Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия)
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Риски, связанные с отменой ограничения занятия одним и тем же лицом должности главы субъекта Российской Федерации более двух сроков подряд
(Ахременко А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<10> Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2909.
(Ахременко А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<10> Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2909.
Статья: Толкование конституций в республиках - субъектах Российской Федерации: от судебного к какому?
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Из всех созданных на сегодня конституционных советов только Конституционный совет Республики Саха (Якутия) принимал Постановления о толковании конституционных положений: 29 июня 2023 г. Постановление "По делу о толковании пункта 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в части ведения Республики Саха (Якутия) об образовании целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера", 8 февраля 2024 г. Постановление "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" и 18 апреля 2024 г. Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". Во всех трех случаях поводом к толкованию послужило обращение народных депутатов Республики Саха (Якутия). Примечательно, что в резолютивной части всех постановлений о толковании говорится, что они являются официальными и обязательными. Обратим внимание, что в Постановлении "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" в процессе толкования Конституционный совет Республики Саха (Якутия) пришел к выводу об "утрате юридической актуальности" положения части 1 статьи 22 Конституции республики, так как оно "перестало выражать реальные образовательные отношения в Республике Саха (Якутия)". В связи с этим Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в резолютивной части сформулировал предположение о "нормативной корреляции" Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "как конституционным законодателем, правомочным внести в действующее конституционное регулирование образовательных отношений необходимые изменения". Тем самым Конституционный совет Республики Саха (Якутия) не только разъяснил запрашиваемые конституционные положения, но и выявил те нормы республиканской конституции, которые нуждаются в корректировке, тем самым проделав полезную работу в осуществлении полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению соответствия своего Основного закона Конституции Российской Федерации. Не менее интересным видится и Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", которое Конституционный совет вынес, опираясь в том числе на правовые позиции, сформулированные ранее Конституционным судом Республики Саха (Якутия) <9>. Конституционный совет разъяснил конституционное положение, имеющее безусловное практическое значение в законотворческой практике, об отсутствии каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Все это свидетельствует о неоспоримом потенциале интерпретационной деятельности новых конституционных органов республик.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Из всех созданных на сегодня конституционных советов только Конституционный совет Республики Саха (Якутия) принимал Постановления о толковании конституционных положений: 29 июня 2023 г. Постановление "По делу о толковании пункта 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в части ведения Республики Саха (Якутия) об образовании целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера", 8 февраля 2024 г. Постановление "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" и 18 апреля 2024 г. Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". Во всех трех случаях поводом к толкованию послужило обращение народных депутатов Республики Саха (Якутия). Примечательно, что в резолютивной части всех постановлений о толковании говорится, что они являются официальными и обязательными. Обратим внимание, что в Постановлении "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" в процессе толкования Конституционный совет Республики Саха (Якутия) пришел к выводу об "утрате юридической актуальности" положения части 1 статьи 22 Конституции республики, так как оно "перестало выражать реальные образовательные отношения в Республике Саха (Якутия)". В связи с этим Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в резолютивной части сформулировал предположение о "нормативной корреляции" Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "как конституционным законодателем, правомочным внести в действующее конституционное регулирование образовательных отношений необходимые изменения". Тем самым Конституционный совет Республики Саха (Якутия) не только разъяснил запрашиваемые конституционные положения, но и выявил те нормы республиканской конституции, которые нуждаются в корректировке, тем самым проделав полезную работу в осуществлении полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению соответствия своего Основного закона Конституции Российской Федерации. Не менее интересным видится и Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", которое Конституционный совет вынес, опираясь в том числе на правовые позиции, сформулированные ранее Конституционным судом Республики Саха (Якутия) <9>. Конституционный совет разъяснил конституционное положение, имеющее безусловное практическое значение в законотворческой практике, об отсутствии каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Все это свидетельствует о неоспоримом потенциале интерпретационной деятельности новых конституционных органов республик.
Нормативные акты
"Соглашение между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Республики Саха (Якутия) о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве"
(Совершено в г. Санкт-Петербурге 27.11.2012)
(ред. от 25.05.2018)Правительство Санкт-Петербурга в лице Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича, действующего на основании Устава Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Президента Республики Саха (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича, действующего на основании Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами,
(Совершено в г. Санкт-Петербурге 27.11.2012)
(ред. от 25.05.2018)Правительство Санкт-Петербурга в лице Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича, действующего на основании Устава Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Президента Республики Саха (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича, действующего на основании Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами,
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 23
"Об одобрении проекта дополнительного соглашения к Соглашению между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Республики Саха (Якутия) о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве от 27.11.2012"Правительство Санкт-Петербурга в лице Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича, действующего на основании Устава Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Главы Республики Саха (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича, действующего на основании Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами,
"Об одобрении проекта дополнительного соглашения к Соглашению между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Республики Саха (Якутия) о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве от 27.11.2012"Правительство Санкт-Петербурга в лице Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича, действующего на основании Устава Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Главы Республики Саха (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича, действующего на основании Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами,
"Право наследования в гражданском праве России: монография"
(Ходырева Е.А.)
