Конституция юридическая сила
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция юридическая сила (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 118 Конституции РФ"Конкретизируя вытекающее из статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации положение о юридической силе актов судебной власти применительно к делам, разрешаемым арбитражными судами, АПК РФ предусматривает, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 118 Конституции РФ"Конкретизируя вытекающее из статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации положение о юридической силе актов судебной власти применительно к делам, разрешаемым арбитражными судами, АПК РФ предусматривает, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Суверенитет государства - правовая основа действия уголовного закона в пространстве
(Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Конституционные основы суверенитета государства на установление национальной юрисдикции уголовного закона, криминализацию и пенализацию общественно опасных деяний. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ провозглашено верховенство Конституции России и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ определена высшая юридическая сила Конституции России, ее прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. В приведенных положениях раскрыт принцип соблюдения национальной конституционной идентичности, на основании которого строится вся система правоотношений внутри национального правопорядка, определяются отдельные виды суверенных полномочий Российской Федерации, включая регламентацию уголовного права, и обеспечивается суверенитет государства <11>.
(Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Конституционные основы суверенитета государства на установление национальной юрисдикции уголовного закона, криминализацию и пенализацию общественно опасных деяний. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ провозглашено верховенство Конституции России и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ определена высшая юридическая сила Конституции России, ее прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. В приведенных положениях раскрыт принцип соблюдения национальной конституционной идентичности, на основании которого строится вся система правоотношений внутри национального правопорядка, определяются отдельные виды суверенных полномочий Российской Федерации, включая регламентацию уголовного права, и обеспечивается суверенитет государства <11>.
Статья: Понятие и виды конституционного контроля в Российской Федерации
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, на общефедеральном уровне под конституционным контролем в Российской Федерации в широком смысле следует понимать осуществляемую в форме конституционного судопроизводства и направленную на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ деятельность Конституционного Суда РФ по проверке соответствия положениям Конституции РФ:
(Шишкина О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, на общефедеральном уровне под конституционным контролем в Российской Федерации в широком смысле следует понимать осуществляемую в форме конституционного судопроизводства и направленную на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ деятельность Конституционного Суда РФ по проверке соответствия положениям Конституции РФ:
Нормативные акты
Справочная информация: "Понятие и структура правовой информации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не приобретают юридическую силу. Признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными либо примененных в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении истолкованием, должны быть пересмотрены (а до пересмотра не подлежат исполнению) в случаях:
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не приобретают юридическую силу. Признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными либо примененных в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении истолкованием, должны быть пересмотрены (а до пересмотра не подлежат исполнению) в случаях:
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Коллизионные нормы, действующие в отдельных отраслях права, обладают присущей только им спецификой. Так, спецификой обладают такие нормы в конституционном праве. Она заключается в том, что часть этих норм содержится в акте высшей юридической силы - Конституции РФ. В зависимости от уровня правового регулирования выделяют конституционно-правовые нормы федерального уровня (содержащиеся в федеральных законах, подзаконных актах), уровня субъектов Федерации (содержащиеся в конституциях, уставах субъектов РФ, законах и иных нормативных актов субъектов РФ) и муниципального уровня (коллизионные нормы в муниципальных правовых актах) <3>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Коллизионные нормы, действующие в отдельных отраслях права, обладают присущей только им спецификой. Так, спецификой обладают такие нормы в конституционном праве. Она заключается в том, что часть этих норм содержится в акте высшей юридической силы - Конституции РФ. В зависимости от уровня правового регулирования выделяют конституционно-правовые нормы федерального уровня (содержащиеся в федеральных законах, подзаконных актах), уровня субъектов Федерации (содержащиеся в конституциях, уставах субъектов РФ, законах и иных нормативных актов субъектов РФ) и муниципального уровня (коллизионные нормы в муниципальных правовых актах) <3>.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Принцип независимости должен быть нормативно отражен в национальных правовых актах высшей юридической силы: конституции и законах государства. Так, в ст. 120 Конституции РФ подчеркивается, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Принцип независимости должен быть нормативно отражен в национальных правовых актах высшей юридической силы: конституции и законах государства. Так, в ст. 120 Конституции РФ подчеркивается, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Статья: Институт федеральной территории в системе российской государственности: методология конституционно-правового исследования
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Использование конституционным законодателем словосочетания "федеральная территория", встречающегося в зарубежной конституционной практике, ни в коей мере не означает (и объективно не может предполагать), что концептуальный смысл и нормативно-содержательное наполнение данной категории формируются или обусловливаются какими-либо иностранными источниками, которые могут или должны приниматься за основу для толкования конституционных норм и определения на этапе их законодательной реализации конкретных признаков и параметров федеральной территории. Конституционная терминология, будучи языковой формой выражения высшей учредительной воли народа, имеет автономный и системообразующий характер для национального правопорядка как в аспекте его внутренней структуры, так и в соотношении с наднациональным регулированием, содержательно несводима ни к отраслевому, ни к глобальному, ни тем более к зарубежному пониманию соответствующих понятий и категорий. Иное подрывало бы базовые представления о верховенстве и высшей юридической силе Конституции РФ, реализуемых в режиме прямого действия. Нельзя не учитывать и социокультурный аспект. При сопоставлении конституционной терминологии разных стран, отмечал В.Е. Чиркин, "важно иметь в виду, что менталитет российского общества и менталитет общества в зарубежных странах, терминологическое выражение представлений в обществе не всегда совпадают" и "внешне одинаковые термины в русском языке иногда имеют другое значение" <5>.
