Контроль за сохранностью жилых помещений
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за сохранностью жилых помещений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 92 "Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда" ЖК РФ"Из содержания положений пунктов 1, 4, 9 части 1 статьи 14, части 2 статьи 19, пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ следует, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе, жилые помещения маневренного жилищного фонда."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14 "Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений" ЖК РФ"Из содержания положений пунктов 1, 4, 9 части 1 статьи 14, части 2 статьи 19, пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ следует, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе, жилые помещения маневренного жилищного фонда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные аспекты опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей: роль прокурорского надзора
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)В ходе проверки прокурору следует выяснять, реализуется ли последующий контроль за условиями жизни, воспитания и содержания опекаемых, соблюдением опекунами (попечителями) прав подопечных, обеспечением сохранности их имущества, использованием закрепленного за опекаемыми жилья, выполнением требований к осуществлению опекунами своих прав и исполнению обязанностей. Так, прокуратурой Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) выявлено, что более двух лет органами опеки не осуществлялся контроль за сохранностью жилья, закрепленного за тремя несовершеннолетними детьми, оставшимися без родительского попечения. Прокуратура внесла представление в администрацию муниципального района "Нижнеколымский район", которое не было удовлетворено, в связи с чем прокурор направил в суд административное исковое заявление с требованием о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по непринятию мер по проведению плановых осмотров квартиры, закрепленной за детьми, и устранении нарушений закона. Требования прокурора суд удовлетворил <17>. Полагаем, что в этом случае у прокурора были основания и для возбуждения административного производства за умышленное неисполнение законных требований прокурора в отношении должностных лиц муниципального образования. При отсутствии надлежащего контроля опекуны (попечители) не всегда исполняют обязанности о предоставлении органам опеки ежегодных отчетов о хранении, об использовании имущества подопечных, о расходах за счет имущества, тратах опекунских выплат. Например, судом удовлетворен иск прокурора Веденского района Чеченской Республики, заявленный в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетней, о предоставлении опекуном в орган опеки администрации Веденского муниципального района отчета о хранении, об использовании имущества подопечной, управлении имуществом, о расходовании денежных средств на содержание опекаемого ребенка <18>.
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)В ходе проверки прокурору следует выяснять, реализуется ли последующий контроль за условиями жизни, воспитания и содержания опекаемых, соблюдением опекунами (попечителями) прав подопечных, обеспечением сохранности их имущества, использованием закрепленного за опекаемыми жилья, выполнением требований к осуществлению опекунами своих прав и исполнению обязанностей. Так, прокуратурой Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) выявлено, что более двух лет органами опеки не осуществлялся контроль за сохранностью жилья, закрепленного за тремя несовершеннолетними детьми, оставшимися без родительского попечения. Прокуратура внесла представление в администрацию муниципального района "Нижнеколымский район", которое не было удовлетворено, в связи с чем прокурор направил в суд административное исковое заявление с требованием о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по непринятию мер по проведению плановых осмотров квартиры, закрепленной за детьми, и устранении нарушений закона. Требования прокурора суд удовлетворил <17>. Полагаем, что в этом случае у прокурора были основания и для возбуждения административного производства за умышленное неисполнение законных требований прокурора в отношении должностных лиц муниципального образования. При отсутствии надлежащего контроля опекуны (попечители) не всегда исполняют обязанности о предоставлении органам опеки ежегодных отчетов о хранении, об использовании имущества подопечных, о расходах за счет имущества, тратах опекунских выплат. Например, судом удовлетворен иск прокурора Веденского района Чеченской Республики, заявленный в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетней, о предоставлении опекуном в орган опеки администрации Веденского муниципального района отчета о хранении, об использовании имущества подопечной, управлении имуществом, о расходовании денежных средств на содержание опекаемого ребенка <18>.
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Подведомственная Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы уполномоченная организация совместно с государственными организациями социального обслуживания и Департаментом городского имущества г. Москвы осуществляют контроль за использованием и сохранностью выделенных жилых помещений (п. 4.12 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Подведомственная Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы уполномоченная организация совместно с государственными организациями социального обслуживания и Департаментом городского имущества г. Москвы осуществляют контроль за использованием и сохранностью выделенных жилых помещений (п. 4.12 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)35) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)35) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Статья: Перспективы развития законодательства о дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот (анализ ситуации в Республике Карелия)
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Задача субъектов - реализация (выделено автором) гарантий детей-сирот путем формирования списков, приобретения жилья, осуществления контроля за сохранностью и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа, а не создание механизмов по урезанию предусмотренных льгот. При реализации указанной задачи не должно нарушаться конституционное требование о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам <4>.
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Задача субъектов - реализация (выделено автором) гарантий детей-сирот путем формирования списков, приобретения жилья, осуществления контроля за сохранностью и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа, а не создание механизмов по урезанию предусмотренных льгот. При реализации указанной задачи не должно нарушаться конституционное требование о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам <4>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)- осуществлять управление и контроль за сохранностью и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)- осуществлять управление и контроль за сохранностью и использованием жилых помещений жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.