Компетенция учредителя ано
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция учредителя ано (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Свой среди чужих, чужой среди своих": АНО как "некоммерческое общество с ограниченной ответственностью"
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)В судебной практике встречается позиция, что положениями ст. 123.24 - 123.25 ГК РФ предусмотрена исключительная компетенция учредителя АНО и к таковой относится принятие учредителем решений о преобразовании АНО в фонд, принятие в состав учредителей новых лиц, утверждение устава, определение порядка управления, создание постоянно действующего коллегиального органа (органов), назначение единоличного исполнительного органа <25>.
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)В судебной практике встречается позиция, что положениями ст. 123.24 - 123.25 ГК РФ предусмотрена исключительная компетенция учредителя АНО и к таковой относится принятие учредителем решений о преобразовании АНО в фонд, принятие в состав учредителей новых лиц, утверждение устава, определение порядка управления, создание постоянно действующего коллегиального органа (органов), назначение единоличного исполнительного органа <25>.
Статья: Банкротство медицинской организации: возможность признания главного врача контролирующим должника лицом: современная практика арбитражных судов
(Абросимова Е.А., Балакин Р.Д.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)В соответствии с п. 1 ст. 123.25 ГК РФ управление автономной некоммерческой организацией (далее - АНО) относится к компетенции учредителей. Они обязаны назначить единоличный исполнительный орган (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ) и при желании могут также сформировать один или несколько постоянно действующих коллегиальных органов (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ). В структуре АНО, осуществляющей медицинскую деятельность, главный врач является единоличным исполнительным органом <13>.
(Абросимова Е.А., Балакин Р.Д.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)В соответствии с п. 1 ст. 123.25 ГК РФ управление автономной некоммерческой организацией (далее - АНО) относится к компетенции учредителей. Они обязаны назначить единоличный исполнительный орган (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ) и при желании могут также сформировать один или несколько постоянно действующих коллегиальных органов (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ). В структуре АНО, осуществляющей медицинскую деятельность, главный врач является единоличным исполнительным органом <13>.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.
Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.
(ред. от 24.07.2023)
"О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.
Готовое решение: Как сменить руководителя некоммерческой организации
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу смена руководителя некоммерческой организации осуществляется на основании решения высшего органа управления НКО. Это следует из п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому к исключительной компетенции высшего органа управления относится образование органов НКО и досрочное прекращение их полномочий. Таким высшим органом, например, является:
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу смена руководителя некоммерческой организации осуществляется на основании решения высшего органа управления НКО. Это следует из п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому к исключительной компетенции высшего органа управления относится образование органов НКО и досрочное прекращение их полномочий. Таким высшим органом, например, является:
Вопрос: Какой порядок внесения изменений в сведения об учредителях автономной некоммерческой организации?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)В связи с чем принятие решений, отнесенных положениями статей 123.24 и 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, а также уставом к исключительной компетенции учредителя (учредителей) автономной некоммерческой организации, осуществляется оставшимся учредителем (учредителями).
("Официальный сайт Минюста России", 2021)В связи с чем принятие решений, отнесенных положениями статей 123.24 и 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, а также уставом к исключительной компетенции учредителя (учредителей) автономной некоммерческой организации, осуществляется оставшимся учредителем (учредителями).
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Статья 123.25 ГК РФ закрепляет основы управления автономной некоммерческой организацией. Установлено, что управление деятельностью такой организации осуществляют ее учредители в порядке, определенном ее уставом, утвержденным ими же. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Статья 123.25 ГК РФ закрепляет основы управления автономной некоммерческой организацией. Установлено, что управление деятельностью такой организации осуществляют ее учредители в порядке, определенном ее уставом, утвержденным ими же. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.
Статья: Порядок преобразования федерального унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решением о преобразовании ФУП в АНО должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия. Указанные решения принимаются Правительством РФ, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ, определяющими компетенцию этих органов, в отношении унитарного предприятия. Правительством РФ могут быть определены дополнительные условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Решением о преобразовании ФУП в АНО должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия. Указанные решения принимаются Правительством РФ, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ, определяющими компетенцию этих органов, в отношении унитарного предприятия. Правительством РФ могут быть определены дополнительные условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации.
