Контрольно надзорная деятельность органов исполнительной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрольно надзорная деятельность органов исполнительной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контрольно-надзорная деятельность в сфере образования: основные направления и контуры цифровой трансформации
(Кирилловых А.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)<8> Мартынов А.В., Бундин М.В. О правовых принципах применения искусственного интеллекта при осуществлении органами исполнительной власти контрольно-надзорной деятельности // Журнал российского права. 2020. N 10. С. 59 - 75.
(Кирилловых А.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)<8> Мартынов А.В., Бундин М.В. О правовых принципах применения искусственного интеллекта при осуществлении органами исполнительной власти контрольно-надзорной деятельности // Журнал российского права. 2020. N 10. С. 59 - 75.
Статья: Анализ новой системы правового регулирования контрольно-надзорной деятельности
(Минин В.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Вместе с тем действующее правовое регулирование порядка организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти допускает случаи, при которых данная деятельность выступает в качестве административного барьера в развитии экономики. Подобные случаи могут быть вызваны злоупотреблением и недобросовестностью должностных лиц органов власти (в частности, при наделении инспектора чрезмерно дискреционными полномочиями, которые могут выступать в качестве коррупциогенного фактора) либо самих хозяйствующих субъектов (например, в правоприменительной практике встречаются ситуации, когда предприниматель использует потенциал государственных контрольно-надзорных органов как метод недобросовестной конкуренции в отношении другого предпринимателя).
(Минин В.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Вместе с тем действующее правовое регулирование порядка организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти допускает случаи, при которых данная деятельность выступает в качестве административного барьера в развитии экономики. Подобные случаи могут быть вызваны злоупотреблением и недобросовестностью должностных лиц органов власти (в частности, при наделении инспектора чрезмерно дискреционными полномочиями, которые могут выступать в качестве коррупциогенного фактора) либо самих хозяйствующих субъектов (например, в правоприменительной практике встречаются ситуации, когда предприниматель использует потенциал государственных контрольно-надзорных органов как метод недобросовестной конкуренции в отношении другого предпринимателя).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.86. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.86. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3) региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора);
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3) региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора);
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)<1> Мартынов А.В. Актуальные вопросы применения искусственного интеллекта при осуществлении контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. N 2. С. 184.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)<1> Мартынов А.В. Актуальные вопросы применения искусственного интеллекта при осуществлении контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. N 2. С. 184.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В первоначальной редакции комментируемой статьи говорилось об осуществлении государственного контроля и надзора, а не контроля и надзора за деятельностью БКИ и устанавливалось, что такой государственный контроль и надзор осуществляется уполномоченным государственным органом. Обозначение "уполномоченный государственный орган" было введено в п. 9 ст. 2 комментируемого Закона в первоначальной редакции в отношении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью БКИ. Таким федеральным органом исполнительной власти Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 501 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй" <169> (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 739 "Об отдельных вопросах государственного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации" <170>) была определена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В первоначальной редакции комментируемой статьи говорилось об осуществлении государственного контроля и надзора, а не контроля и надзора за деятельностью БКИ и устанавливалось, что такой государственный контроль и надзор осуществляется уполномоченным государственным органом. Обозначение "уполномоченный государственный орган" было введено в п. 9 ст. 2 комментируемого Закона в первоначальной редакции в отношении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью БКИ. Таким федеральным органом исполнительной власти Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 501 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй" <169> (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 739 "Об отдельных вопросах государственного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации" <170>) была определена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<4> См.: Зубарев С.М., Сладкова А.В. О понятии и сущности цифровых технологий контроля в сфере государственного управления // Административное право и процесс. 2019. N 9. С. 53 - 59; Мартынов А.В., Бундин М.В., Прилуков М.Д. и др. Перспективные направления правового регулирования использования современных информационных технологий в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти: библиотека лучших российских и зарубежных практик: монография / под науч. ред. А.В. Мартынова. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета имени Н.И. Лобачевского, 2020; Фесько Д.С. Цифровизация контроля как гарантия прав граждан и организаций при его осуществлении // Административное право и процесс. 2020. N 3. С. 63 - 68; Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. N 4. С. 70 - 93.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<4> См.: Зубарев С.М., Сладкова А.В. О понятии и сущности цифровых технологий контроля в сфере государственного управления // Административное право и процесс. 2019. N 9. С. 53 - 59; Мартынов А.В., Бундин М.В., Прилуков М.Д. и др. Перспективные направления правового регулирования использования современных информационных технологий в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти: библиотека лучших российских и зарубежных практик: монография / под науч. ред. А.В. Мартынова. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета имени Н.И. Лобачевского, 2020; Фесько Д.С. Цифровизация контроля как гарантия прав граждан и организаций при его осуществлении // Административное право и процесс. 2020. N 3. С. 63 - 68; Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. N 4. С. 70 - 93.
