Контрагент потребителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрагент потребителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование представления прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)...прокуратура не полномочна понудить коммерческую организацию совершить определенные действия, связанные с исполнением обязательства, в пользу другой коммерческой организации, тогда как в оспариваемом представлении констатирован факт нарушения обществом законодательства о закупках и содержится требование принять меры по устранению причин и условий, способствующих выявленным нарушениям, то есть фактически на регионального оператора возложена обязанность по урегулированию отношений с потребителями и контрагентами, пересмотру финансовой политики регионального оператора, что свидетельствует о вторжении в хозяйственную деятельность общества и нарушает его права и законные интересы..."
(КонсультантПлюс, 2025)...прокуратура не полномочна понудить коммерческую организацию совершить определенные действия, связанные с исполнением обязательства, в пользу другой коммерческой организации, тогда как в оспариваемом представлении констатирован факт нарушения обществом законодательства о закупках и содержится требование принять меры по устранению причин и условий, способствующих выявленным нарушениям, то есть фактически на регионального оператора возложена обязанность по урегулированию отношений с потребителями и контрагентами, пересмотру финансовой политики регионального оператора, что свидетельствует о вторжении в хозяйственную деятельность общества и нарушает его права и законные интересы..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 434.1 "Переговоры о заключении договора" ГК РФ"Отказом от заключения договора по смыслу пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ во взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 434.1 Гражданского кодекса могут признаваться как формальный отказ, так и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, когда другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать, а также предложение контрагенту (потребителю) таких условий, которые он объективно не мог принять, в том числе ввиду их явной невыгодности или противоречивости (конструктивный отказ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)5.3. Контрагентом обязанного лица выступает потребитель
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)5.3. Контрагентом обязанного лица выступает потребитель
Ситуация: Каковы права потребителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)контрагентом потребителя является продавец (изготовитель, исполнитель, импортер, владелец агрегаторов информации о товарах (услугах)).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)контрагентом потребителя является продавец (изготовитель, исполнитель, импортер, владелец агрегаторов информации о товарах (услугах)).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)1. Выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может повлечь за собой лишение такого физического лица (потребителя) защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если контрагент потребителя (профессиональная сторона) осуществляет свою деятельность в стране места жительства потребителя либо любыми способами направляет свою деятельность на территорию этой страны или территории нескольких стран, включая территорию страны места жительства потребителя, при условии, что договор связан с такой деятельностью профессиональной стороны.
(ред. от 08.08.2024)1. Выбор права, подлежащего применению к договору, стороной которого является физическое лицо, использующее, приобретающее или заказывающее либо имеющее намерение использовать, приобрести или заказать движимые вещи (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может повлечь за собой лишение такого физического лица (потребителя) защиты его прав, предоставляемой императивными нормами права страны места жительства потребителя, если контрагент потребителя (профессиональная сторона) осуществляет свою деятельность в стране места жительства потребителя либо любыми способами направляет свою деятельность на территорию этой страны или территории нескольких стран, включая территорию страны места жительства потребителя, при условии, что договор связан с такой деятельностью профессиональной стороны.
