Контроль операций с денежными средствами
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль операций с денежными средствами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об обязательном контроле операции по списанию денежных средств со счета клиента в пользу получателя, отнесенного к группе высокой или средней степени риска совершения подозрительных операций.
(Письмо Банка России от 02.11.2023 N 12-4-2/8196)Вопрос: У банков возникают вопросы по применению Приказа Росфинмониторинга N 52 <1> и по заполнению полей ФЭС <2> в соответствии с Указанием Банка России N 5861-У <3>.
(Письмо Банка России от 02.11.2023 N 12-4-2/8196)Вопрос: У банков возникают вопросы по применению Приказа Росфинмониторинга N 52 <1> и по заполнению полей ФЭС <2> в соответствии с Указанием Банка России N 5861-У <3>.
Вопрос: О дате отнесения клиентов юрлиц (ИП) к группам риска совершения подозрительных операций в целях обязательного контроля операций с денежными средствами.
(Письмо Банка России от 28.06.2023 N 12-4-2/4883)Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы в ходе работы по созданию алгоритма с целью выявления операций, подлежащих обязательному контролю, в рамках нового кода в соответствии с проектом Приказа Росфинмониторинга "Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами".
(Письмо Банка России от 28.06.2023 N 12-4-2/4883)Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы в ходе работы по созданию алгоритма с целью выявления операций, подлежащих обязательному контролю, в рамках нового кода в соответствии с проектом Приказа Росфинмониторинга "Об определении подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами".
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
Статья: Страсти вокруг договора займа
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2024, N 9)- суд оценил собранные по делу доказательства и исходил из правомерности действий ответчика, связанных с осуществлением внутреннего контроля по операциям с денежными средствами по выявлению операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма;
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2024, N 9)- суд оценил собранные по делу доказательства и исходил из правомерности действий ответчика, связанных с осуществлением внутреннего контроля по операциям с денежными средствами по выявлению операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма;
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В названном Письме Минфина России от 25 декабря 2013 г. N 07-04-15/57289 при применении указанного документа N ПЗ-11/2013 предписано иметь в виду, что внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон, организуется и осуществляется экономическим субъектом в соответствии с такими федеральными законами. В качестве примера такого "иного" федерального законодательного акта можно упомянуть Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <236>, предусматривающий внутренний контроль, представляющий собой согласно определению, данному в ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ <237>) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В названном Письме Минфина России от 25 декабря 2013 г. N 07-04-15/57289 при применении указанного документа N ПЗ-11/2013 предписано иметь в виду, что внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон, организуется и осуществляется экономическим субъектом в соответствии с такими федеральными законами. В качестве примера такого "иного" федерального законодательного акта можно упомянуть Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <236>, предусматривающий внутренний контроль, представляющий собой согласно определению, данному в ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ <237>) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом; контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации <34>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом; контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации <34>.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 492: В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 279-ФЗ <465> в пункт 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, не подлежат обязательному контролю операции с денежными средствами и (или) иным имуществом некоммерческих организаций, связанные с уплатой налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, уплатой комиссионного вознаграждения, взимаемого при совершении операций (сделок) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также с начислением процентов по вкладам (депозитам) и иным финансовым инструментам.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 492: В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 279-ФЗ <465> в пункт 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, не подлежат обязательному контролю операции с денежными средствами и (или) иным имуществом некоммерческих организаций, связанные с уплатой налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, уплатой комиссионного вознаграждения, взимаемого при совершении операций (сделок) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также с начислением процентов по вкладам (депозитам) и иным финансовым инструментам.
Статья: Подозрительные и необычные операции в российской банковской практике: новшества в регулировании
(Котов Н.А.)
("Цивилист", 2022, N 2)Институты обязательного и внутреннего контроля определены в ст. 3 Закона о противодействии легализации доходов и могут быть разделены по субъектному составу. Если обязательный контроль - это совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами, то внутренний контроль (или меры по его осуществлению) - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
(Котов Н.А.)
("Цивилист", 2022, N 2)Институты обязательного и внутреннего контроля определены в ст. 3 Закона о противодействии легализации доходов и могут быть разделены по субъектному составу. Если обязательный контроль - это совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами, то внутренний контроль (или меры по его осуществлению) - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Статья: Учет драгметаллов в вопросах и ответах: контроль операций купли-продажи, расчет ОВП
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)В соответствии с абз. 6 подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежит операция по зачислению денежных средств на счет или списанию денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя (ЮЛ/ИП), осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий (далее - ДМДК), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 млн руб., или превышает ее. В связи с этой нормой возникают три вопроса:
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)В соответствии с абз. 6 подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежит операция по зачислению денежных средств на счет или списанию денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя (ЮЛ/ИП), осуществляющих куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий (далее - ДМДК), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 1 млн руб., или превышает ее. В связи с этой нормой возникают три вопроса:
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<7> Пояснительная записка к законопроекту N 658358-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части совершенствования системы обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом)".
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<7> Пояснительная записка к законопроекту N 658358-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части совершенствования системы обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом)".
Статья: Правовое регулирование участия нотариата в противодействии отмыванию противоправных доходов
(Черемных Г.Г., Бочковенко В.А.)
("Нотариус", 2022, N 7)Согласно ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ субъектами, на которых возложена обязанность уведомления уполномоченного органа, наряду с "иными лицами" являются и нотариусы, а далее перечислены подлежащие контролю операции с денежными средствами или иным имуществом. Это сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
(Черемных Г.Г., Бочковенко В.А.)
("Нотариус", 2022, N 7)Согласно ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ субъектами, на которых возложена обязанность уведомления уполномоченного органа, наряду с "иными лицами" являются и нотариусы, а далее перечислены подлежащие контролю операции с денежными средствами или иным имуществом. Это сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 3 июля 2019 г. Законом 2019 г. N 173-ФЗ, принятым в части регулирования сферы платежных сервисов. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, в целях повышения эффективности контроля регулятора за операциями перевода электронных денежных средств предусматривается предоставление кредитными организациями - операторами электронных денежных средств информации о таких операциях Банку России в установленном им порядке.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 3 июля 2019 г. Законом 2019 г. N 173-ФЗ, принятым в части регулирования сферы платежных сервисов. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, в целях повышения эффективности контроля регулятора за операциями перевода электронных денежных средств предусматривается предоставление кредитными организациями - операторами электронных денежных средств информации о таких операциях Банку России в установленном им порядке.