("Статут", 2022)<1> См. ст. 35 Конституции Республики Адыгея, ст. 42 Конституции Республики Алтай, ст. 33 Конституции Республики Бурятия, ст. 36 Конституции Республики Дагестан, ст. 34 Конституции Республики Ингушетия, ст. 39 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ст. 32 Конституции Карачаево-Черкесской Республики, ст. 36 Конституции Республики Коми, ст. 29 Конституции Республики Тыва, ст. 35 Конституции Республики Северная Осетия - Алания, ст. 31 Конституции Республики Хакасия, ст. 35 Конституции Республики Марий-Эл, ст. 32 Конституции Чувашской Республики, ст. 32 Конституции Чеченской Республики, ст. 33 Конституции Республики Мордовия, ст. 28 Конституции Республики Крым, ст. 36 Конституции Республики Коми, ст. 20 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутии). URL: https://constitution.garant.ru/region (дата обращения: 25.11.2021).
(Ходырева Е.А.)
("Статут", 2022)<1> См. ст. 35 Конституции Республики Адыгея, ст. 42 Конституции Республики Алтай, ст. 33 Конституции Республики Бурятия, ст. 36 Конституции Республики Дагестан, ст. 34 Конституции Республики Ингушетия, ст. 39 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ст. 32 Конституции Карачаево-Черкесской Республики, ст. 36 Конституции Республики Коми, ст. 29 Конституции Республики Тыва, ст. 35 Конституции Республики Северная Осетия - Алания, ст. 31 Конституции Республики Хакасия, ст. 35 Конституции Республики Марий-Эл, ст. 32 Конституции Чувашской Республики, ст. 32 Конституции Чеченской Республики, ст. 33 Конституции Республики Мордовия, ст. 28 Конституции Республики Крым, ст. 36 Конституции Республики Коми, ст. 20 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутии). URL: https://constitution.garant.ru/region (дата обращения: 25.11.2021).
Статья: Проблемы организации и компетенции конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации (на примере Республик Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан)
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Устанавливая статус КС РС(Я), Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) определяет его как "постоянно действующий государственный орган Республики Саха (Якутия)", осуществляющий "деятельность в целях соблюдения верховенства Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в системе законодательства Республики Саха (Якутия), прямого действия Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия), укрепления конституционной законности, сохранения и развития конституционных ценностей правового демократического государства в Республике Саха (Якутия) как субъекте Российской Федерации" (ст. 67.1). Аналогичная норма воспроизводится и в КЗ о КС РС(Я) (ч. 1 ст. 1).
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Устанавливая статус КС РС(Я), Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) определяет его как "постоянно действующий государственный орган Республики Саха (Якутия)", осуществляющий "деятельность в целях соблюдения верховенства Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в системе законодательства Республики Саха (Якутия), прямого действия Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия), укрепления конституционной законности, сохранения и развития конституционных ценностей правового демократического государства в Республике Саха (Якутия) как субъекте Российской Федерации" (ст. 67.1). Аналогичная норма воспроизводится и в КЗ о КС РС(Я) (ч. 1 ст. 1).
Статья: Конституционная модель взаимодействия в конституционных актах современной России
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<6> Статья 52 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992 N 908-XII) (ред. от 24.11.2022) // Ил Тумэн. N 47. 15.11.2002.
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<6> Статья 52 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992 N 908-XII) (ред. от 24.11.2022) // Ил Тумэн. N 47. 15.11.2002.
Статья: Полномочия конституционных советов республик в составе Российской Федерации: первые шаги правового регулирования
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Нельзя обойти вниманием и полномочие конституционного совета по толкованию республиканской конституции. Несмотря на то что в Саха (Якутии), Башкортостане и Татарстане конституционные советы "причастны" <5> к этому процессу, все же здесь можно видеть разные подходы. В соответствии с законодательством этих республик по обращениям надлежащих субъектов Конституционный совет Республики Саха (Якутия), например, "дает толкование Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", Конституционный совет Республики Башкортостан "готовит проект толкования Конституции Республики Башкортостан", а Конституционный совет Республики Татарстан "разъясняет положения Конституции Республики Татарстан". В результате толкования конституции в Республике Саха (Якутия) будет принято "постановление" Конституционного совета, в Республике Башкортостан - "проект толкования" Конституционного совета, который будет направлен в республиканский парламент для подготовки и принятия "постановления" парламента о толковании, а в Республике Татарстан - "разъяснение" Конституционного совета. При этом ни в одной из конституций названных республик не содержится указания на субъект толкования республиканской конституции, только в Регламенте Государственного Собрания Республики Башкортостан <6> (ст. 114.1) можно увидеть, что толкование конституции входит в полномочие парламента. Очевидно, что на уровне субъектов Российской Федерации толкование основных законов либо будет потеряно, либо повсеместно перейдет в компетенцию регионального парламента.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Нельзя обойти вниманием и полномочие конституционного совета по толкованию республиканской конституции. Несмотря на то что в Саха (Якутии), Башкортостане и Татарстане конституционные советы "причастны" <5> к этому процессу, все же здесь можно видеть разные подходы. В соответствии с законодательством этих республик по обращениям надлежащих субъектов Конституционный совет Республики Саха (Якутия), например, "дает толкование Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", Конституционный совет Республики Башкортостан "готовит проект толкования Конституции Республики Башкортостан", а Конституционный совет Республики Татарстан "разъясняет положения Конституции Республики Татарстан". В результате толкования конституции в Республике Саха (Якутия) будет принято "постановление" Конституционного совета, в Республике Башкортостан - "проект толкования" Конституционного совета, который будет направлен в республиканский парламент для подготовки и принятия "постановления" парламента о толковании, а в Республике Татарстан - "разъяснение" Конституционного совета. При этом ни в одной из конституций названных республик не содержится указания на субъект толкования республиканской конституции, только в Регламенте Государственного Собрания Республики Башкортостан <6> (ст. 114.1) можно увидеть, что толкование конституции входит в полномочие парламента. Очевидно, что на уровне субъектов Российской Федерации толкование основных законов либо будет потеряно, либо повсеместно перейдет в компетенцию регионального парламента.
