Критерии благоустроенности жилого помещения
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии благоустроенности жилого помещения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 89 "Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением" ЖК РФ"Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 15, 86, 87, 88, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку при переселении ответчиков в другое жилое помещение, предоставляемое им жилое помещение является благоустроенным, находится в черте города, отвечает критерию равнозначности ранее занимаемому жилому помещению."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка жилья для детей-сирот
(КонсультантПлюс, 2025)...заказчик включил в состав одного лота 12 объектов недвижимости - жилые помещения (благоустроенные квартиры), которые явно не отвечают критериям технологической и функциональной взаимосвязанности, в частности не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение... не подлежат использованию в составе единого комплекса... а также предназначены для использования разными гражданами; при этом единые требования к качеству, к отделке и техническому состоянию данных жилых помещений, установленные техническим заданием, не свидетельствуют об их функциональной и технологической взаимосвязи, а являются признаками характеристик каждого жилого помещения в отдельности. ...включение в один лот функционально и технологически не связанных между собой 12 объектов... привело к ограничению возможности участия в данной закупке лиц, имеющих возможность предложения менее установленного заказчиком числа жилых помещений, и обеспечило преимущество участия в закупке исключительно лицам, имеющим возможность предложения 12 и более жилых помещений, что нарушает принцип равнодоступности, исключает возможность участия в торгах значительной части участников соответствующего рынка... что приводит... к ограничению конкуренции при проведении торгов..."
(КонсультантПлюс, 2025)...заказчик включил в состав одного лота 12 объектов недвижимости - жилые помещения (благоустроенные квартиры), которые явно не отвечают критериям технологической и функциональной взаимосвязанности, в частности не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение... не подлежат использованию в составе единого комплекса... а также предназначены для использования разными гражданами; при этом единые требования к качеству, к отделке и техническому состоянию данных жилых помещений, установленные техническим заданием, не свидетельствуют об их функциональной и технологической взаимосвязи, а являются признаками характеристик каждого жилого помещения в отдельности. ...включение в один лот функционально и технологически не связанных между собой 12 объектов... привело к ограничению возможности участия в данной закупке лиц, имеющих возможность предложения менее установленного заказчиком числа жилых помещений, и обеспечило преимущество участия в закупке исключительно лицам, имеющим возможность предложения 12 и более жилых помещений, что нарушает принцип равнодоступности, исключает возможность участия в торгах значительной части участников соответствующего рынка... что приводит... к ограничению конкуренции при проведении торгов..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о правовом значении категории "достаточность" в жилищных правоотношениях
(Николюкин С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)В некоторых случаях жилые помещения рассматриваются с точки зрения их "благоустроенности". Между тем "благоустроенность", как правило, не выделяется в качестве самостоятельного признака жилого помещения, что также является нелогичным. Представляется, что критерий "благоустроенность" жилых помещений целесообразно не просто закрепить в ЖК РФ, но и раскрыть его содержание, поскольку граждане всех населенных пунктов должны быть в равной мере обеспечены не только горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, газоснабжением и иными ресурсами, но и всей необходимой инфраструктурой. Это не только дало бы возможность минимизировать количество ветхих и аварийных жилых помещений, но и ускорило развитие жилищной инфраструктуры в целом, а также повысило благополучное проживание граждан в жилых помещениях. Целесообразно согласиться с позицией Е.В. Басос, что "благоустроенное жилое помещение должно обладать повышенными, по сравнению с минимальными, потребительскими характеристиками, перечень которых должен быть закреплен нормативно... Это позволит не только обеспечить надлежащую реализацию прав граждан на достойное и комфортное жилье, но и дифференцировать жилые помещения для возможности осуществления выселения из жилых помещений..." <10>.
