Критерии автомобильных дорог
Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии автомобильных дорог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Федеральная собственность
(КонсультантПлюс, 2025)...Исследовав и оценив все представленные сторонами в материалы дела доказательства... судебные инстанции признали, что спорный мост (путепровод)... фактически является конструктивным элементом автомобильной дороги, которая не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928, и не соответствует критериям отнесения к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, установленным пунктом 6 статьи 5 Закона N 122-ФЗ, в связи с чем пришли к верному выводу о том, что оснований для передачи такого имущества в федеральную собственность не имеется...
(КонсультантПлюс, 2025)...Исследовав и оценив все представленные сторонами в материалы дела доказательства... судебные инстанции признали, что спорный мост (путепровод)... фактически является конструктивным элементом автомобильной дороги, которая не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928, и не соответствует критериям отнесения к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, установленным пунктом 6 статьи 5 Закона N 122-ФЗ, в связи с чем пришли к верному выводу о том, что оснований для передачи такого имущества в федеральную собственность не имеется...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 15 "Вопросы местного значения муниципального района" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Утверждения подателя жалобы о том, что состояние автомобильной дороги между городом Цивильск и деревней Первое Семеново не соответствует установленным критериям для автомобильных дорог, что препятствует организации маршрутов регулярных пассажирских перевозок, подлежат отклонению, поскольку положения пункта 6 части 1 статьи 15, пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ не содержат каких-либо исключений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы ненадлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в судебной практике
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Критерии разграничения автомобильных дорог между уровнями публичной власти закреплены в ст. 5 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а соответствующие полномочия органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соответственно.
(Емельянцев В.П.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Критерии разграничения автомобильных дорог между уровнями публичной власти закреплены в ст. 5 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а соответствующие полномочия органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соответственно.
Статья: Правовые основы организации транспортных систем на примере автомобильного транспорта в Российской Федерации
(Гоц Е.В.)
("Транспортное право", 2022, N 4)Классификация автодорог по функциональному критерию отражает их реальное назначение, позволяет четко определять полномочия и сферу ответственности собственников и пользователей дорог, характеризует вклад каждой дороги в решение социально-экономических проблем страны, ее регионов и муниципальных образований.
(Гоц Е.В.)
("Транспортное право", 2022, N 4)Классификация автодорог по функциональному критерию отражает их реальное назначение, позволяет четко определять полномочия и сферу ответственности собственников и пользователей дорог, характеризует вклад каждой дороги в решение социально-экономических проблем страны, ее регионов и муниципальных образований.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Однако в судебной практике <1> встречается и иной подход, когда критерием признания соответствующего объекта автомобильной дорогой (или улучшением земельного участка) выступают не характеристики объекта, а необходимость обеспечения доступа к дорожно-транспортному сообщению неограниченного круга лиц. Рассматривая спор и оценивая правомерность действий по возведению шлагбаума и ограничению движения, суд установил, что спорный проезд является единственным транспортным обеспечением нескольких земельных участков с определенной улицы. Несмотря на возражения собственника земельного участка о том, что данный проезд является улучшением земельного участка и не возводился как автомобильная дорога, суд пришел к выводу о необходимости признания указанного проезда автомобильной дорогой общего пользования. Решение суда представляется спорным, поскольку основывается на норме, не подлежащей применению. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан в зависимости от круга затрагиваемых интересов подлежит установлению публичный или частный сервитуты. Иными словами, решение проблемы свободного дорожно-транспортного сообщения осуществляется не путем признания соответствующего проезда автомобильной дорогой, а посредством установления сервитута.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Однако в судебной практике <1> встречается и иной подход, когда критерием признания соответствующего объекта автомобильной дорогой (или улучшением земельного участка) выступают не характеристики объекта, а необходимость обеспечения доступа к дорожно-транспортному сообщению неограниченного круга лиц. Рассматривая спор и оценивая правомерность действий по возведению шлагбаума и ограничению движения, суд установил, что спорный проезд является единственным транспортным обеспечением нескольких земельных участков с определенной улицы. Несмотря на возражения собственника земельного участка о том, что данный проезд является улучшением земельного участка и не возводился как автомобильная дорога, суд пришел к выводу о необходимости признания указанного проезда автомобильной дорогой общего пользования. Решение суда представляется спорным, поскольку основывается на норме, не подлежащей применению. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан в зависимости от круга затрагиваемых интересов подлежит установлению публичный или частный сервитуты. Иными словами, решение проблемы свободного дорожно-транспортного сообщения осуществляется не путем признания соответствующего проезда автомобильной дорогой, а посредством установления сервитута.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Если автодорога находится на одном участке, то для признания ее вещью, а не принадлежностью участка решающим становится ее назначение, как можно видеть из другого судебного акта: обсуждая критерии отнесения объекта к автодороге, Верховный Суд РФ указал: "...автодорога, под которой находится спорный земельный участок, по своему функциональному назначению создана для проезда к зданиям и сооружениям, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений" и потому не является автодорогой (Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. N 308-КГ16-3285 по делу N А53-7041/2015).
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Если автодорога находится на одном участке, то для признания ее вещью, а не принадлежностью участка решающим становится ее назначение, как можно видеть из другого судебного акта: обсуждая критерии отнесения объекта к автодороге, Верховный Суд РФ указал: "...автодорога, под которой находится спорный земельный участок, по своему функциональному назначению создана для проезда к зданиям и сооружениям, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений" и потому не является автодорогой (Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. N 308-КГ16-3285 по делу N А53-7041/2015).