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)При выявлении указанной направленности следует учитывать разъяснения, содержащиеся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" <7>, согласно которым нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействия), в том числе недобросовестных, по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)При выявлении указанной направленности следует учитывать разъяснения, содержащиеся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" <7>, согласно которым нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействия), в том числе недобросовестных, по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Подводя промежуточные итоги анализа иностранного опыта, отметим, что как в странах континентально-правовой семьи (на примере Германии), так и в англосаксонских правопорядках (в частности, в Англии), в том числе под влиянием общеевропейской тенденции и принятых документов Европейского союза, выработаны механизмы защиты добросовестных контрагентов от оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью. На уровне закона, как правило, такая защита закрепляется лапидарно, в то время как выработка конкретных критериев добросовестности контрагента остается за судебной практикой. При этом как немецкие, так и английские суды выработали в целом сходные маркеры, которые могут свидетельствовать о недобросовестности контрагента либо о необходимости разумного проявления им большей осмотрительности (в частности, существенный для общества характер активов, являющихся предметом сделки, наличие связей между контрагентом и исполнительным органом другой стороны либо заинтересованности исполнительного органа в сделке, подозрительный характер поведения сторон при заключении сделки, профессионализм контрагента, очевидная подделка документов и иные). Кроме того, выработаны маркеры и обратных случаев, свидетельствующих в пользу снижения стандарта добросовестности контрагента (в частности, неискушенность контрагента, участие в сделке контрагента-потребителя, наличие уже сложившейся практики взаимоотношений сторон, не требовавшей одобрения сделки, и иные). Тем не менее, учитывая неопределенность и оценочность категории добросовестности, практикующими юристами обоих названных правопорядков даются рекомендации в спорных ситуациях, в особенности в сложных и значительных по размеру сделках, не пренебрегать направлением дополнительных запросов и получением одобрений в отношении сделки, и не полагаться на предусмотренную дефолтную защиту добросовестных контрагентов.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Подводя промежуточные итоги анализа иностранного опыта, отметим, что как в странах континентально-правовой семьи (на примере Германии), так и в англосаксонских правопорядках (в частности, в Англии), в том числе под влиянием общеевропейской тенденции и принятых документов Европейского союза, выработаны механизмы защиты добросовестных контрагентов от оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью. На уровне закона, как правило, такая защита закрепляется лапидарно, в то время как выработка конкретных критериев добросовестности контрагента остается за судебной практикой. При этом как немецкие, так и английские суды выработали в целом сходные маркеры, которые могут свидетельствовать о недобросовестности контрагента либо о необходимости разумного проявления им большей осмотрительности (в частности, существенный для общества характер активов, являющихся предметом сделки, наличие связей между контрагентом и исполнительным органом другой стороны либо заинтересованности исполнительного органа в сделке, подозрительный характер поведения сторон при заключении сделки, профессионализм контрагента, очевидная подделка документов и иные). Кроме того, выработаны маркеры и обратных случаев, свидетельствующих в пользу снижения стандарта добросовестности контрагента (в частности, неискушенность контрагента, участие в сделке контрагента-потребителя, наличие уже сложившейся практики взаимоотношений сторон, не требовавшей одобрения сделки, и иные). Тем не менее, учитывая неопределенность и оценочность категории добросовестности, практикующими юристами обоих названных правопорядков даются рекомендации в спорных ситуациях, в особенности в сложных и значительных по размеру сделках, не пренебрегать направлением дополнительных запросов и получением одобрений в отношении сделки, и не полагаться на предусмотренную дефолтную защиту добросовестных контрагентов.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- Имиджевая (репутационная) функция - по размеру уставного капитала контрагенты и потребители составляют представление о корпорации.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- Имиджевая (репутационная) функция - по размеру уставного капитала контрагенты и потребители составляют представление о корпорации.
Готовое решение: В каких случаях можно изменить (уменьшить или увеличить) цену договора и как это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваш контрагент - потребитель, то вы можете изменить цену договора в одностороннем порядке, если это предусмотрено законом или иным правовым актом (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваш контрагент - потребитель, то вы можете изменить цену договора в одностороннем порядке, если это предусмотрено законом или иным правовым актом (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
Последние изменения: Злоупотребление доминирующим положением
(КонсультантПлюс, 2025)отказом от заключения договора могут признать не только формальный отказ, но и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора в случае, когда другая сторона не могла этого ожидать, а также предложение контрагенту (потребителю) условий, которые он объективно не может принять, в том числе из-за их явной невыгодности или противоречивости (конструктивный отказ) (п. 16 Постановления);
(КонсультантПлюс, 2025)отказом от заключения договора могут признать не только формальный отказ, но и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора в случае, когда другая сторона не могла этого ожидать, а также предложение контрагенту (потребителю) условий, которые он объективно не может принять, в том числе из-за их явной невыгодности или противоречивости (конструктивный отказ) (п. 16 Постановления);
Готовое решение: Какие могут быть последствия использования обозначений, сходных до степени смешения с чужими средствами индивидуализации
(КонсультантПлюс, 2025)Преимущество имеет то средство индивидуализации, на которое исключительное право возникло ранее, а если установлен конвенционный или выставочный приоритет - то средство индивидуализации, у которого более ранний приоритет. Это правило действует, если схожими до степени смешения являются фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или коммерческое обозначение и их сходство может ввести в заблуждение потребителей или контрагентов (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Преимущество имеет то средство индивидуализации, на которое исключительное право возникло ранее, а если установлен конвенционный или выставочный приоритет - то средство индивидуализации, у которого более ранний приоритет. Это правило действует, если схожими до степени смешения являются фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или коммерческое обозначение и их сходство может ввести в заблуждение потребителей или контрагентов (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).