(Николюкин С.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)В некоторых случаях жилые помещения рассматриваются с точки зрения их "благоустроенности". Между тем "благоустроенность", как правило, не выделяется в качестве самостоятельного признака жилого помещения, что также является нелогичным. Представляется, что критерий "благоустроенность" жилых помещений целесообразно не просто закрепить в ЖК РФ, но и раскрыть его содержание, поскольку граждане всех населенных пунктов должны быть в равной мере обеспечены не только горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, газоснабжением и иными ресурсами, но и всей необходимой инфраструктурой. Это не только дало бы возможность минимизировать количество ветхих и аварийных жилых помещений, но и ускорило развитие жилищной инфраструктуры в целом, а также повысило благополучное проживание граждан в жилых помещениях. Целесообразно согласиться с позицией Е.В. Басос, что "благоустроенное жилое помещение должно обладать повышенными, по сравнению с минимальными, потребительскими характеристиками, перечень которых должен быть закреплен нормативно... Это позволит не только обеспечить надлежащую реализацию прав граждан на достойное и комфортное жилье, но и дифференцировать жилые помещения для возможности осуществления выселения из жилых помещений..." <10>.
Статья: Проблемы защиты права частной собственности в условиях реализации мероприятий программы комплексного развития
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Определяя реновацию как социальное явление, следует подчеркнуть, что, по мысли законодателя, она представляет собой механизм реализации права каждого человека на доступное и комфортное жилье, гарантированное ч. 1 ст. 40 Конституции России. Человек получает новую квартиру в реновированном здании, оборудованном современными коммуникациями, отвечающими актуальным критериям благоустроенного жилья.
(Челышева Н.Ю.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Определяя реновацию как социальное явление, следует подчеркнуть, что, по мысли законодателя, она представляет собой механизм реализации права каждого человека на доступное и комфортное жилье, гарантированное ч. 1 ст. 40 Конституции России. Человек получает новую квартиру в реновированном здании, оборудованном современными коммуникациями, отвечающими актуальным критериям благоустроенного жилья.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Согласие гражданина на предоставление при переселении из подлежащего сносу многоквартирного дома другого благоустроенного жилого помещения большей площади нормам жилищного законодательства, в том числе, положениям ст. 1 ЖК РФ, не противоречит.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Согласие гражданина на предоставление при переселении из подлежащего сносу многоквартирного дома другого благоустроенного жилого помещения большей площади нормам жилищного законодательства, в том числе, положениям ст. 1 ЖК РФ, не противоречит.
Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 N 350-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики о проверке конституционности положения части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Таким образом, объектом приватизации, согласно указанному положению, выступает жилое помещение, которое, исходя из требований жилищного законодательства, может состоять из квартиры либо одной или нескольких комнат (часть первая статьи 52 Жилищного кодекса РСФСР), должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (часть первая статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР) и предназначаться для постоянного проживания (статья 7 Жилищного кодекса РСФСР). И лишь в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, жилая площадь, предоставляемая для проживания, может не отвечать критерию благоустроенности (статья 97 Жилищного кодекса РСФСР), под которой понимается наличие в жилом помещении тех или иных коммунальных удобств.
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики о проверке конституционности положения части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Таким образом, объектом приватизации, согласно указанному положению, выступает жилое помещение, которое, исходя из требований жилищного законодательства, может состоять из квартиры либо одной или нескольких комнат (часть первая статьи 52 Жилищного кодекса РСФСР), должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (часть первая статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР) и предназначаться для постоянного проживания (статья 7 Жилищного кодекса РСФСР). И лишь в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, жилая площадь, предоставляемая для проживания, может не отвечать критерию благоустроенности (статья 97 Жилищного кодекса РСФСР), под которой понимается наличие в жилом помещении тех или иных коммунальных удобств.
Статья: Защита прав собственников жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Основной целью сноса жилых помещений, признанных непригодными для проживания, является не получение права государственной или муниципальной собственности на земельные участки, на которых они находятся, а решение жилищной проблемы и обеспечение граждан доступным и качественным жильем. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд выступает второстепенным моментом, принимая во внимание, что оно осуществляется с целью строительства современных жилых домов, соответствующих современным стандартам понятия "благоустроенное жилье" <4>. Следовательно, снос жилых домов, переставших отвечать критериям объектов, пригодных для проживания, является безусловным основанием для предоставления гражданам других пригодных для проживания жилых помещений и не может быть квалифицирован как государственные или муниципальные нужды. Предоставление гражданам другого жилья взамен утраченного вследствие сноса не обладает правовой природой компенсации убытков собственнику имущества, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, а представляет собой функцию публично-правового образования по реализации ч. 1 ст. 40 Конституции России, гарантирующей каждому право на жилище.
