Контроль в форме налогового мониторинга
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль в форме налогового мониторинга (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О переходе участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений на налоговый контроль в форме налогового мониторинга и возмещении им части связанных с этим затрат.
(Письмо Минфина России от 09.11.2023 N 03-02-07/106714)Вопрос: О переходе участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений на налоговый контроль в форме налогового мониторинга и возмещении им части связанных с этим затрат.
(Письмо Минфина России от 09.11.2023 N 03-02-07/106714)Вопрос: О переходе участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений на налоговый контроль в форме налогового мониторинга и возмещении им части связанных с этим затрат.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"7.1) обязательство организации, реализующей проект, по переходу на налоговый контроль в форме налогового мониторинга в течение трех лет со дня заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"7.1) обязательство организации, реализующей проект, по переходу на налоговый контроль в форме налогового мониторинга в течение трех лет со дня заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
Статья: Перспективы развития налогового мониторинга в Российской Федерации
(Сафохина Е.А.)
("Финансы", 2024, N 11)<1> Раздел V.2. "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга" Налогового кодекса Российской Федерации был введен в действие с 01.01.2015 Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
(Сафохина Е.А.)
("Финансы", 2024, N 11)<1> Раздел V.2. "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга" Налогового кодекса Российской Федерации был введен в действие с 01.01.2015 Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
Статья: Правотворчество в сфере цифровизации публичных финансов
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<23> Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" был включен раздел V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга". См.: СПС "КонсультантПлюс".
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<23> Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" был включен раздел V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга". См.: СПС "КонсультантПлюс".
Последние изменения: Налоговый мониторинг
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России направила рекомендуемые формы документов, используемых при подготовке к переходу налогоплательщиков на налоговый контроль в форме налогового мониторинга.
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России направила рекомендуемые формы документов, используемых при подготовке к переходу налогоплательщиков на налоговый контроль в форме налогового мониторинга.
Статья: Характеристика и правовое регулирование Цифрового налогового кодекса
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 1)Налоговый мониторинг является формой налогового контроля, тесным образом связанной с цифровизацией. Налоговый мониторинг продолжает активно развиваться. При этом перспективы развития данной формы налогового контроля в числе прочего связаны с работой над Цифровым налоговым кодексом. Автор статьи исследует Цифровой налоговый кодекс и устанавливает его значение в рамках налогового мониторинга, анализирует правовое регулирование Цифрового налогового кодекса, а также выдвигает ряд предложений по закреплению норм о Цифровом налоговом кодексе в действующем Налоговом кодексе Российской Федерации.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 1)Налоговый мониторинг является формой налогового контроля, тесным образом связанной с цифровизацией. Налоговый мониторинг продолжает активно развиваться. При этом перспективы развития данной формы налогового контроля в числе прочего связаны с работой над Цифровым налоговым кодексом. Автор статьи исследует Цифровой налоговый кодекс и устанавливает его значение в рамках налогового мониторинга, анализирует правовое регулирование Цифрового налогового кодекса, а также выдвигает ряд предложений по закреплению норм о Цифровом налоговом кодексе в действующем Налоговом кодексе Российской Федерации.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)В статье раскрываются особенности функционирования налогового мониторинга как формы налогового контроля, призванной повысить качество взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, заменить традиционные проверки и снизить административную нагрузку на бизнес. Для анализа привлекается правоприменительная практика, исследование которой доказывает, что при всех преимуществах налоговый мониторинг не лишен недостатков, имеет в собственном регулировании слабые места и пробелы, препятствующие формированию предсказуемой и стабильной налоговой среды деятельности организаций.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)В статье раскрываются особенности функционирования налогового мониторинга как формы налогового контроля, призванной повысить качество взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, заменить традиционные проверки и снизить административную нагрузку на бизнес. Для анализа привлекается правоприменительная практика, исследование которой доказывает, что при всех преимуществах налоговый мониторинг не лишен недостатков, имеет в собственном регулировании слабые места и пробелы, препятствующие формированию предсказуемой и стабильной налоговой среды деятельности организаций.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<151> Воронов А.М. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга как элемент организационно-правового механизма государственного администрирования в области налогов и сборов // Вопросы экономики. 2015. N 5. С. 31.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<151> Воронов А.М. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга как элемент организационно-правового механизма государственного администрирования в области налогов и сборов // Вопросы экономики. 2015. N 5. С. 31.
