Концессионное соглашение сети теплоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Концессионное соглашение сети теплоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Гидравлические испытания тепловых сетей
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование жалобы заявитель [ООО - ред.] приводит доводы о том, что приложением... к концессионному соглашению работы по замене тепловых сетей котельной стороны не предусмотрели...
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование жалобы заявитель [ООО - ред.] приводит доводы о том, что приложением... к концессионному соглашению работы по замене тепловых сетей котельной стороны не предусмотрели...
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2024 N 07АП-4199/2024 по делу N А02-2206/2023
Требование: О взыскании денежных средств по договору поставки тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.
Решение: Требование удовлетворено.Также в качестве доказательства оказания ответчиком услуг по передаче тепловой энергии для нужд ГВС судом принято во внимание решение Федеральной Антимонопольной службы Республики Алтай от 05.04.2023 N 1049/02, которым установлено, что концессионное соглашение заключено законно, и сети теплоснабжения переданы как иное имущество, дополнительным соглашением N 7 стороны уточнили протяженность данных сетей.
Требование: О взыскании денежных средств по договору поставки тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.
Решение: Требование удовлетворено.Также в качестве доказательства оказания ответчиком услуг по передаче тепловой энергии для нужд ГВС судом принято во внимание решение Федеральной Антимонопольной службы Республики Алтай от 05.04.2023 N 1049/02, которым установлено, что концессионное соглашение заключено законно, и сети теплоснабжения переданы как иное имущество, дополнительным соглашением N 7 стороны уточнили протяженность данных сетей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение и взыскание потерь тепловой энергии
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сверхнормативные потери тепловой энергии, как правило, если иное для отдельных случаев прямо не предусмотрено законодательством о теплоснабжении (как, например, для теплосетевых организаций, владеющих муниципальными сетями на основе концессионного соглашения учитывается уровень потерь тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера - абз. 2 п. 38 Основ), при определении размера регулируемой платы не учитываются, то есть не возмещаются в последующем теплосетевой организации потребителями ее услуг.
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сверхнормативные потери тепловой энергии, как правило, если иное для отдельных случаев прямо не предусмотрено законодательством о теплоснабжении (как, например, для теплосетевых организаций, владеющих муниципальными сетями на основе концессионного соглашения учитывается уровень потерь тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера - абз. 2 п. 38 Основ), при определении размера регулируемой платы не учитываются, то есть не возмещаются в последующем теплосетевой организации потребителями ее услуг.
Статья: Расходы на содержание сетей теплоснабжения органами местного самоуправления: нерешенные вопросы
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Поэтому практически невозможно передать тепловые сети, находящиеся в собственности органа местного самоуправления, по договору аренды или в иное пользование, например по концессионному соглашению ТСО.
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Поэтому практически невозможно передать тепловые сети, находящиеся в собственности органа местного самоуправления, по договору аренды или в иное пользование, например по концессионному соглашению ТСО.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115
(ред. от 31.03.2025)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"13. В отношении ценовых зон теплоснабжения возмещение экономически обоснованных расходов на эксплуатацию тепловых сетей, находящихся в государственной или муниципальной собственности и являющихся объектом концессионного соглашения или договора аренды, заключенного с теплоснабжающими организациями, которым не присвоен статус единой теплоснабжающей организации, и теплосетевыми организациями, осуществляется по тарифам на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленным органом регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры деятельности концессионера), определенных концессионным соглашением или договором аренды.
(ред. от 31.03.2025)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"13. В отношении ценовых зон теплоснабжения возмещение экономически обоснованных расходов на эксплуатацию тепловых сетей, находящихся в государственной или муниципальной собственности и являющихся объектом концессионного соглашения или договора аренды, заключенного с теплоснабжающими организациями, которым не присвоен статус единой теплоснабжающей организации, и теплосетевыми организациями, осуществляется по тарифам на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленным органом регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры деятельности концессионера), определенных концессионным соглашением или договором аренды.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - незарегистрированное недвижимое имущество), при выполнении следующих условий:
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - незарегистрированное недвижимое имущество), при выполнении следующих условий:
Вопрос: Могут ли быть предоставлены объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в виде государственной или муниципальной преференции?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
("Официальный сайт ФАС России", 2022)В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Статья: Концессии в ЖКХ. Мнения
(Пахомов С., Кржановский С., Довлатова Е., Багинская А., Сердюк О., Качкин Д., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Исследование Счетной палаты подтверждает, что реальный вклад в модернизацию инфраструктуры действующих концессионных соглашений минимален. Большинство проектов носят символический характер: 60% соглашений предполагают инвестиции менее 10 млн рублей, что не решает задач масштабного обновления изношенных сетей. При этом лишь 8% концессий с объемом вложений свыше 500 млн рублей обеспечивают почти 90% всех привлеченных средств. Крупные проекты концентрируются у узкого круга компаний, которые работают в нескольких регионах одновременно. В целом нас устраивает ситуация, когда инфраструктуру на поруки берут крупные игроки, у которых есть и репутация, и необходимый опыт, и ресурсы. В Государственной Думе в рамках доработки механизмов концессионных соглашений мы опираемся на тезис, что реализация мероприятий по модернизации должна стать одним из основных критериев при выборе концессионера.
