Конституционная обязанность по уплате налогов

Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционная обязанность по уплате налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик оспорил конституционность п. 8.1 ст. 88 НК РФ, поскольку он позволяет налоговым органам произвольно истребовать у налогоплательщика документы и сведения о его хозяйственной деятельности без указания причин и обоснования необходимости их истребования. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ указал, что оспариваемая норма, регулируя процедурный вопрос налогового контроля и тем самым выступая в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, не предполагает его произвольного применения и прямо устанавливает причины, обусловливающие необходимость истребования документов по конкретным операциям, поэтому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 346.18 "Налоговая база" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ"Таким образом, поскольку на УСН организации и предприниматели переходят добровольно, сама по себе норма пункта 6 статьи 346.18 Налогового кодекса, направленная на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, не может нарушать их права и законные интересы."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Теоретические аспекты правового обеспечения удобной модели исполнения обязанности по уплате налогов
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 5)
Основными составляющими процесса уплаты налогов в РФ, по мнению нового главы ФНС Д. Егорова, должны стать неизбежность и комфорт. По его утверждению, в настоящий момент главная задача состоит не в обеспечении "собираемости налогов", а в том, чтобы "обелить рынок", сделать налогоплательщика законопослушным, а уплату налога - неизбежной и максимально комфортной, создав "удобную модель" <1>. При всей несомненной важности всех этих задач наибольшую актуальность имеет вопрос о том, насколько предлагаемые для достижения этих целей правовые механизмы будут соотноситься с принципами налогообложения, безусловностью конституционной обязанности по уплате налогов и сборов. Сразу же заметим, что обеспечение взимаемости налогов никак не может быть отнесено к разряду второсортных задач в силу того, что налог имеет фискальную цель, и это прямо указано в его официальном определении в ст. 8 НК РФ, поэтому, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления", "общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, т.е. умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ" <2>.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
При исполнении конституционной обязанности по уплате налогов, установленной ст. 57 Конституции Российской Федерации, налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет: на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения возлагается публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"
Оспоренные положения определяют объект налогообложения и налоговую базу по налогам на добавленную стоимость и на прибыль организаций и направлены на создание нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате указанных налогов.