Конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации является
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации является (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2024 N 88-29317/2024 по делу N 2-176/2024 (УИД 61RS0023-01-2023-005383-39)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О взыскании ущерба в сумме, не покрытой суммой страхового возмещения.
Обстоятельства: На момент ДТП владельцем транспортного средства являлось общество, а ответчик, управляя спорным автомобилем, лишь исполнял служебные обязанности на основании гражданско-правового договора, доказательств, подтверждающих выбытие автомобиля из владения общества, не представлено, доказательств, подтверждающих отсутствие вины в причинении убытков, наличие оснований для освобождения от возмещения убытков либо снижения размера ответственности, не представлено.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы ответчика о необоснованном отказе судами в направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку сомнений в конституционности вышеприведенных норм не возникло, оснований для удовлетворения ходатайства о направлении такого запроса не имелось. Кроме того, обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации является правом, но не обязанностью суда, а граждане при наличии оснований могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующими жалобами.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О взыскании ущерба в сумме, не покрытой суммой страхового возмещения.
Обстоятельства: На момент ДТП владельцем транспортного средства являлось общество, а ответчик, управляя спорным автомобилем, лишь исполнял служебные обязанности на основании гражданско-правового договора, доказательств, подтверждающих выбытие автомобиля из владения общества, не представлено, доказательств, подтверждающих отсутствие вины в причинении убытков, наличие оснований для освобождения от возмещения убытков либо снижения размера ответственности, не представлено.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы ответчика о необоснованном отказе судами в направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку сомнений в конституционности вышеприведенных норм не возникло, оснований для удовлетворения ходатайства о направлении такого запроса не имелось. Кроме того, обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации является правом, но не обязанностью суда, а граждане при наличии оснований могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующими жалобами.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 N 88-37884/2023 (УИД 52RS0006-02-2022-005488-08)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании невыплаченной заработной платы.
Обстоятельства: Истцом не представлено медицинское заключение, в соответствии с которым снижаются нормы обслуживания либо осуществляется перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, с сохранением среднего заработка.
Решение: Отказано.Доводы кассационной жалобы З. о необоснованном отказе ей судом апелляционной инстанции в направлении запроса в Конституционный Суд РФ не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку сомнений в конституционности вышеприведенных норм не возникло, оснований для удовлетворения ходатайства о направлении такого запроса не имелось. Кроме того, обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации является правом, но не обязанностью суда, а граждане при наличии оснований могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующими жалобами.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании невыплаченной заработной платы.
Обстоятельства: Истцом не представлено медицинское заключение, в соответствии с которым снижаются нормы обслуживания либо осуществляется перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, с сохранением среднего заработка.
Решение: Отказано.Доводы кассационной жалобы З. о необоснованном отказе ей судом апелляционной инстанции в направлении запроса в Конституционный Суд РФ не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку сомнений в конституционности вышеприведенных норм не возникло, оснований для удовлетворения ходатайства о направлении такого запроса не имелось. Кроме того, обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации является правом, но не обязанностью суда, а граждане при наличии оснований могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующими жалобами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные обязанности
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Конституционные обязанности граждан РФ
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Конституционные обязанности граждан РФ
Статья: От устоявшихся концепций к современным новациям в работах по систематизации законодательства
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)О солидарности как особом конституционном принципе скажем особо. В ходе состоявшейся конституционной реформы запрос российского общества на упрочение социальной солидарности был учтен: Основной Закон дополнили положения, углубляющие конституционные основания социальной защиты. Так, в нем получили отражение обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка как организационно-правовые формы социальной защиты, принципы формирования пенсионной системы, а также были подтверждены обязательства государства по обеспечению индексации пенсий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ). В качестве одного из основных проявлений конституционного принципа солидарности было текстуально закреплено понятие социальной солидарности. Отныне наряду с экономической и политической солидарностью она включена в конституционный механизм достижения целей государственной политики, обеспечивая взаимное доверие государства и общества, защиту достоинства граждан и уважения человека труда, сбалансированность прав и обязанностей гражданина (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), фигурируя, помимо того, в посвященных пенсионному обеспечению положениях (солидарность поколений). Нормативное содержание социальной солидарности выражается во взаимных правах и обязанностях граждан и Российского государства, конституционно являющегося социальным. С правом на получение мер социальной защиты на установленных законом условиях корреспондирует обязанность государства законодательно определить такие условия; сформировать в необходимом объеме публичные финансовые ресурсы, за счет которых данные меры будут предоставляться, а также создать систему органов и учреждений, уполномоченных на реализацию социальной политики и осуществление мер социальной защиты. Достижению баланса публичных и частных интересов, а также поддержанию доверия к действиям государства в социальной сфере способствуют конституционно предусмотренные цели социальной солидарности (прежде всего предоставление социальной защиты нуждающимся в ней), средства их достижения (уплата обязательных платежей, установление необходимого нормативного регулирования и т.п.), а также корреляция целей и средств, предполагающая как достаточность средств для достижения целей, так и отражение этими целями отдельно взятых аспектов социальной справедливости <12>.