Готовое решение: Как создать автономную некоммерческую организацию
(КонсультантПлюс, 2025)порядок внесения изменений в устав АНО. Укажите, что утверждение устава, в том числе изменений в него, относится к компетенции учредителей (п. 2 Обзора, приложенного к Письму Минюста России от 02.11.2015 N 11-126260/15);
(КонсультантПлюс, 2025)порядок внесения изменений в устав АНО. Укажите, что утверждение устава, в том числе изменений в него, относится к компетенции учредителей (п. 2 Обзора, приложенного к Письму Минюста России от 02.11.2015 N 11-126260/15);
Вопрос: О порядке признания сделок АНО в качестве крупных.
(Письмо Минфина России от 19.06.2024 N 02-08-12/56746)В соответствии с подпунктом "б" пункта 5.1 устава АНО, утвержденного Собранием учредителей АНО от 20.03.2024 (далее - Устав), высшим органом управления АНО является наблюдательный совет.
(Письмо Минфина России от 19.06.2024 N 02-08-12/56746)В соответствии с подпунктом "б" пункта 5.1 устава АНО, утвержденного Собранием учредителей АНО от 20.03.2024 (далее - Устав), высшим органом управления АНО является наблюдательный совет.
Статья: Компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации
(Алексеев С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)При этом за учредителями автономной некоммерческой организации в любом случае сохраняется исключительная компетенция по вопросам, предусмотренным статьями 123.24 - 123.25 ГК РФ и Законом N 7-ФЗ:
(Алексеев С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)При этом за учредителями автономной некоммерческой организации в любом случае сохраняется исключительная компетенция по вопросам, предусмотренным статьями 123.24 - 123.25 ГК РФ и Законом N 7-ФЗ:
Статья: Органы управления юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Члены высшего коллегиального органа унитарной организации (автономной некоммерческой организации) назначаются учредителями организации (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Члены высшего коллегиального органа унитарной организации (автономной некоммерческой организации) назначаются учредителями организации (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Предоставление субсидии бюджету субъекта РФ на реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта осуществляется в целях создания и (или) развития центров поддержки экспорта как юридических лиц или структурных подразделений юридических лиц, функционирующих в форме фонда или автономной некоммерческой организации, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства или оказывают поддержку организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, одним из учредителей которых является субъект РФ и в состав учредителей или состав членов высшего органа управления юридического лица входят органы исполнительной власти субъекта РФ, к компетенции которых относится координация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и координация мер поддержки экспорта и развитие несырьевого экспорта в субъекте РФ для оказания информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие привлечению инвестиций и выходу экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства на международные рынки.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Предоставление субсидии бюджету субъекта РФ на реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта осуществляется в целях создания и (или) развития центров поддержки экспорта как юридических лиц или структурных подразделений юридических лиц, функционирующих в форме фонда или автономной некоммерческой организации, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства или оказывают поддержку организациям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, одним из учредителей которых является субъект РФ и в состав учредителей или состав членов высшего органа управления юридического лица входят органы исполнительной власти субъекта РФ, к компетенции которых относится координация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и координация мер поддержки экспорта и развитие несырьевого экспорта в субъекте РФ для оказания информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие привлечению инвестиций и выходу экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства на международные рынки.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Управление в автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, определенном уставом. По решению учредителей могут быть созданы постоянно действующий орган или органы, полномочия которых будут также закреплены в уставе. Учредители назначают единоличный исполнительный орган, которым может быть также назначен один из учредителей-граждан. В целом, в отличие от учредителей фонда, учредители автономной некоммерческой организации не отстраняются в полной мере от управления.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Управление в автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, определенном уставом. По решению учредителей могут быть созданы постоянно действующий орган или органы, полномочия которых будут также закреплены в уставе. Учредители назначают единоличный исполнительный орган, которым может быть также назначен один из учредителей-граждан. В целом, в отличие от учредителей фонда, учредители автономной некоммерческой организации не отстраняются в полной мере от управления.