(Пахомов С., Кржановский С., Довлатова Е., Багинская А., Сердюк О., Качкин Д., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Исследование Счетной палаты подтверждает, что реальный вклад в модернизацию инфраструктуры действующих концессионных соглашений минимален. Большинство проектов носят символический характер: 60% соглашений предполагают инвестиции менее 10 млн рублей, что не решает задач масштабного обновления изношенных сетей. При этом лишь 8% концессий с объемом вложений свыше 500 млн рублей обеспечивают почти 90% всех привлеченных средств. Крупные проекты концентрируются у узкого круга компаний, которые работают в нескольких регионах одновременно. В целом нас устраивает ситуация, когда инфраструктуру на поруки берут крупные игроки, у которых есть и репутация, и необходимый опыт, и ресурсы. В Государственной Думе в рамках доработки механизмов концессионных соглашений мы опираемся на тезис, что реализация мероприятий по модернизации должна стать одним из основных критериев при выборе концессионера.
Вопрос: Каким способом муниципальное образование может передать объекты теплоснабжения?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Показательным в этой части является дело <12>, в рамках которого Московское областное УФАС России рассмотрело жалобу ООО "ГрадиентСтрой" на действия (бездействие) Комитета по конкурентной политике Московской области при заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области. Признавая жалобу общества необоснованной, антимонопольный орган аргументировал наличие технологических связей инфраструктуры схемой теплоснабжения городского округа, а также тем фактом, что функционирование котельной без сетей горячего водоснабжения и отопления и наоборот - невозможно. Антимонопольный орган еще раз подчеркнул, что объекты коммунальной инфраструктуры, предусмотренные п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона о концессиях, не рассматриваются в качестве различных видов объектов концессионных соглашений и могут быть переданы по одному концессионному соглашению в отличие от других объектов жилищно-коммунального хозяйства и иной инфраструктуры.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Показательным в этой части является дело <12>, в рамках которого Московское областное УФАС России рассмотрело жалобу ООО "ГрадиентСтрой" на действия (бездействие) Комитета по конкурентной политике Московской области при заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения муниципального образования Орехово-Зуевский городской округ Московской области. Признавая жалобу общества необоснованной, антимонопольный орган аргументировал наличие технологических связей инфраструктуры схемой теплоснабжения городского округа, а также тем фактом, что функционирование котельной без сетей горячего водоснабжения и отопления и наоборот - невозможно. Антимонопольный орган еще раз подчеркнул, что объекты коммунальной инфраструктуры, предусмотренные п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона о концессиях, не рассматриваются в качестве различных видов объектов концессионных соглашений и могут быть переданы по одному концессионному соглашению в отличие от других объектов жилищно-коммунального хозяйства и иной инфраструктуры.
Статья: Концессии в ЖКХ. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Комлик В., Ермакова Л., Тулякова И., Карнакова И., Чиркова Ж., Сунцов Е., Ряшенцева Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)По состоянию на 1 апреля 2024 года в Алтайском крае по концессионным соглашениям было передано 6,5 тыс. объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Доля переданных в концессию объектов теплоснабжения составляла 40,3%, водоснабжения и водоотведения - 59,7%. В 17 муниципальных образованиях действовало 30 концессионных соглашений, связанных с обеспечением населения жилищно-коммунальными услугами, из них 17 заключены в отношении объектов теплоснабжения, 13 - в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.
(Комлик В., Ермакова Л., Тулякова И., Карнакова И., Чиркова Ж., Сунцов Е., Ряшенцева Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)По состоянию на 1 апреля 2024 года в Алтайском крае по концессионным соглашениям было передано 6,5 тыс. объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Доля переданных в концессию объектов теплоснабжения составляла 40,3%, водоснабжения и водоотведения - 59,7%. В 17 муниципальных образованиях действовало 30 концессионных соглашений, связанных с обеспечением населения жилищно-коммунальными услугами, из них 17 заключены в отношении объектов теплоснабжения, 13 - в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.