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)О солидарности как особом конституционном принципе скажем особо. В ходе состоявшейся конституционной реформы запрос российского общества на упрочение социальной солидарности был учтен: Основной Закон дополнили положения, углубляющие конституционные основания социальной защиты. Так, в нем получили отражение обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка как организационно-правовые формы социальной защиты, принципы формирования пенсионной системы, а также были подтверждены обязательства государства по обеспечению индексации пенсий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ). В качестве одного из основных проявлений конституционного принципа солидарности было текстуально закреплено понятие социальной солидарности. Отныне наряду с экономической и политической солидарностью она включена в конституционный механизм достижения целей государственной политики, обеспечивая взаимное доверие государства и общества, защиту достоинства граждан и уважения человека труда, сбалансированность прав и обязанностей гражданина (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), фигурируя, помимо того, в посвященных пенсионному обеспечению положениях (солидарность поколений). Нормативное содержание социальной солидарности выражается во взаимных правах и обязанностях граждан и Российского государства, конституционно являющегося социальным. С правом на получение мер социальной защиты на установленных законом условиях корреспондирует обязанность государства законодательно определить такие условия; сформировать в необходимом объеме публичные финансовые ресурсы, за счет которых данные меры будут предоставляться, а также создать систему органов и учреждений, уполномоченных на реализацию социальной политики и осуществление мер социальной защиты. Достижению баланса публичных и частных интересов, а также поддержанию доверия к действиям государства в социальной сфере способствуют конституционно предусмотренные цели социальной солидарности (прежде всего предоставление социальной защиты нуждающимся в ней), средства их достижения (уплата обязательных платежей, установление необходимого нормативного регулирования и т.п.), а также корреляция целей и средств, предполагающая как достаточность средств для достижения целей, так и отражение этими целями отдельно взятых аспектов социальной справедливости <12>.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Статья: Порядок осуществления судопроизводства по гражданским делам в условиях особых правовых режимов
(Мордасова Е.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" <4> (далее - ФКЗ "О чрезвычайном положении") чрезвычайным положением является особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях и допускающий как отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, так и возложение на них дополнительных обязанностей. Целями введения такого режима являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации (ст. 2 и 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении").
(Мордасова Е.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" <4> (далее - ФКЗ "О чрезвычайном положении") чрезвычайным положением является особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях и допускающий как отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, так и возложение на них дополнительных обязанностей. Целями введения такого режима являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации (ст. 2 и 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении").
Статья: Российский конституционализм: размышления о юбилейных итогах и перспективах
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Важным фактором нового этапа общественно-политического и государственного строительства стало отражение в Конституции РФ высокого статуса личности и внимания к ней: уже в ст. 2 зафиксировано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В развитие этого в обширной гл. 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" зафиксированы прежде всего основополагающие начала статуса личности и далее - несколько групп прав и свобод (личные, политические, экономические, социальные и культурные, по защите и обеспечению иных прав и свобод), а также ряд ключевых конституционных обязанностей. При этом наша страна учитывала положения международных документов, посвященных статусу человека и гражданина, подписанных в прежние годы и являвшихся обязательными для России как продолжателя и правопреемника СССР.
