Конституционная обязанность по уплате налогов
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционная обязанность по уплате налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. 8.1 ст. 88 НК РФ, поскольку он позволяет налоговым органам произвольно истребовать у налогоплательщика документы и сведения о его хозяйственной деятельности без указания причин и обоснования необходимости их истребования. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ указал, что оспариваемая норма, регулируя процедурный вопрос налогового контроля и тем самым выступая в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, не предполагает его произвольного применения и прямо устанавливает причины, обусловливающие необходимость истребования документов по конкретным операциям, поэтому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность п. 8.1 ст. 88 НК РФ, поскольку он позволяет налоговым органам произвольно истребовать у налогоплательщика документы и сведения о его хозяйственной деятельности без указания причин и обоснования необходимости их истребования. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ указал, что оспариваемая норма, регулируя процедурный вопрос налогового контроля и тем самым выступая в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, не предполагает его произвольного применения и прямо устанавливает причины, обусловливающие необходимость истребования документов по конкретным операциям, поэтому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 346.18 "Налоговая база" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ"Таким образом, поскольку на УСН организации и предприниматели переходят добровольно, сама по себе норма пункта 6 статьи 346.18 Налогового кодекса, направленная на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, не может нарушать их права и законные интересы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретические аспекты правового обеспечения удобной модели исполнения обязанности по уплате налогов
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 5)Основными составляющими процесса уплаты налогов в РФ, по мнению нового главы ФНС Д. Егорова, должны стать неизбежность и комфорт. По его утверждению, в настоящий момент главная задача состоит не в обеспечении "собираемости налогов", а в том, чтобы "обелить рынок", сделать налогоплательщика законопослушным, а уплату налога - неизбежной и максимально комфортной, создав "удобную модель" <1>. При всей несомненной важности всех этих задач наибольшую актуальность имеет вопрос о том, насколько предлагаемые для достижения этих целей правовые механизмы будут соотноситься с принципами налогообложения, безусловностью конституционной обязанности по уплате налогов и сборов. Сразу же заметим, что обеспечение взимаемости налогов никак не может быть отнесено к разряду второсортных задач в силу того, что налог имеет фискальную цель, и это прямо указано в его официальном определении в ст. 8 НК РФ, поэтому, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления", "общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, т.е. умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ" <2>.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 5)Основными составляющими процесса уплаты налогов в РФ, по мнению нового главы ФНС Д. Егорова, должны стать неизбежность и комфорт. По его утверждению, в настоящий момент главная задача состоит не в обеспечении "собираемости налогов", а в том, чтобы "обелить рынок", сделать налогоплательщика законопослушным, а уплату налога - неизбежной и максимально комфортной, создав "удобную модель" <1>. При всей несомненной важности всех этих задач наибольшую актуальность имеет вопрос о том, насколько предлагаемые для достижения этих целей правовые механизмы будут соотноситься с принципами налогообложения, безусловностью конституционной обязанности по уплате налогов и сборов. Сразу же заметим, что обеспечение взимаемости налогов никак не может быть отнесено к разряду второсортных задач в силу того, что налог имеет фискальную цель, и это прямо указано в его официальном определении в ст. 8 НК РФ, поэтому, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления", "общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, т.е. умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ" <2>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)При исполнении конституционной обязанности по уплате налогов, установленной ст. 57 Конституции Российской Федерации, налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет: на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения возлагается публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)При исполнении конституционной обязанности по уплате налогов, установленной ст. 57 Конституции Российской Федерации, налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет: на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения возлагается публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Оспоренные положения определяют объект налогообложения и налоговую базу по налогам на добавленную стоимость и на прибыль организаций и направлены на создание нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате указанных налогов.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"Оспоренные положения определяют объект налогообложения и налоговую базу по налогам на добавленную стоимость и на прибыль организаций и направлены на создание нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате указанных налогов.