Коррупционные должности
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупционные должности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего из-за непредставления (представления недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)...освобождена от занимаемой должности... за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в предоставлении заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и бывшего супруга за 2018 - 2020 годы.
(КонсультантПлюс, 2025)...освобождена от занимаемой должности... за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в предоставлении заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и бывшего супруга за 2018 - 2020 годы.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 235 "Основания прекращения права собственности" ГК РФ"Таким образом, из системного толкования вышеназванных норм следует, что предусмотренное подпунктом 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества допускается только к имуществу, в отношении которого лицом, в настоящем случае замещающим должность муниципальной службы, при наличии обязанности предоставления соответствующих сведений, не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, поскольку само совершение лицом, замещающим должность муниципальной службы, коррупционного правонарушения вовсе не означает и не влечет применения во всяком случае указанной гражданско-правовой ответственности к такому лицу и/или юридическому лицу, от имени и/или в интересах которого совершено коррупционное правонарушение, так как исходя из обстоятельств и характера коррупционного правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено применение и других мер ответственности - уголовной, административной, дисциплинарной."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)перечень сотрудников, которые подпадают под действие документа. Например, укажите, что соблюдать антикоррупционную политику должны все сотрудники организации. Отдельно можно отметить работников, занятых в сфере закупок, - руководство организации, работников контрактной службы (контрактного управляющего). Обратите внимание, что распространить действие антикоррупционной политики можно и на лиц, которые не являются работниками заказчика, например на контрагентов или привлекаемых экспертов. Для этого можно, например, предусмотреть использование антикоррупционной оговорки в контрактах. Также рекомендуется составить перечень должностей с высоким коррупционным риском, для которых можно предусмотреть особые антикоррупционные требования;
(КонсультантПлюс, 2025)перечень сотрудников, которые подпадают под действие документа. Например, укажите, что соблюдать антикоррупционную политику должны все сотрудники организации. Отдельно можно отметить работников, занятых в сфере закупок, - руководство организации, работников контрактной службы (контрактного управляющего). Обратите внимание, что распространить действие антикоррупционной политики можно и на лиц, которые не являются работниками заказчика, например на контрагентов или привлекаемых экспертов. Для этого можно, например, предусмотреть использование антикоррупционной оговорки в контрактах. Также рекомендуется составить перечень должностей с высоким коррупционным риском, для которых можно предусмотреть особые антикоррупционные требования;
Статья: Актуальные вопросы организации деятельности судов в современных условиях
(Халиков А.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 4)Из этого возникает закономерный вопрос: зачем нужен председатель суда как лицо, имеющее статус судьи и в то же время занимающее должность выше каждого отдельного судьи? Если существует председатель суда как лицо с дополнительными судейскими полномочиями административного плана, то ясно, что его статус некоего "судьи+" позволяет влиять на действия фактически подчиненных ему судей. И в реальности так оно и есть, когда молодые или неопытные судьи идут к председателю получить совет или рекомендации по рассматриваемому ими делу, что характерно именно для районных судов. В то же время, на наш взгляд, председатель районного суда - это больше командная должность, существующая для связи судей с вышестоящим руководством и иными лицами органов власти, причем, к сожалению, не только по линии судебной системы, но и, допустим, обеспечения отношений с правоохранительными органами. Скажем больше, в ряде случаев председатель суда - это коррупционная должность, когда через председателя суда легче решать вопросы, чем в поиске выходов на конкретного судью.
(Халиков А.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 4)Из этого возникает закономерный вопрос: зачем нужен председатель суда как лицо, имеющее статус судьи и в то же время занимающее должность выше каждого отдельного судьи? Если существует председатель суда как лицо с дополнительными судейскими полномочиями административного плана, то ясно, что его статус некоего "судьи+" позволяет влиять на действия фактически подчиненных ему судей. И в реальности так оно и есть, когда молодые или неопытные судьи идут к председателю получить совет или рекомендации по рассматриваемому ими делу, что характерно именно для районных судов. В то же время, на наш взгляд, председатель районного суда - это больше командная должность, существующая для связи судей с вышестоящим руководством и иными лицами органов власти, причем, к сожалению, не только по линии судебной системы, но и, допустим, обеспечения отношений с правоохранительными органами. Скажем больше, в ряде случаев председатель суда - это коррупционная должность, когда через председателя суда легче решать вопросы, чем в поиске выходов на конкретного судью.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и Порядки представления указанных сведений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)III. Должности федеральной государственной службы
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)III. Должности федеральной государственной службы
Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557
(ред. от 26.02.2024)
"Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"Раздел III. Другие должности федеральной государственной
(ред. от 26.02.2024)
"Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"Раздел III. Другие должности федеральной государственной
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Одновременно применение Методического инструментария направлено на предупреждение кланово-корпоративного принципа при назначении на должности гражданской службы и, следовательно, профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также повышение престижа гражданской службы и привлекательности государственных органов на рынке труда.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Одновременно применение Методического инструментария направлено на предупреждение кланово-корпоративного принципа при назначении на должности гражданской службы и, следовательно, профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также повышение престижа гражданской службы и привлекательности государственных органов на рынке труда.