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Важным фактором нового этапа общественно-политического и государственного строительства стало отражение в Конституции РФ высокого статуса личности и внимания к ней: уже в ст. 2 зафиксировано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В развитие этого в обширной гл. 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" зафиксированы прежде всего основополагающие начала статуса личности и далее - несколько групп прав и свобод (личные, политические, экономические, социальные и культурные, по защите и обеспечению иных прав и свобод), а также ряд ключевых конституционных обязанностей. При этом наша страна учитывала положения международных документов, посвященных статусу человека и гражданина, подписанных в прежние годы и являвшихся обязательными для России как продолжателя и правопреемника СССР.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Призыв на срочную военную службы, отмечает Конституционный Суд РФ, в отношении таких граждан является обстоятельством объективного характера, не зависящим от их волеизъявления и обусловливающим как их увольнение с работы, так и длительный (более одного года) перерыв в трудовой деятельности. Призыв на военную службу в данном случае должен рассматриваться в качестве реализации долга и обязанности по защите Отечества, что находит отражение в ч. 1 и 2 ст. 59 Конституции РФ. За уклонение от прохождения военной службы в соответствии со ст. 328 Уголовного кодекса РФ наступает уголовная ответственность. Это не может не приниматься во внимание при установлении мер социальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными. В противном случае такие граждане оказываются в неравном положении по сравнению с теми, кто имел оплачиваемую работу той же продолжительности и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, уволился по иным основаниям, не связанным с виновными действиями.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Призыв на срочную военную службы, отмечает Конституционный Суд РФ, в отношении таких граждан является обстоятельством объективного характера, не зависящим от их волеизъявления и обусловливающим как их увольнение с работы, так и длительный (более одного года) перерыв в трудовой деятельности. Призыв на военную службу в данном случае должен рассматриваться в качестве реализации долга и обязанности по защите Отечества, что находит отражение в ч. 1 и 2 ст. 59 Конституции РФ. За уклонение от прохождения военной службы в соответствии со ст. 328 Уголовного кодекса РФ наступает уголовная ответственность. Это не может не приниматься во внимание при установлении мер социальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными. В противном случае такие граждане оказываются в неравном положении по сравнению с теми, кто имел оплачиваемую работу той же продолжительности и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, уволился по иным основаниям, не связанным с виновными действиями.
Статья: Конституционные принципы экологического права
(Додонов К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Дискуссионным является наличие принципов права в ст. 58 Конституции РФ, устанавливающей обязанности человека в экологической сфере. Проблема состоит в том, можно ли рассматривать конституционные обязанности граждан в качестве принципов права. На наш взгляд, можно - по аналогии с основными конституционными правами. Ведь конституционные права и конституционные обязанности есть не что иное, как основополагающие идеи, нормативно закрепленные в Конституции, что соответствует позитивистским представлениям о принципах права.
(Додонов К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Дискуссионным является наличие принципов права в ст. 58 Конституции РФ, устанавливающей обязанности человека в экологической сфере. Проблема состоит в том, можно ли рассматривать конституционные обязанности граждан в качестве принципов права. На наш взгляд, можно - по аналогии с основными конституционными правами. Ведь конституционные права и конституционные обязанности есть не что иное, как основополагающие идеи, нормативно закрепленные в Конституции, что соответствует позитивистским представлениям о принципах права.
Статья: Приостановление трудового договора: признаки и классификация
(Шуралева С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Например, и призыв на военную службу по мобилизации, и призыв работника на военную службу имеют одинаковый конституционно-правовой смысл - защита Отечества, которая является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации согласно ст. 59 Конституции РФ. И в том и в другом случае граждане становятся военнослужащими, что исключает совмещение данного статуса с другими видами службы или выполнением трудовой функции. Вместе с тем призыв на военную службу по мобилизации - событие чрезвычайного характера. По Указу Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 был впервые применен механизм частичной мобилизации в отношении граждан, пребывающих в запасе <22>. Призыв на военную службу осуществляется в плановом порядке два раза в год и касается граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе. Существуют и иные отличия (по срокам призыва, количеству призываемых граждан, основаниям, дающим право на отсрочку, и др.). Таким образом, дифференцированный подход законодателя, предполагающий в случае призыва на военную службу по мобилизации не прекращение, а приостановление трудовых отношений, оправдан.
