Контрольно-надзорная деятельность в отношении органов местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрольно-надзорная деятельность в отношении органов местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)<2> Повышение качества муниципального управления. Материалы к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации от 6 июня 2023 года; Актуальные вопросы совершенствования контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Материалы к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации от 7 ноября 2023 года; Основные направления и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации. Материалы к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации от 19 ноября 2024 года.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)<2> Повышение качества муниципального управления. Материалы к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации от 6 июня 2023 года; Актуальные вопросы совершенствования контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Материалы к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации от 7 ноября 2023 года; Основные направления и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации. Материалы к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации от 19 ноября 2024 года.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Подробнее см.: Кожевников О.А. Регламентация контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (конституционно-отраслевой аспект) // Административное и муниципальное право. 2016. N 6. С. 507 - 510.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Подробнее см.: Кожевников О.А. Регламентация контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (конституционно-отраслевой аспект) // Административное и муниципальное право. 2016. N 6. С. 507 - 510.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 41. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 41. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"Статья 24. Контроль и надзор за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"Статья 24. Контроль и надзор за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в свете реформы обращения с твердыми коммунальными отходами
(Осинцев Д.В., Соболев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Ключевые слова: обращение с бытовыми отходами, региональный оператор, "мусорная реформа", контрольно-надзорная деятельность, органы местного самоуправления.
(Осинцев Д.В., Соболев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Ключевые слова: обращение с бытовыми отходами, региональный оператор, "мусорная реформа", контрольно-надзорная деятельность, органы местного самоуправления.
Статья: Конституционно-правовая природа категории "публично-властный контроль"
(Безруков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Несомненно, что основными формами публично-властного контроля являются государственный контроль и муниципальный контроль. Концептуально их правовое регулирование в России носит комплексный характер и постепенно стало осуществляться с 2010-х годов. В 2014 г. принимается Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 гг., а в 2016 г. Правительством РФ утвержден План мероприятий ("дорожная карта"), которым предусматриваются совершенствование контрольно-надзорной деятельности, проведение работы по систематизации и актуализации обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю <9>.
(Безруков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Несомненно, что основными формами публично-властного контроля являются государственный контроль и муниципальный контроль. Концептуально их правовое регулирование в России носит комплексный характер и постепенно стало осуществляться с 2010-х годов. В 2014 г. принимается Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 гг., а в 2016 г. Правительством РФ утвержден План мероприятий ("дорожная карта"), которым предусматриваются совершенствование контрольно-надзорной деятельности, проведение работы по систематизации и актуализации обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю <9>.
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Интересно, что законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" не содержит отдельной статьи об осуществлении контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц МСУ <24>. Не упоминается об этом и в Пояснительной записке к законопроекту. На наш взгляд, данное упущение должно быть устранено при последующем обсуждении законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Интересно, что законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" не содержит отдельной статьи об осуществлении контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц МСУ <24>. Не упоминается об этом и в Пояснительной записке к законопроекту. На наш взгляд, данное упущение должно быть устранено при последующем обсуждении законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Закон N 131-ФЗ предусматривает реализацию государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления со стороны "уполномоченных государственных органов", включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регламентация порядка проведения такого контроля (надзора) дублирует регламентацию порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но без отсылки к общим положениям законодательства Российской Федерации о контроле (надзоре). Отсутствие связи с Законом N 248-ФЗ существенно ограничивает объем нормативного правового регулирования. В частности, предусматривается, что контролирующие органы руководствуются лишь принципами объективности, открытости и гласности; круг мероприятий по контролю (надзору) ограничен плановыми и внеплановыми проверками, а меры воздействия - запросами информации и дачей обязательных предписаний об устранении выявленных нарушений. В то же время сохраняется координационная роль органов прокуратуры, действует требование о размещении информации о плановых и внеплановых проверках, их результатах и о принятых мерах по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений в едином реестре проверок.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Закон N 131-ФЗ предусматривает реализацию государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления со стороны "уполномоченных государственных органов", включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регламентация порядка проведения такого контроля (надзора) дублирует регламентацию порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но без отсылки к общим положениям законодательства Российской Федерации о контроле (надзоре). Отсутствие связи с Законом N 248-ФЗ существенно ограничивает объем нормативного правового регулирования. В частности, предусматривается, что контролирующие органы руководствуются лишь принципами объективности, открытости и гласности; круг мероприятий по контролю (надзору) ограничен плановыми и внеплановыми проверками, а меры воздействия - запросами информации и дачей обязательных предписаний об устранении выявленных нарушений. В то же время сохраняется координационная роль органов прокуратуры, действует требование о размещении информации о плановых и внеплановых проверках, их результатах и о принятых мерах по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений в едином реестре проверок.