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2025)приеме на работу на определенные должности в иные организации, которые созданы для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона о противодействии коррупции). Перечень названных организаций, а также Перечень должностей, при назначении на которые работники этих организаций обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруги (супруга), несовершеннолетних детей), и Правила представления данной информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 613;
(КонсультантПлюс, 2025)приеме на работу на определенные должности в иные организации, которые созданы для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона о противодействии коррупции). Перечень названных организаций, а также Перечень должностей, при назначении на которые работники этих организаций обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруги (супруга), несовершеннолетних детей), и Правила представления данной информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 613;
Статья: Проблемы правового регулирования труда государственных гражданских служащих
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Ключевые слова: государственный служащий, представитель нанимателя, трудовые отношения, трудовой договор, служебный контракт, поощрения, дисциплинарные взыскания, конфликт интересов, коррупционные правонарушения, должности.
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Ключевые слова: государственный служащий, представитель нанимателя, трудовые отношения, трудовой договор, служебный контракт, поощрения, дисциплинарные взыскания, конфликт интересов, коррупционные правонарушения, должности.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, должны быть представлены самим соискателем при оформлении трудовых отношений, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, указанных требований, влечет прекращение трудового договора (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, должны быть представлены самим соискателем при оформлении трудовых отношений, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, указанных требований, влечет прекращение трудового договора (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Статья: Привлечение к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Таким образом, Законом о противодействии коррупции восполнен пробел правового регулирования в части возможности привлечения к ответственности проверяемого лица, трудовые (служебные) отношения которого с работодателем (нанимателем) прекращены в ходе проведения антикоррупционной проверки или после ее завершения <13>. Это позволит реализовывать принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также повысит ответственность лиц, замещающих коррупционно-опасные должности <14>.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Таким образом, Законом о противодействии коррупции восполнен пробел правового регулирования в части возможности привлечения к ответственности проверяемого лица, трудовые (служебные) отношения которого с работодателем (нанимателем) прекращены в ходе проведения антикоррупционной проверки или после ее завершения <13>. Это позволит реализовывать принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также повысит ответственность лиц, замещающих коррупционно-опасные должности <14>.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3. Сотрудник, уволенный в связи с утратой доверия, должен быть кадровой службой занесен в государственный реестр уволенных в связи с утратой доверия. В реестре указываются следующие сведения: Ф.И.О. лица, к которому применено взыскание в виде увольнения за совершение коррупционного правонарушения, наименование органа, наименование должности, дата и номер приказа об увольнении, сведения о коррупционном правонарушении со ссылкой на нормативный акт. Причем сведения из реестра могут быть исключены только в случаях: приказ, налагающий взыскание, отменен; истекло 5 лет со дня вынесения приказа, смерти лица, в отношении которого вынесен приказ. Данный реестр является общедоступным и размещен на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы: https://gossluzhba.gov.ru/reestr.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3. Сотрудник, уволенный в связи с утратой доверия, должен быть кадровой службой занесен в государственный реестр уволенных в связи с утратой доверия. В реестре указываются следующие сведения: Ф.И.О. лица, к которому применено взыскание в виде увольнения за совершение коррупционного правонарушения, наименование органа, наименование должности, дата и номер приказа об увольнении, сведения о коррупционном правонарушении со ссылкой на нормативный акт. Причем сведения из реестра могут быть исключены только в случаях: приказ, налагающий взыскание, отменен; истекло 5 лет со дня вынесения приказа, смерти лица, в отношении которого вынесен приказ. Данный реестр является общедоступным и размещен на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы: https://gossluzhba.gov.ru/reestr.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с коррупционными рисками <8>. Следует учитывать, что "оптимизация перечней коррупционно-опасных должностей позволит повысить охват и качество проверок" подразделением по профилактике коррупционных правонарушений <9>, а "отказ от уравниловки", как отмечают С. Братановский и М. Зеленов, "следует признать вполне обоснованным" <10>;
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с коррупционными рисками <8>. Следует учитывать, что "оптимизация перечней коррупционно-опасных должностей позволит повысить охват и качество проверок" подразделением по профилактике коррупционных правонарушений <9>, а "отказ от уравниловки", как отмечают С. Братановский и М. Зеленов, "следует признать вполне обоснованным" <10>;