(Челышева Н.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)Основной целью сноса жилых помещений, признанных непригодными для проживания, является не получение права государственной или муниципальной собственности на земельные участки, на которых они находятся, а решение жилищной проблемы и обеспечение граждан доступным и качественным жильем. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд выступает второстепенным моментом, принимая во внимание, что оно осуществляется с целью строительства современных жилых домов, соответствующих современным стандартам понятия "благоустроенное жилье" <4>. Следовательно, снос жилых домов, переставших отвечать критериям объектов, пригодных для проживания, является безусловным основанием для предоставления гражданам других пригодных для проживания жилых помещений и не может быть квалифицирован как государственные или муниципальные нужды. Предоставление гражданам другого жилья взамен утраченного вследствие сноса не обладает правовой природой компенсации убытков собственнику имущества, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, а представляет собой функцию публично-правового образования по реализации ч. 1 ст. 40 Конституции России, гарантирующей каждому право на жилище.
Статья: Жилое помещение по договору социального найма: общая характеристика
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, NN 1, 2)Согласно абз. 3 п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 2009 г. N 14 общие (вернее, минимальные, поскольку они не могут быть снижены субъектами РФ и муниципальными образованиями) требования к благоустроенности жилого помещения определяются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, то есть критериями, которым должно отвечать любое жилое помещение, что, по сути, отождествляет понятия жилого помещения вообще и благоустроенного жилого помещения.
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, NN 1, 2)Согласно абз. 3 п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 2009 г. N 14 общие (вернее, минимальные, поскольку они не могут быть снижены субъектами РФ и муниципальными образованиями) требования к благоустроенности жилого помещения определяются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, то есть критериями, которым должно отвечать любое жилое помещение, что, по сути, отождествляет понятия жилого помещения вообще и благоустроенного жилого помещения.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)4, 5. Критерии размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения различаются в зависимости от категорий пользователей жилых помещений, принадлежности жилищного фонда и иных обстоятельств, указанных в ч. 2 - 4 комментируемой статьи. Необходимо отметить, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Однако в любом случае установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 5).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)4, 5. Критерии размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения различаются в зависимости от категорий пользователей жилых помещений, принадлежности жилищного фонда и иных обстоятельств, указанных в ч. 2 - 4 комментируемой статьи. Необходимо отметить, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Однако в любом случае установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 5).
Статья: Отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и результативного использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных в 2019 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года на реализацию мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", в Республике Башкортостан и Тверской области"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)5.2. Цель 2. Оценить результативность использования финансовых ресурсов (в том числе контроля за полнотой и результативностью их использования), направленных на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда" в Республике Башкортостан и Тверской области.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)5.2. Цель 2. Оценить результативность использования финансовых ресурсов (в том числе контроля за полнотой и результативностью их использования), направленных на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда" в Республике Башкортостан и Тверской области.
Статья: Проблемы реализации права сирот на предоставление жилья. Судебная практика
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 8)- отсутствие в муниципальных образованиях достаточного количества предложений по благоустроенным однокомнатным квартирам на первичном и вторичном рынках жилья;
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 8)- отсутствие в муниципальных образованиях достаточного количества предложений по благоустроенным однокомнатным квартирам на первичном и вторичном рынках жилья;
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июль 2021 г.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Если дочь обращается с требованием к матери о признании ее утратившей право пользования жилым помещением в Москве на основании прекращения семейных отношений и суд, учитывая преклонный возраст ответчика и объективную невозможность приобрести иное жилое помещение, возлагает на собственника квартиры (истца) обязанность обеспечить ответчика другим благоустроенным жилым помещением, то суд при вынесении соответствующего решения также обязан учесть постоянное проживание ответчика в Москве, его возражения в части переезда на постоянное место жительства в другой регион.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Если дочь обращается с требованием к матери о признании ее утратившей право пользования жилым помещением в Москве на основании прекращения семейных отношений и суд, учитывая преклонный возраст ответчика и объективную невозможность приобрести иное жилое помещение, возлагает на собственника квартиры (истца) обязанность обеспечить ответчика другим благоустроенным жилым помещением, то суд при вынесении соответствующего решения также обязан учесть постоянное проживание ответчика в Москве, его возражения в части переезда на постоянное место жительства в другой регион.
