Контроль в сфере рекламы
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль в сфере рекламы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли учесть при исчислении налога на прибыль расходы организации на приобретение телевизора в офис?
(Консультация эксперта, 2025)Контроль исполнения контрагентом обязательств по договору рекламных услуг
(Консультация эксперта, 2025)Контроль исполнения контрагентом обязательств по договору рекламных услуг
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 5. ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 5. ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА.
Статья: Проблема разграничения рекламной и информационной конструкций
(Торосян К.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Торосян Кристина Артуровна, ведущий специалист-эксперт Отдела методологии законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (Москва).
(Торосян К.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Торосян Кристина Артуровна, ведущий специалист-эксперт Отдела методологии законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (Москва).
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 15.08.2025 N 1224 "Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона "О рекламе", и Правил осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 статьи 18.2 Федерального закона "О рекламе"
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)В документе утверждаются правила мониторинга - постоянного наблюдения и контроля за уплатой сбора с интернет-рекламы. Его цель - обеспечить полноту и своевременность поступлений средств в бюджет. Мониторинг не проводится в отношении тех лиц, кто освобожден от уплаты сбора.
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)В документе утверждаются правила мониторинга - постоянного наблюдения и контроля за уплатой сбора с интернет-рекламы. Его цель - обеспечить полноту и своевременность поступлений средств в бюджет. Мониторинг не проводится в отношении тех лиц, кто освобожден от уплаты сбора.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Данная процедура предполагает ведение реестра и отслеживание распространения рекламы в сети Интернет, например количество показов на указанных интернет-сайтах. Существуют критерии, определяющие факт нарушения закона. Так, превышение количества показов рекламы на 5% выше заявленного в ЕРИР считается нарушением законодательства о рекламе. Также базовым инструментом контроля рекламных объявлений стала пометка специальным маркером, уникальным идентификатором - токеном. Теперь онлайн-реклама, занесенная в ЕРИР, будет иметь надпись "Реклама".
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Данная процедура предполагает ведение реестра и отслеживание распространения рекламы в сети Интернет, например количество показов на указанных интернет-сайтах. Существуют критерии, определяющие факт нарушения закона. Так, превышение количества показов рекламы на 5% выше заявленного в ЕРИР считается нарушением законодательства о рекламе. Также базовым инструментом контроля рекламных объявлений стала пометка специальным маркером, уникальным идентификатором - токеном. Теперь онлайн-реклама, занесенная в ЕРИР, будет иметь надпись "Реклама".
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 03.04.2025 N 03-03-06/1/32866 <Как учесть расходы на рекламу для налога на прибыль?>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 12)Пример 2. Компания запустила рекламную акцию в запрещенной сети и потратила на нее 50 тыс. руб. Уменьшить налогооблагаемую базу на указанную сумму нельзя, так как это нарушает положения ст. 270 НК РФ. Это связано с особым регулированием рекламной деятельности и необходимостью контроля за распространением рекламы в Интернете.
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 12)Пример 2. Компания запустила рекламную акцию в запрещенной сети и потратила на нее 50 тыс. руб. Уменьшить налогооблагаемую базу на указанную сумму нельзя, так как это нарушает положения ст. 270 НК РФ. Это связано с особым регулированием рекламной деятельности и необходимостью контроля за распространением рекламы в Интернете.
Статья: Реклама в Интернете. Как и о чем уведомлять Роскомнадзор
(Меньшикова Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)Государство решило усилить контроль за интернет-рекламой. В законодательство внесли изменения, из-за которых с сентября 2022 года за рекламу в Интернете придется отчитываться перед Роскомнадзором. Разбираемся, какие именно данные государство хочет аккумулировать, а также кто и в каком порядке должен передавать информацию в ведомство. Узнаете, есть ли ответственность за нарушение новых требований.
(Меньшикова Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)Государство решило усилить контроль за интернет-рекламой. В законодательство внесли изменения, из-за которых с сентября 2022 года за рекламу в Интернете придется отчитываться перед Роскомнадзором. Разбираемся, какие именно данные государство хочет аккумулировать, а также кто и в каком порядке должен передавать информацию в ведомство. Узнаете, есть ли ответственность за нарушение новых требований.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)<2> Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рекламе. И хотя Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1073 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы" в понятие контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе не входит дача разъяснений законодательства, суды признают за Федеральной антимонопольной службой правомочия по выпуску приказов, содержащих, по сути, разъяснение и толкование законодательства о рекламе (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2024 N Ф09-1437/24 по делу N А07-7708/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)<2> Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рекламе. И хотя Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1073 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы" в понятие контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе не входит дача разъяснений законодательства, суды признают за Федеральной антимонопольной службой правомочия по выпуску приказов, содержащих, по сути, разъяснение и толкование законодательства о рекламе (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2024 N Ф09-1437/24 по делу N А07-7708/2023).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в сфере рекламы, по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в сфере рекламы, по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Кроме того, следует отметить, что и в Законе N 131-ФЗ отдельные вопросы местного значения хотя и не обозначены как муниципальный контроль, тем не менее подразумевают его. Так, к вопросам местного значения муниципального района, муниципального и городского округа отнесены выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (п. 15.1 ст. 15, п. 26.1 ст. 16). Можно сделать вывод, что такая деятельность органов местного самоуправления фактически является контролем в области рекламы.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Кроме того, следует отметить, что и в Законе N 131-ФЗ отдельные вопросы местного значения хотя и не обозначены как муниципальный контроль, тем не менее подразумевают его. Так, к вопросам местного значения муниципального района, муниципального и городского округа отнесены выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (п. 15.1 ст. 15, п. 26.1 ст. 16). Можно сделать вывод, что такая деятельность органов местного самоуправления фактически является контролем в области рекламы.
Статья: К вопросу об информации и рекламе вообще и рекламе лекарственных средств в частности
(Внукова В.А., Орловский Н.М., Спичак И.В.)
("Юрист", 2024, N 7)Рассматриваются вопросы регулирования рекламы лекарственных средств в связи с требованием обязательной маркировки рекламы, распространяемой в сети Интернет. Предлагается ввести предварительный контроль рекламы лекарственных средств и возложить функции по его осуществлению на этические комитеты. Для реализации права потребителя на выбор предлагается разрешить распространение информации о действующих веществах лекарственных средств при одновременном усилении государственного контроля за соблюдением порядка отпуска.
(Внукова В.А., Орловский Н.М., Спичак И.В.)
("Юрист", 2024, N 7)Рассматриваются вопросы регулирования рекламы лекарственных средств в связи с требованием обязательной маркировки рекламы, распространяемой в сети Интернет. Предлагается ввести предварительный контроль рекламы лекарственных средств и возложить функции по его осуществлению на этические комитеты. Для реализации права потребителя на выбор предлагается разрешить распространение информации о действующих веществах лекарственных средств при одновременном усилении государственного контроля за соблюдением порядка отпуска.