Статья: Правовой статус конституционного (уставного) совета субъекта Российской Федерации: первый опыт законодательного регулирования
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Согласно данной норме Конституционный совет является "постоянно действующим государственным органом Республики Саха (Якутия)", осуществляющим "деятельность в целях соблюдения верховенства Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) в системе законодательства Республики Саха (Якутия), прямого действия Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия), укрепления конституционной законности, сохранения и развития конституционных ценностей правового демократического государства в Республике Саха (Якутия) как субъекте Российской Федерации". Он создается при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Согласно данной норме Конституционный совет является "постоянно действующим государственным органом Республики Саха (Якутия)", осуществляющим "деятельность в целях соблюдения верховенства Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) в системе законодательства Республики Саха (Якутия), прямого действия Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) на территории Республики Саха (Якутия), укрепления конституционной законности, сохранения и развития конституционных ценностей правового демократического государства в Республике Саха (Якутия) как субъекте Российской Федерации". Он создается при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Статья: Проблемы имплементации норм международного права в конституции и уставы субъектов Российской Федерации: пределы допустимости
(Малиненко Э.В.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 2)Во многих конституциях и уставах субъектов Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, указывающие на наличие международных приоритетов. К таким актам следует отнести Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия). Статья 30 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законодательством только в интересах охраны государственной или общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения без учета имплементации международных норм [6].
(Малиненко Э.В.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 2)Во многих конституциях и уставах субъектов Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, указывающие на наличие международных приоритетов. К таким актам следует отнести Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия). Статья 30 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законодательством только в интересах охраны государственной или общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения без учета имплементации международных норм [6].
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9. См. законодательную практику: Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)"; Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея" и т.д.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9. См. законодательную практику: Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)"; Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея" и т.д.
Статья: Создание конституционного совета при органе законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации: первая практика реализации
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)<7> Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. (с изм. на 26 мая 2021 г.) // Нормативные правовые акты (sakha.gov.ru).
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)<7> Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. (с изм. на 26 мая 2021 г.) // Нормативные правовые акты (sakha.gov.ru).
Статья: Конституционный совет субъекта Российской Федерации: законодательство и практика
(Курманов М.М.)
("Юрист", 2024, N 6)- дает заключение о соответствии Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) <12> законов Республики Саха (Якутия) до их подписания и обнародования Главой Республики Саха (Якутия).
(Курманов М.М.)
("Юрист", 2024, N 6)- дает заключение о соответствии Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) <12> законов Республики Саха (Якутия) до их подписания и обнародования Главой Республики Саха (Якутия).
Статья: Предварительный нормоконтроль конституционных поправок в конституционных (уставных) советах субъектов РФ
(Алексеев А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Начнем анализ с хронологически первого по времени создания Конституционного совета Республики Саха (Якутия). В отличие от Конституции РФ, Основной закон Республики Саха (Якутия) <7> не устанавливает полномочия Конституционного совета проверять проекты конституционных поправок, но это полномочие закреплено в ч. 4 ст. 3 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 г. N 2356-З N 623-VI "О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)" <8>. В целях объективности отметим, что Конституции Республик Адыгея и Башкортостан вообще не содержат упоминания о конституционных советах <9>, а их создание предусматривается соответствующими законами субъектов РФ.
(Алексеев А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Начнем анализ с хронологически первого по времени создания Конституционного совета Республики Саха (Якутия). В отличие от Конституции РФ, Основной закон Республики Саха (Якутия) <7> не устанавливает полномочия Конституционного совета проверять проекты конституционных поправок, но это полномочие закреплено в ч. 4 ст. 3 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 г. N 2356-З N 623-VI "О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)" <8>. В целях объективности отметим, что Конституции Республик Адыгея и Башкортостан вообще не содержат упоминания о конституционных советах <9>, а их создание предусматривается соответствующими законами субъектов РФ.