Статья: Отдельные аспекты использования искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности таможенных органов
(Кожуханов Н.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)В статье анализируются особенности организации и административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в России. Автором определено место таможенных органов Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти и установлены современные тенденции в их деятельности. Ключевым вектором развития таможни является цифровизация всех ее рабочих процессов. Произведена систематизация подходов к пониманию информационной технологии "искусственный интеллект", выделены его типы (виды). Раскрыты перспективы применения технологии "искусственный интеллект" в контрольно-надзорной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
(Кожуханов Н.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)В статье анализируются особенности организации и административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в России. Автором определено место таможенных органов Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти и установлены современные тенденции в их деятельности. Ключевым вектором развития таможни является цифровизация всех ее рабочих процессов. Произведена систематизация подходов к пониманию информационной технологии "искусственный интеллект", выделены его типы (виды). Раскрыты перспективы применения технологии "искусственный интеллект" в контрольно-надзорной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Статья: Актуальные аспекты государственного контроля в зарубежных странах: соотношение с российским опытом с конституционно-правовой точки зрения
(Спиридонов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)<7> Биткина И.В. Зарубежный опыт структурно-функциональной организации контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов власти в контексте возможностей применения его в России // Контрольно-надзорная деятельность исполнительных органов государственной власти: оптимизация структур и модели деятельности. М., 2017. С. 177 - 208. При этом названный автор отмечает, что "в таких странах, как Нидерланды, Швеция, Великобритания, США, Норвегия, Новая Зеландия, Бельгия, Чили, Эстония, Финляндия, Корея, Люксембург, Мексика, существует официальная политика, охватывающая широкий спектр сфер государственного управления или касающаяся конкретно проверок по организации либо реформированию инспекционных органов. Подобного рода политика отсутствует в таких развитых странах, как Франция, Япония, Швейцария" (Там же).
(Спиридонов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)<7> Биткина И.В. Зарубежный опыт структурно-функциональной организации контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов власти в контексте возможностей применения его в России // Контрольно-надзорная деятельность исполнительных органов государственной власти: оптимизация структур и модели деятельности. М., 2017. С. 177 - 208. При этом названный автор отмечает, что "в таких странах, как Нидерланды, Швеция, Великобритания, США, Норвегия, Новая Зеландия, Бельгия, Чили, Эстония, Финляндия, Корея, Люксембург, Мексика, существует официальная политика, охватывающая широкий спектр сфер государственного управления или касающаяся конкретно проверок по организации либо реформированию инспекционных органов. Подобного рода политика отсутствует в таких развитых странах, как Франция, Япония, Швейцария" (Там же).
Статья: Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности: теоретическое обоснование и проблемы применения
(Агамагомедова С.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 4)Проводимая на протяжении последних лет в стране реформа контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти актуализировала использование категории риска и многих связанных с ней понятий как в нормативно-правовом поле, так и в правоприменительной практике. Риск-ориентированный подход становится доминирующим методом осуществления контрольно-надзорной деятельности. При этом не всегда можно говорить о его теоретико-правовом и административно-процедурном обосновании, что, на наш взгляд, приводит к не всегда оправданному использованию таких понятий, как риск, уровень риска, индикатор риска, критерий отнесения к определенной категории риска в правоприменительной деятельности органов управления. Современная система государственного контроля и надзора включает достаточно широкий перечень разновидностей и направлений контрольно-надзорной деятельности, различающихся по сфере и методу управленческого воздействия; по спектру охраняемых законом ценностей, входящих в подконтрольную сферу; по функционалу административных органов, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия. Все это обусловливает закономерную пестроту и разноплановость контрольно-надзорного воздействия в различных сферах социального бытия, что, в свою очередь, предполагает специфику использования риск-ориентированного подхода при осуществлении определенных видов государственного контроля и надзора.
(Агамагомедова С.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 4)Проводимая на протяжении последних лет в стране реформа контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти актуализировала использование категории риска и многих связанных с ней понятий как в нормативно-правовом поле, так и в правоприменительной практике. Риск-ориентированный подход становится доминирующим методом осуществления контрольно-надзорной деятельности. При этом не всегда можно говорить о его теоретико-правовом и административно-процедурном обосновании, что, на наш взгляд, приводит к не всегда оправданному использованию таких понятий, как риск, уровень риска, индикатор риска, критерий отнесения к определенной категории риска в правоприменительной деятельности органов управления. Современная система государственного контроля и надзора включает достаточно широкий перечень разновидностей и направлений контрольно-надзорной деятельности, различающихся по сфере и методу управленческого воздействия; по спектру охраняемых законом ценностей, входящих в подконтрольную сферу; по функционалу административных органов, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия. Все это обусловливает закономерную пестроту и разноплановость контрольно-надзорного воздействия в различных сферах социального бытия, что, в свою очередь, предполагает специфику использования риск-ориентированного подхода при осуществлении определенных видов государственного контроля и надзора.
Статья: Контроль за лицензированием производства лекарственных средств автоматизируется
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В настоящее время в контрольно-надзорную деятельность внедряется ГИС "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" <1>, которая предназначена для формирования единого информационного пространства для всех пользователей системы - сотрудников органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на осуществление муниципального контроля.
(Подкопаев М.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В настоящее время в контрольно-надзорную деятельность внедряется ГИС "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" <1>, которая предназначена для формирования единого информационного пространства для всех пользователей системы - сотрудников органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на осуществление муниципального контроля.