Статья: Международный опыт разрешения споров, вытекающих из налогового мониторинга
(Гюльбасаров Э.А.)
("Финансовое право", 2025, N 1)В первую очередь необходимо обратить внимание на юрисдикции, которые первыми ввели в свое законодательство новую форму налогового контроля - налоговый мониторинг (Нидерланды, Австрия), а также на одну из близких к России юрисдикций - Казахстан.
(Гюльбасаров Э.А.)
("Финансовое право", 2025, N 1)В первую очередь необходимо обратить внимание на юрисдикции, которые первыми ввели в свое законодательство новую форму налогового контроля - налоговый мониторинг (Нидерланды, Австрия), а также на одну из близких к России юрисдикций - Казахстан.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Современные технологии позволяют увеличить скорость обмена информацией, влияющей на принятие решения, что во многом способствует развитию методов предварительного контроля. Новые технологии (например, блокчейн, искусственный интеллект) позволяют автоматизировать сбор и обработку информации. Вместе с тем если посмотреть на развитие законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации, то приходится констатировать, что самым существенным изменением в нем стало появление новой формы налогового контроля - налогового мониторинга. Данная форма контроля стала возможной исключительно благодаря развитию информационных технологий, без которых исполнение регламентов расширенного информационного взаимодействия было бы сложно реализуемым <4>. Основными формами налогового контроля по-прежнему являются камеральная и выездная налоговые проверки, которые относятся к последующему контролю. Внедрение программных комплексов позволило сократить количество проверок, сосредоточившись на их качестве, путем отбора налогоплательщиков на основе риск-ориентированного подхода. Развитие традиционных форм налогового контроля, таким образом, стремится в настоящее время к созданию такой системы, при которой налоговые проверки будут нужны только для сбора доказательств. Широкое применение автоматизированных комплексов уже давно должно было бы найти свое отражение в законодательстве о налогах и сборах, однако этого не происходит: даже предпроверочный анализ, широко используемый налоговыми органами и затрагивающий права и законные интересы налогоплательщиков, так и не нашел своего законодательного закрепления, фактически основываясь на рекомендациях и письмах федерального органа исполнительной власти <5>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Современные технологии позволяют увеличить скорость обмена информацией, влияющей на принятие решения, что во многом способствует развитию методов предварительного контроля. Новые технологии (например, блокчейн, искусственный интеллект) позволяют автоматизировать сбор и обработку информации. Вместе с тем если посмотреть на развитие законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации, то приходится констатировать, что самым существенным изменением в нем стало появление новой формы налогового контроля - налогового мониторинга. Данная форма контроля стала возможной исключительно благодаря развитию информационных технологий, без которых исполнение регламентов расширенного информационного взаимодействия было бы сложно реализуемым <4>. Основными формами налогового контроля по-прежнему являются камеральная и выездная налоговые проверки, которые относятся к последующему контролю. Внедрение программных комплексов позволило сократить количество проверок, сосредоточившись на их качестве, путем отбора налогоплательщиков на основе риск-ориентированного подхода. Развитие традиционных форм налогового контроля, таким образом, стремится в настоящее время к созданию такой системы, при которой налоговые проверки будут нужны только для сбора доказательств. Широкое применение автоматизированных комплексов уже давно должно было бы найти свое отражение в законодательстве о налогах и сборах, однако этого не происходит: даже предпроверочный анализ, широко используемый налоговыми органами и затрагивающий права и законные интересы налогоплательщиков, так и не нашел своего законодательного закрепления, фактически основываясь на рекомендациях и письмах федерального органа исполнительной власти <5>.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Следовательно, если исходить из буквального толкования положений Налогового кодекса РФ, касающихся раздела V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга", после "прохождения" взаимосогласительной процедуры у налогоплательщика имеется два варианта поведения:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Следовательно, если исходить из буквального толкования положений Налогового кодекса РФ, касающихся раздела V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга", после "прохождения" взаимосогласительной процедуры у налогоплательщика имеется два варианта поведения: