Контроль учредителя за деятельностью бюджетного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль учредителя за деятельностью бюджетного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контроль учредителя за деятельностью бюджетного учреждения
(Гусев А.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3)"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3
(Гусев А.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3)"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"5.1. Контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется:
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"5.1. Контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется:
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений""5.1. Контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется:
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений""5.1. Контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется:
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи" в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года (при необходимости в более ранние периоды)"
(Шилков Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 2)Росмолодежью ненадлежащим образом осуществлялись полномочия учредителя ФГБУ "Роспатриотцентр" в связи с невыполнением обязанностей по утверждению документов, регулирующих деятельность Учреждения в исчерпывающем объеме. Также отмечены недостатки в части обеспечения контроля за соблюдением Учреждением условий предоставления субсидии.
(Шилков Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 2)Росмолодежью ненадлежащим образом осуществлялись полномочия учредителя ФГБУ "Роспатриотцентр" в связи с невыполнением обязанностей по утверждению документов, регулирующих деятельность Учреждения в исчерпывающем объеме. Также отмечены недостатки в части обеспечения контроля за соблюдением Учреждением условий предоставления субсидии.
Статья: Здравоохранение. Мнения
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)Очевидно, что результаты экспертно-аналитического мероприятия будут способствовать совершенствованию деятельности комиссий по разработке территориальных программ ОМС, а также усилению контроля со стороны органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, за деятельностью подведомственных учреждений.
(Перминова Е., Башанкаев Б., Моор А., Катренко В., Попович Л., Хан Н., Смирнов К., Цывова В., Домников А., Кузнецов Д., Муравьев Д., Толстов Д., Трошин А., Устюгов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 4)Очевидно, что результаты экспертно-аналитического мероприятия будут способствовать совершенствованию деятельности комиссий по разработке территориальных программ ОМС, а также усилению контроля со стороны органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, за деятельностью подведомственных учреждений.
Статья: Роль Конституционного Суда России в конституционализации экономической свободы личности
(Плотникова И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Заслуживает пристального внимания Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 2020 г. N 23-П по делу о проверке конституционности п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго", направленное на защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности, права частной собственности в связи с невозможностью взыскания долга в субсидиарном порядке с собственника имущества бюджетного учреждения в случае недостаточности денежных средств этого учреждения. Высший судебный орган конституционного контроля признал п. 5 ст. 123.22 ГК РФ не соответствующим ряду конституционных принципов и ст. 34 - 35 Конституции, так как в системе действующего правового регулирования он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества или учредителя ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения). Данное решение направлено и на реализацию принципа равной защиты государственной и частной собственности, обеспечение гарантий прав частного собственника и предпринимателя, ввиду того что федеральным законодателем приоритет отдавался охране публичной собственности без учета целей ограничений прав личности, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
(Плотникова И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Заслуживает пристального внимания Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 2020 г. N 23-П по делу о проверке конституционности п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго", направленное на защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности, права частной собственности в связи с невозможностью взыскания долга в субсидиарном порядке с собственника имущества бюджетного учреждения в случае недостаточности денежных средств этого учреждения. Высший судебный орган конституционного контроля признал п. 5 ст. 123.22 ГК РФ не соответствующим ряду конституционных принципов и ст. 34 - 35 Конституции, так как в системе действующего правового регулирования он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества или учредителя ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения). Данное решение направлено и на реализацию принципа равной защиты государственной и частной собственности, обеспечение гарантий прав частного собственника и предпринимателя, ввиду того что федеральным законодателем приоритет отдавался охране публичной собственности без учета целей ограничений прав личности, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Готовое решение: Как организовать внутренний финансовый контроль и внутренний контроль в учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)Если есть порядок (правила) осуществления внутреннего контроля со стороны вышестоящего органа (учредителя), контроль в учреждении целесообразно организовать с учетом такого порядка.
(КонсультантПлюс, 2025)Если есть порядок (правила) осуществления внутреннего контроля со стороны вышестоящего органа (учредителя), контроль в учреждении целесообразно организовать с учетом такого порядка.
Статья: Осуществление контрольных мероприятий при централизации учета
(Малова Е.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)<12> "Об осуществлении контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений государственными органами - учредителями".
(Малова Е.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)<12> "Об осуществлении контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений государственными органами - учредителями".