Готовое решение: Что понимается под рекламой
(КонсультантПлюс, 2025)у контрагента или потребителя, с которым вы взаимодействуете непосредственно, вы можете получить такое согласие в бумажном виде;
(КонсультантПлюс, 2025)у контрагента или потребителя, с которым вы взаимодействуете непосредственно, вы можете получить такое согласие в бумажном виде;
Статья: Выполнение субъектами права принципов ESG в области корпоративного управления
(Максуров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Таким образом, можем прийти к выводу о том, что принципы устойчивого развития в сфере корпоративного управления наиболее приближены к рыночным интересам как самих корпораций, так и их контрагентов, потребителей и общества в целом. Такого рода принципы успешно реализуются не только за рубежом, но и в Российской Федерации. Они заключаются в обеспечении прозрачности отчетности, вознаграждении менеджмента, "здоровой" обстановке в офисах, отношениях с акционерами, антикоррупционных мерах и т.п. В то же время востребованность указанных принципов в конкретных национальных правопорядках зависит от уровня развития экономики данного государства, что мы рассмотрели на примере комплаенс-контроля в России и за рубежом.
(Максуров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Таким образом, можем прийти к выводу о том, что принципы устойчивого развития в сфере корпоративного управления наиболее приближены к рыночным интересам как самих корпораций, так и их контрагентов, потребителей и общества в целом. Такого рода принципы успешно реализуются не только за рубежом, но и в Российской Федерации. Они заключаются в обеспечении прозрачности отчетности, вознаграждении менеджмента, "здоровой" обстановке в офисах, отношениях с акционерами, антикоррупционных мерах и т.п. В то же время востребованность указанных принципов в конкретных национальных правопорядках зависит от уровня развития экономики данного государства, что мы рассмотрели на примере комплаенс-контроля в России и за рубежом.
Статья: Ответственность маркетплейса - информационного посредника
(Лепешин Д.А., Петкилев П.И.)
("Цивилист", 2025, N 4)Популярность маркетплейсов у широкого круга потребителей предопределяет большую активность как самих маркетплейсов, так и продавцов товаров, исполнителей услуг, выступающих контрагентами потребителей. Активность участников гражданского оборота в этой части сопровождается многочисленным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации на платформах маркетплейсов. Такое использование обусловливает вопросы ответственности маркетплейса в случае, если тем самым происходит нарушение прав правообладателя результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
(Лепешин Д.А., Петкилев П.И.)
("Цивилист", 2025, N 4)Популярность маркетплейсов у широкого круга потребителей предопределяет большую активность как самих маркетплейсов, так и продавцов товаров, исполнителей услуг, выступающих контрагентами потребителей. Активность участников гражданского оборота в этой части сопровождается многочисленным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации на платформах маркетплейсов. Такое использование обусловливает вопросы ответственности маркетплейса в случае, если тем самым происходит нарушение прав правообладателя результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
Статья: Эффективность антимонопольного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Специфика правовых отношений с субъектами естественной монополии связана с тем, что в рамках договорных отношений наличие статуса профессионального участника рынка, абсолютная рыночная сила определяют более сильную переговорную позицию монополиста, нежели у потребителя, контрагента. Потребитель выступает уязвимой стороной, отсутствие конкуренции может служить основанием для поведения монополиста на основании диктата.
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Специфика правовых отношений с субъектами естественной монополии связана с тем, что в рамках договорных отношений наличие статуса профессионального участника рынка, абсолютная рыночная сила определяют более сильную переговорную позицию монополиста, нежели у потребителя, контрагента. Потребитель выступает уязвимой стороной, отсутствие конкуренции может служить основанием для поведения монополиста на основании диктата.
Готовое решение: Что нужно знать о заключении договора в обязательном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)предложение контрагенту (потребителю) условий, которые он объективно не мог принять, в том числе из-за их явной невыгодности или противоречивости (конструктивный отказ).
(КонсультантПлюс, 2025)предложение контрагенту (потребителю) условий, которые он объективно не мог принять, в том числе из-за их явной невыгодности или противоречивости (конструктивный отказ).