Кредитный потребительский кооператив кредитная организация
Подборка наиболее важных документов по запросу Кредитный потребительский кооператив кредитная организация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Финансовые услуги
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд первой инстанции по праву заключил, что из содержания спорной рекламы следует, что объектом рекламирования фактически выступают услуги по привлечению денежных средств пайщиков в фонд финансовой взаимопомощи, возможность формирования которого предусмотрена для кредитного потребительского кооператива, который должен состоять в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суд первой инстанции по праву заключил, что из содержания спорной рекламы следует, что объектом рекламирования фактически выступают услуги по привлечению денежных средств пайщиков в фонд финансовой взаимопомощи, возможность формирования которого предусмотрена для кредитного потребительского кооператива, который должен состоять в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт финансового омбудсмена в России и странах Евросоюза: доводы за и против
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)- к кредитным потребительским кооперативам, ломбардам, кредитным организациям, негосударственным пенсионным фондам с 1 января 2021 г. (ч. 2 ст. 25 и ч. 3 ст. 32 Закона о финансовом уполномоченном).
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)- к кредитным потребительским кооперативам, ломбардам, кредитным организациям, негосударственным пенсионным фондам с 1 января 2021 г. (ч. 2 ст. 25 и ч. 3 ст. 32 Закона о финансовом уполномоченном).
Статья: Формы правозащитной деятельности, реализуемые в рамках института финансового уполномоченного
(Сурменева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)С 1 января 2021 г. финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении всех финансовых организаций, указанных в Законе N 123-ФЗ в качестве субъектов обязательного взаимодействия. За 2022 г. финансовому уполномоченному поступило 153 168 обращений в отношении 904 организаций, из них: в отношении страховых организаций - 98; микрофинансовых организаций - 155; кредитных организаций - 138; кредитных потребительских кооперативов - 97; негосударственных пенсионных фондов - 14; ломбардов - 11; иных организаций - 391. Обращения направлялись в связи с оказанием более 25 видов финансовых услуг, в связи с чем заявленные потребителями требования носили разнородный характер. По результатам рассмотрения обращений потребителей в 2022 г. финансовым уполномоченным принято 104 915 решений, из которых 93 368 (89,0%) решений по существу спора <18>. Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что процессуальная форма досудебного урегулирования пригодна для рассмотрения споров во всем их видовом разнообразии. Это означает ее соответствие признаку универсальности.
(Сурменева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)С 1 января 2021 г. финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении всех финансовых организаций, указанных в Законе N 123-ФЗ в качестве субъектов обязательного взаимодействия. За 2022 г. финансовому уполномоченному поступило 153 168 обращений в отношении 904 организаций, из них: в отношении страховых организаций - 98; микрофинансовых организаций - 155; кредитных организаций - 138; кредитных потребительских кооперативов - 97; негосударственных пенсионных фондов - 14; ломбардов - 11; иных организаций - 391. Обращения направлялись в связи с оказанием более 25 видов финансовых услуг, в связи с чем заявленные потребителями требования носили разнородный характер. По результатам рассмотрения обращений потребителей в 2022 г. финансовым уполномоченным принято 104 915 решений, из которых 93 368 (89,0%) решений по существу спора <18>. Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что процессуальная форма досудебного урегулирования пригодна для рассмотрения споров во всем их видовом разнообразии. Это означает ее соответствие признаку универсальности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О потребительском кредите (займе)"1. Деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, может осуществляться кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере.
(ред. от 23.07.2025)
"О потребительском кредите (займе)"1. Деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, может осуществляться кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, учреждением, созданным по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере.
Статья: Концептуальные вопросы правового регулирования статуса некоммерческих корпораций
(Свит Ю.П., Щербакова М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)Анализ ограничений видов деятельности, установленных законом в отношении отдельных НКО, свидетельствует о том, что эти ограничения и запреты связаны не столько с организационно-правовой формой и некоммерческим статусом субъекта, сколько с его основной деятельностью. Например, запрет на совмещение основной деятельности с иными видами деятельности предусмотрен не только для кредитных потребительских кооперативов, но и для коммерческих кредитных организаций (ч. 5 ст. 5 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности" <11>). Данный запрет связан с необходимостью обеспечения финансовой устойчивости и не зависит от наличия статуса НКО. Несложно заметить, что закрепление исчерпывающего перечня видов хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья направлено на обеспечение сохранности имущества собственников помещений многоквартирного дома, а также недопущение злоупотреблений управляющей организацией предоставленными ей возможностями.