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Использование конституционным законодателем словосочетания "федеральная территория", встречающегося в зарубежной конституционной практике, ни в коей мере не означает (и объективно не может предполагать), что концептуальный смысл и нормативно-содержательное наполнение данной категории формируются или обусловливаются какими-либо иностранными источниками, которые могут или должны приниматься за основу для толкования конституционных норм и определения на этапе их законодательной реализации конкретных признаков и параметров федеральной территории. Конституционная терминология, будучи языковой формой выражения высшей учредительной воли народа, имеет автономный и системообразующий характер для национального правопорядка как в аспекте его внутренней структуры, так и в соотношении с наднациональным регулированием, содержательно несводима ни к отраслевому, ни к глобальному, ни тем более к зарубежному пониманию соответствующих понятий и категорий. Иное подрывало бы базовые представления о верховенстве и высшей юридической силе Конституции РФ, реализуемых в режиме прямого действия. Нельзя не учитывать и социокультурный аспект. При сопоставлении конституционной терминологии разных стран, отмечал В.Е. Чиркин, "важно иметь в виду, что менталитет российского общества и менталитет общества в зарубежных странах, терминологическое выражение представлений в обществе не всегда совпадают" и "внешне одинаковые термины в русском языке иногда имеют другое значение" <5>.
Статья: Временное применение международных договоров: вызов конституционным принципам или неотъемлемый атрибут международных отношений?
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Включение международных договоров в российскую правовую систему для регулирования отношений, образующих предметы ведения федерального законодателя, в том числе касающихся прав и свобод человека и гражданина, и тем самым замещение в соответствующей части внутригосударственного законодательного регулирования требуют, чтобы решение о таком включении принималось с участием Федерального Собрания. В противном случае, вопреки высшей юридической силе Конституции РФ, нарушались бы принципы разделения властей и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, положенные в основу конституционного строя Российской Федерации.
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Включение международных договоров в российскую правовую систему для регулирования отношений, образующих предметы ведения федерального законодателя, в том числе касающихся прав и свобод человека и гражданина, и тем самым замещение в соответствующей части внутригосударственного законодательного регулирования требуют, чтобы решение о таком включении принималось с участием Федерального Собрания. В противном случае, вопреки высшей юридической силе Конституции РФ, нарушались бы принципы разделения властей и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, положенные в основу конституционного строя Российской Федерации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Использование в административном судопроизводстве в качестве самостоятельного такого способа защиты, как неприменение судом акта, противоречащего другому акту, имеющему более высокую юридическую силу (ст. 120 Конституции РФ, абз. 13 ст. 12 ГК РФ), по сравнению с подходом о разрешении данного вопроса в порядке косвенного судебного контроля при рассмотрении и разрешении гражданского спора в большей степени соответствует интересам граждан и их объединений, а также публичным интересам, поскольку способствует исключению ситуации, когда в отношении различных субъектов, относящихся к одной и той же категории, будет различным образом разрешен схожий публичный правовой спор, допущено различное правовое регулирование публичных отношений в зависимости от выводов различных судов о применении или неприменении нормативного правового акта или аналогичного индивидуального правоприменительного акта, вынесенного при тех же обстоятельствах <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Использование в административном судопроизводстве в качестве самостоятельного такого способа защиты, как неприменение судом акта, противоречащего другому акту, имеющему более высокую юридическую силу (ст. 120 Конституции РФ, абз. 13 ст. 12 ГК РФ), по сравнению с подходом о разрешении данного вопроса в порядке косвенного судебного контроля при рассмотрении и разрешении гражданского спора в большей степени соответствует интересам граждан и их объединений, а также публичным интересам, поскольку способствует исключению ситуации, когда в отношении различных субъектов, относящихся к одной и той же категории, будет различным образом разрешен схожий публичный правовой спор, допущено различное правовое регулирование публичных отношений в зависимости от выводов различных судов о применении или неприменении нормативного правового акта или аналогичного индивидуального правоприменительного акта, вынесенного при тех же обстоятельствах <1>.