(Шуралева С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Например, и призыв на военную службу по мобилизации, и призыв работника на военную службу имеют одинаковый конституционно-правовой смысл - защита Отечества, которая является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации согласно ст. 59 Конституции РФ. И в том и в другом случае граждане становятся военнослужащими, что исключает совмещение данного статуса с другими видами службы или выполнением трудовой функции. Вместе с тем призыв на военную службу по мобилизации - событие чрезвычайного характера. По Указу Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 был впервые применен механизм частичной мобилизации в отношении граждан, пребывающих в запасе <22>. Призыв на военную службу осуществляется в плановом порядке два раза в год и касается граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе. Существуют и иные отличия (по срокам призыва, количеству призываемых граждан, основаниям, дающим право на отсрочку, и др.). Таким образом, дифференцированный подход законодателя, предполагающий в случае призыва на военную службу по мобилизации не прекращение, а приостановление трудовых отношений, оправдан.
Статья: Режим повышенной готовности как административно-правовой режим (статья, занявшая второе место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Человек, его права и свободы, в частности право на здоровье, которое в условиях распространения COVID-19 находится под угрозой, представляют собой высшую конституционную ценность, защита которой является обязанностью Российской Федерации. Государство обязуется принимать меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать угрозу жизни, здоровью человека. Важно заметить, что вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. И в сегодняшних условиях право на жизнь и здоровье требует приоритетной защиты.
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Человек, его права и свободы, в частности право на здоровье, которое в условиях распространения COVID-19 находится под угрозой, представляют собой высшую конституционную ценность, защита которой является обязанностью Российской Федерации. Государство обязуется принимать меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать угрозу жизни, здоровью человека. Важно заметить, что вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. И в сегодняшних условиях право на жизнь и здоровье требует приоритетной защиты.
Статья: Проблема баланса конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В 47 статьях, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, можно обнаружить не менее 30 конституционных обязанностей человека и гражданина. Так, например, ч. 1 ст. 40 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища". В ней, помимо указанного права, содержится запрет лишать произвольно (обязанность - не лишать произвольно) жилища. Он (соответственно - она) адресован (адресована), разумеется, в первую очередь государству как наиболее сильной стороне в отношениях с человеком. Но разве только государству? Думается, что адресатами этой конституционной обязанности являются также любые физические и юридические лица. Проблема, однако, думается, в том, что в социальном государстве не только произвольно, но в принципе нельзя гражданина лишать жилища, выселяя его на улицу. Если зафиксировали отсутствующее в конституциях западных стран конституционное право человека на жилище (причем в стремлении перегнать всех, наделяя таким правом "каждого", т.е. не только граждан РФ), то надо обеспечить его реализацию как минимум для граждан России, объявив.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В 47 статьях, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, можно обнаружить не менее 30 конституционных обязанностей человека и гражданина. Так, например, ч. 1 ст. 40 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища". В ней, помимо указанного права, содержится запрет лишать произвольно (обязанность - не лишать произвольно) жилища. Он (соответственно - она) адресован (адресована), разумеется, в первую очередь государству как наиболее сильной стороне в отношениях с человеком. Но разве только государству? Думается, что адресатами этой конституционной обязанности являются также любые физические и юридические лица. Проблема, однако, думается, в том, что в социальном государстве не только произвольно, но в принципе нельзя гражданина лишать жилища, выселяя его на улицу. Если зафиксировали отсутствующее в конституциях западных стран конституционное право человека на жилище (причем в стремлении перегнать всех, наделяя таким правом "каждого", т.е. не только граждан РФ), то надо обеспечить его реализацию как минимум для граждан России, объявив.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. Часть 1 ст. 6 комментируемого Федерального закона определяет, что необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Федеральный закон не содержит определение понятия "охраняемые законом ценности". В данном случае следует опираться на основополагающий закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации, которая в ст. 2 и иных закрепляет, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Понятия "конституционные ценности", "конституционно защищаемые ценности" были упомянуты в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П <1>. Права человека как конституционно защищаемые ценности не ограничены юрисдикцией государства, они являются универсальными международными правовыми ценностями. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а следовательно, на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности <2>. Базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19 (3) <3>, к охраняемым законом ценностям были отнесены: жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. Часть 1 ст. 6 комментируемого Федерального закона определяет, что необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Федеральный закон не содержит определение понятия "охраняемые законом ценности". В данном случае следует опираться на основополагающий закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации, которая в ст. 2 и иных закрепляет, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Понятия "конституционные ценности", "конституционно защищаемые ценности" были упомянуты в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П <1>. Права человека как конституционно защищаемые ценности не ограничены юрисдикцией государства, они являются универсальными международными правовыми ценностями. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а следовательно, на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности <2>. Базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19 (3) <3>, к охраняемым законом ценностям были отнесены: жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статья: Суверенитет России: смысловое ядро и методология исследования в современных условиях
(Кабышев С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Неслучайно в одном из решений Конституционный Суд РФ сделал акцент на том, что Конституция РФ не предполагает и не допускает, чтобы гарантированные ею права и свободы человека и гражданина использовались для отрицания конституционного строя Российской Федерации, в котором государство, образованное многонациональным народом Российской Федерации в определенных им параметрах, как гарант и средство обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, является конституционной ценностью, подлежащей уважению и защите гражданами Российской Федерации и всеми иными лицами, находящимися на территории России, а защита Отечества признается не только конституционной - юридической обязанностью, но и прежде всего долгом гражданина Российской Федерации (Определение от 30 мая 2023 г. N 1399-О).
(Кабышев С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Неслучайно в одном из решений Конституционный Суд РФ сделал акцент на том, что Конституция РФ не предполагает и не допускает, чтобы гарантированные ею права и свободы человека и гражданина использовались для отрицания конституционного строя Российской Федерации, в котором государство, образованное многонациональным народом Российской Федерации в определенных им параметрах, как гарант и средство обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, является конституционной ценностью, подлежащей уважению и защите гражданами Российской Федерации и всеми иными лицами, находящимися на территории России, а защита Отечества признается не только конституционной - юридической обязанностью, но и прежде всего долгом гражданина Российской Федерации (Определение от 30 мая 2023 г. N 1399-О).
Статья: Конституционная модель взаимодействия в конституционных актах современной России
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Особое внимание привлекает формулирование нормами Закона N 414-ФЗ цели взаимодействия в сравнении с целями, закрепленными в Конституции РФ и Законе N 394-ФЗ. Так, органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте федерации, осуществляют взаимодействие в целях создания условий для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития в пределах территории соответствующего субъекта. Как известно, закрепленная в ст. 132 Конституции РФ цель взаимодействия - "для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории" - должна расширяться и конкретизироваться новым направлением деятельности, поставленным перед Российской Федерацией: "...создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность" (ст. 75.1). Требует учета в обозначенных рамках и новый способ конституционного формулирования целеполагания посредством установления приоритетов: важнейшим приоритетом государственной политики России являются дети, закреплены приоритет семейного воспитания (ст. 67.1), приоритетные направления социально-экономического развития государства (ст. 83).
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Особое внимание привлекает формулирование нормами Закона N 414-ФЗ цели взаимодействия в сравнении с целями, закрепленными в Конституции РФ и Законе N 394-ФЗ. Так, органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте федерации, осуществляют взаимодействие в целях создания условий для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития в пределах территории соответствующего субъекта. Как известно, закрепленная в ст. 132 Конституции РФ цель взаимодействия - "для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории" - должна расширяться и конкретизироваться новым направлением деятельности, поставленным перед Российской Федерацией: "...создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность" (ст. 75.1). Требует учета в обозначенных рамках и новый способ конституционного формулирования целеполагания посредством установления приоритетов: важнейшим приоритетом государственной политики России являются дети, закреплены приоритет семейного воспитания (ст. 67.1), приоритетные направления социально-экономического развития государства (ст. 83).