетом или без учета социального эффекта от осуществления инвестиционного проекта, с учетом или без учета экономии бюджетных средств и т.д. Примерами признания инвестиционного проекта приоритетным являются <1043> проекты по таким направлениям стратегического развития, как "Здравоохранение" <1044>, "Образование" <1045>, "Ипотека и арендное жилье" <1046>, "ЖКХ и городская среда" <1047>, "Безопасные и качественные дороги" <1048>, "Моногорода" <1049>, "Экология" <1050> и др.

Нормативные акты

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"
1.1. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) со стабильной социально-экономической ситуацией, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и должны содержать обоснования целесообразности их создания с учетом действующих льготных режимов на территориях указанных монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).
Постановление Правительства РФ от 28.07.2022 N 1346
"О критериях оценки созданных до 1 января 2022 г. территорий опережающего социально-экономического развития (за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа), порядке ее проведения в целях продления до 31 декабря 2024 г. (включительно) периода, в течение которого плательщики страховых взносов, приобретая статус резидента такой территории опережающего социально-экономического развития, получают право на применение пониженных тарифов страховых взносов, указанных в подпункте 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, продлении срока существования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) и о внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации"
(вместе с "Правилами проведения оценки созданных до 1 января 2022 г. территорий опережающего социально-экономического развития (за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа) в целях продления до 31 декабря 2024 г. (включительно) периода, в течение которого плательщики страховых взносов, приобретая статус резидента такой территории опережающего социально-экономического развития, получают право на применение пониженных тарифов страховых взносов, указанных в подпункте 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации")
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