Статья: Право на обеспечение жилыми помещениями детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Король И.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Заключение. В 14 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет на предоставление специализированного жилого помещения, не должны быть ущемлены в правах в связи с изменениями закона, связанного с критериями благоустроенности. К сожалению, вопрос благоустроенности жилых помещений решается субъектом Российской Федерации, но норма субъекта Российской Федерации не должна нарушать нормы права, установленные в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе N 159-ФЗ. Лица, поставленные на учет и не достигшие 18 лет, должны быть обеспечены специализированным жилым помещением хотя бы в силу принципа социальной справедливости.
(Король И.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Заключение. В 14 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет на предоставление специализированного жилого помещения, не должны быть ущемлены в правах в связи с изменениями закона, связанного с критериями благоустроенности. К сожалению, вопрос благоустроенности жилых помещений решается субъектом Российской Федерации, но норма субъекта Российской Федерации не должна нарушать нормы права, установленные в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе N 159-ФЗ. Лица, поставленные на учет и не достигшие 18 лет, должны быть обеспечены специализированным жилым помещением хотя бы в силу принципа социальной справедливости.
Статья: Спор о выселении из жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, на основании ст. ст. 84, 85, 90, 91 ЖК РФ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При предъявлении иска о выселении с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (если иное не установлено ЖК РФ) по основаниям, указанным в ст. 85 ЖК РФ, необходимо учитывать порядок предоставления благоустроенных жилых помещений, предусмотренный в ст. ст. 86 - 89 ЖК РФ, а также критерии равнозначности предоставляемого жилого помещения, предусмотренные ч. 4 ст. 6 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" и ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", которая устанавливает дополнительные критерии равнозначности жилого помещения, предоставляемого в рамках программы реновации.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При предъявлении иска о выселении с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (если иное не установлено ЖК РФ) по основаниям, указанным в ст. 85 ЖК РФ, необходимо учитывать порядок предоставления благоустроенных жилых помещений, предусмотренный в ст. ст. 86 - 89 ЖК РФ, а также критерии равнозначности предоставляемого жилого помещения, предусмотренные ч. 4 ст. 6 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" и ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", которая устанавливает дополнительные критерии равнозначности жилого помещения, предоставляемого в рамках программы реновации.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Оценка реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2023 году и истекшем периоде 2024 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)1. Все субъекты Российской Федерации, имеющие задолженность по обеспечению жильем детей-сирот, реализуют с 2023 года комплексные программы, направленные на ликвидацию к 2030 году указанной задолженности, включающие в том числе меры, направленные на снижение численности детей-сирот в регионе и численности детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)1. Все субъекты Российской Федерации, имеющие задолженность по обеспечению жильем детей-сирот, реализуют с 2023 года комплексные программы, направленные на ликвидацию к 2030 году указанной задолженности, включающие в том числе меры, направленные на снижение численности детей-сирот в регионе и численности детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Статья: Городская среда. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Шагимуратов К., Рычагов М., Татаринцев М., Карнакова И., Скоморохова Е., Скурихина О., Трунина М., Устинов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)В отчете Счетной палаты Российской Федерации особое внимание уделено анализу выполнения установленных критериев эффективности использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды". В числе проблемных моментов обозначены факты неиспользования отдельных элементов благоустройства общественных пространств, а также имеющиеся отклонения от установленных критериев оценки качества проведенных мероприятий по благоустройству объектов. Указанные вопросы будут проанализированы в рамках планируемых мероприятий по обсуждаемой тематике.
(Шагимуратов К., Рычагов М., Татаринцев М., Карнакова И., Скоморохова Е., Скурихина О., Трунина М., Устинов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)В отчете Счетной палаты Российской Федерации особое внимание уделено анализу выполнения установленных критериев эффективности использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды". В числе проблемных моментов обозначены факты неиспользования отдельных элементов благоустройства общественных пространств, а также имеющиеся отклонения от установленных критериев оценки качества проведенных мероприятий по благоустройству объектов. Указанные вопросы будут проанализированы в рамках планируемых мероприятий по обсуждаемой тематике.