(Свит Ю.П., Щербакова М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)Анализ ограничений видов деятельности, установленных законом в отношении отдельных НКО, свидетельствует о том, что эти ограничения и запреты связаны не столько с организационно-правовой формой и некоммерческим статусом субъекта, сколько с его основной деятельностью. Например, запрет на совмещение основной деятельности с иными видами деятельности предусмотрен не только для кредитных потребительских кооперативов, но и для коммерческих кредитных организаций (ч. 5 ст. 5 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности" <11>). Данный запрет связан с необходимостью обеспечения финансовой устойчивости и не зависит от наличия статуса НКО. Несложно заметить, что закрепление исчерпывающего перечня видов хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья направлено на обеспечение сохранности имущества собственников помещений многоквартирного дома, а также недопущение злоупотреблений управляющей организацией предоставленными ей возможностями.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)На основании в том числе комментируемой статьи и ст. 76.6 Закона о Банке России издано Указание Банка России от 10 января 2022 г. N 6054-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами отдельных некредитных финансовых организаций" <89>, которое наряду с прочим устанавливает формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами НФО (управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, страховых организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, операторов инвестиционных платформ, ломбардов).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)На основании в том числе комментируемой статьи и ст. 76.6 Закона о Банке России издано Указание Банка России от 10 января 2022 г. N 6054-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами отдельных некредитных финансовых организаций" <89>, которое наряду с прочим устанавливает формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами НФО (управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, страховых организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, операторов инвестиционных платформ, ломбардов).
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В п. 1 ст. 6.1 указанного Закона определен перечень лиц, которые имеют право осуществлять деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой. В нем законодатель говорит о таких субъектах, как кредитные организации, выдающие потребительский кредит, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, учреждения, созданные по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих, единый институт развития в жилищной сфере, а также организации, осуществляющие деятельность по предоставлению ипотечных займов в соответствии с требованиями, установленными единым институтом развития в жилищной сфере, и включенными в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В п. 1 ст. 6.1 указанного Закона определен перечень лиц, которые имеют право осуществлять деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой. В нем законодатель говорит о таких субъектах, как кредитные организации, выдающие потребительский кредит, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, учреждения, созданные по решению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих, единый институт развития в жилищной сфере, а также организации, осуществляющие деятельность по предоставлению ипотечных займов в соответствии с требованиями, установленными единым институтом развития в жилищной сфере, и включенными в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.
Интервью: Жесткий банковский контроль за платежами - неизбежная плата за безопасность
("Закон", 2024, N 9)Отдельно отмечу, что законопроект наделяет кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы правом предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств (ЭДС) клиента на основании договора потребительского кредита.
("Закон", 2024, N 9)Отдельно отмечу, что законопроект наделяет кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы правом предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств (ЭДС) клиента на основании договора потребительского кредита.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрациейСогласно п. 6 ст. 4 указанного Закона финансовой организацией признавался хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, а именно: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Ситуация: Каков порядок обращения потребителя к финансовому уполномоченному?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)кредитные потребительские кооперативы;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)кредитные потребительские кооперативы;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Привлечение банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов регламентировано положениями ст. 14 комментируемого Закона, в которую также внесены изменения упомянутым выше Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ. Как отмечено в п. 2.1 Информационного письма Банка России от 26 июля 2018 г. N ИН-06-59/50 "О деятельности кредитных потребительских кооперативов" <46>, при соблюдении требований комментируемого Закона кредитная организация вправе привлекать кредитный потребительский кооператив в качестве банковского платежного агента с целью осуществления отдельных банковских операций.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Привлечение банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов регламентировано положениями ст. 14 комментируемого Закона, в которую также внесены изменения упомянутым выше Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ. Как отмечено в п. 2.1 Информационного письма Банка России от 26 июля 2018 г. N ИН-06-59/50 "О деятельности кредитных потребительских кооперативов" <46>, при соблюдении требований комментируемого Закона кредитная организация вправе привлекать кредитный потребительский кооператив в качестве банковского платежного агента с целью осуществления отдельных банковских операций.