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)При внедрении риск-ориентированного подхода к внутреннему контролю важно учитывать особенности и масштабы деятельности учреждения, способ организации и осуществления внутреннего контроля. Также целесообразно опираться на практику контрольной деятельности органов, осуществляющих полномочия учредителя, в отношении подведомственных учреждений. Так как при совпадении модели контроля существенно упрощается процесс взаимодействия с учредителем при осуществлении ведомственного контроля, а также снижается нагрузка на бюджетное учреждение.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)При внедрении риск-ориентированного подхода к внутреннему контролю важно учитывать особенности и масштабы деятельности учреждения, способ организации и осуществления внутреннего контроля. Также целесообразно опираться на практику контрольной деятельности органов, осуществляющих полномочия учредителя, в отношении подведомственных учреждений. Так как при совпадении модели контроля существенно упрощается процесс взаимодействия с учредителем при осуществлении ведомственного контроля, а также снижается нагрузка на бюджетное учреждение.
Статья: О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)Для обеспечения качества и единообразия заполнения обязательных форм бухгалтерской отчетности этим Приказом утверждены Инструкция по составлению годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений. В каждом конкретном случае "особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях, регламентируемые специальными инструкциями и подзаконными актами, учтены в программных продуктах" [14]. Заполнение первичных документов, их обработка, а также составление регистров бухгалтерского учета и отчетности производятся на основе использования программы "1С" в Государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (Подсистема учета и отчетности. Модуль ведения бюджетного (бухгалтерского) учета учреждений), утвержденной Федеральным казначейством РФ.
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)Для обеспечения качества и единообразия заполнения обязательных форм бухгалтерской отчетности этим Приказом утверждены Инструкция по составлению годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений. В каждом конкретном случае "особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях, регламентируемые специальными инструкциями и подзаконными актами, учтены в программных продуктах" [14]. Заполнение первичных документов, их обработка, а также составление регистров бухгалтерского учета и отчетности производятся на основе использования программы "1С" в Государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (Подсистема учета и отчетности. Модуль ведения бюджетного (бухгалтерского) учета учреждений), утвержденной Федеральным казначейством РФ.
Статья: КСП вправе проверить не только учреждение, но и его учредителя
(Суворова Т.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Суды установили, что контрольное мероприятие касалось проверки деятельности подведомственного учреждения, что подразумевало анализ формирования и финансового обеспечения государственного задания. Формирование и финансовое обеспечение государственного задания являются исключительной компетенцией учредителя, то есть минспорта.
(Суворова Т.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Суды установили, что контрольное мероприятие касалось проверки деятельности подведомственного учреждения, что подразумевало анализ формирования и финансового обеспечения государственного задания. Формирование и финансовое обеспечение государственного задания являются исключительной компетенцией учредителя, то есть минспорта.
Статья: Особенности формирования системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях социальной сферы
(Ендовицкий Д.А., Головин С.В., Спиридонова Н.Э.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 11)Выводы. Сделан вывод о том, что при построении системы внутреннего контроля необходимо ориентироваться на риск-ориентированную модель, также следует учитывать правовой статус, специфику и масштабы деятельности учреждения, способ организации и осуществления внутреннего контроля, опираться на практику контрольной деятельности органов, осуществляющих полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений. Особенности внутреннего контроля в учреждениях сферы высшего образования и здравоохранения заключаются в осуществлении специфичных направлений деятельности, правовом статусе, структуре финансирования, деятельности со стороны учредителя.
(Ендовицкий Д.А., Головин С.В., Спиридонова Н.Э.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 11)Выводы. Сделан вывод о том, что при построении системы внутреннего контроля необходимо ориентироваться на риск-ориентированную модель, также следует учитывать правовой статус, специфику и масштабы деятельности учреждения, способ организации и осуществления внутреннего контроля, опираться на практику контрольной деятельности органов, осуществляющих полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений. Особенности внутреннего контроля в учреждениях сферы высшего образования и здравоохранения заключаются в осуществлении специфичных направлений деятельности, правовом статусе, структуре финансирования, деятельности со стороны учредителя.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций. Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации. В рамках своего существования учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату - эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация согласно учредительной документации. Использование средств вышестоящего бюджета (учредителя) государственное (муниципальное) учреждение осуществляет под контролем органов Федерального казначейства и главного распорядителя бюджетных средств на специально открытых для этого лицевых счетах в органах Казначейства России по месту нахождения этих учреждений (рис. 6.1).
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций. Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации. В рамках своего существования учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату - эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация согласно учредительной документации. Использование средств вышестоящего бюджета (учредителя) государственное (муниципальное) учреждение осуществляет под контролем органов Федерального казначейства и главного распорядителя бюджетных средств на специально открытых для этого лицевых счетах в органах Казначейства России по месту нахождения этих учреждений (рис. 6.1).