Компетенция общего собрания многоквартирного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция общего собрания многоквартирного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Решение о реорганизации в форме выделения
(КонсультантПлюс, 2025)...выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
(КонсультантПлюс, 2025)...выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 161 "Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом" ЖК РФРешение вопроса о включении МАФ в состав общего имущества находится в исключительной компетенции общего собрания собственников МКД."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какова компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Компетенция общего собрания собственников помещений МКД
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Компетенция общего собрания собственников помещений МКД
Ситуация: Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)О количестве голосов, необходимых для принятия общим собранием решения по тому или иному вопросу, см., например, ситуацию "Какова компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?".
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)О количестве голосов, необходимых для принятия общим собранием решения по тому или иному вопросу, см., например, ситуацию "Какова компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?".
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1.1. Лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
(ред. от 04.11.2025)1.1. Лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указанный п. 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ (пункт введен Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ <132>) относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указанный п. 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ (пункт введен Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ <132>) относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства.
Статья: О недопустимости проведения единого общего собрания собственниками помещений в двух и более многоквартирных домах
(Чеховская С.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Как уже было отмечено, одним из главных полномочий общего собрания собственников помещений в МКД является решение вопросов относительно общего имущества в МКД. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилам изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28). В силу ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. То есть у каждого МКД есть свой собственный состав общего имущества, который может различаться как минимум своим состоянием. Следовательно, относительно поддержания его в надлежащем состоянии могут приниматься разные решения в МКД, которые, допустим, имеют одинаковый перечень общего имущества.
(Чеховская С.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)Как уже было отмечено, одним из главных полномочий общего собрания собственников помещений в МКД является решение вопросов относительно общего имущества в МКД. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилам изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28). В силу ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. То есть у каждого МКД есть свой собственный состав общего имущества, который может различаться как минимум своим состоянием. Следовательно, относительно поддержания его в надлежащем состоянии могут приниматься разные решения в МКД, которые, допустим, имеют одинаковый перечень общего имущества.
Статья: Первый обзор судебной практики ВС РФ в 2023 году
(Снегирев А.Г.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)На основании п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относится принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в доме, об использовании фонда капитального ремонта.
(Снегирев А.Г.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)На основании п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относится принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Статья: Дистанционное собрание собственников помещений многоквартирного дома: правовое регулирование гражданским и жилищным законодательством
(Камышанова А.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Статья 161 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что многоквартирный жилой дом (далее по тексту - МКД) как сложный имущественный комплекс требует управления им и данное управление должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее соответствие общего имущества (для этого правительством устанавливаются стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами). Также должны решаться вопросы пользования общим имуществом МКД, предоставления коммунальных услуг, готовности инженерных коммуникаций и другого оборудования к их нормальной эксплуатации. Все эти вопросы в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ относятся к компетенции общего собрания собственников МКД. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме решают наиболее важные вопросы, касающиеся управления таким домом, проводя общие собрания собственников помещений <3>. Однако на практике отмечались наличие многочисленных нарушений прав участников общих собраний, массовая фальсификация решений и другие проблемы <4>.
(Камышанова А.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Статья 161 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что многоквартирный жилой дом (далее по тексту - МКД) как сложный имущественный комплекс требует управления им и данное управление должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее соответствие общего имущества (для этого правительством устанавливаются стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами). Также должны решаться вопросы пользования общим имуществом МКД, предоставления коммунальных услуг, готовности инженерных коммуникаций и другого оборудования к их нормальной эксплуатации. Все эти вопросы в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ относятся к компетенции общего собрания собственников МКД. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме решают наиболее важные вопросы, касающиеся управления таким домом, проводя общие собрания собственников помещений <3>. Однако на практике отмечались наличие многочисленных нарушений прав участников общих собраний, массовая фальсификация решений и другие проблемы <4>.
Статья: Качество жилищного законодательства на примере института общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
(Сенотрусова Е.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Соответствующий правовой блок открывает ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 которой определяет общее собрание как орган управления и указывает цель его проведения. Следующая часть указанной статьи (ч. 1.1) наделяет лиц, принявших от застройщика помещение в многоквартирном доме, правом участия в общем собрании; не оценивая ее содержание как таковое, нельзя не отметить отсутствие логической последовательности при изложении мысли законодателем - начав, по существу, с понятия и роли общего собрания, он неожиданно переходит к регулированию совершенно особого, довольно нераспространенного случая. Думается, логичнее было бы разместить соответствующее предписание в ч. 1 ст. 48 ЖК РФ, посвященной лицам, обладающим правом голоса на общем собрании, и их представителям (то же самое замечание относится и к последнему предложению ч. 3.2 ст. 45 ЖК РФ). Более того, нельзя не отметить, что ч. 2 ст. 44 ЖК РФ сформулирована весьма громоздко (состоит из 77 слов). Представляется, в частности, что такая фраза, как "вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом", вполне могла бы быть заменена на более лаконичную: "вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме с правом голоса".
(Сенотрусова Е.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Соответствующий правовой блок открывает ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 которой определяет общее собрание как орган управления и указывает цель его проведения. Следующая часть указанной статьи (ч. 1.1) наделяет лиц, принявших от застройщика помещение в многоквартирном доме, правом участия в общем собрании; не оценивая ее содержание как таковое, нельзя не отметить отсутствие логической последовательности при изложении мысли законодателем - начав, по существу, с понятия и роли общего собрания, он неожиданно переходит к регулированию совершенно особого, довольно нераспространенного случая. Думается, логичнее было бы разместить соответствующее предписание в ч. 1 ст. 48 ЖК РФ, посвященной лицам, обладающим правом голоса на общем собрании, и их представителям (то же самое замечание относится и к последнему предложению ч. 3.2 ст. 45 ЖК РФ). Более того, нельзя не отметить, что ч. 2 ст. 44 ЖК РФ сформулирована весьма громоздко (состоит из 77 слов). Представляется, в частности, что такая фраза, как "вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом", вполне могла бы быть заменена на более лаконичную: "вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме с правом голоса".
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Оно вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Оно вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Ссылка в данном случае на нормы ЖК (ч. 1 - 3 ст. 36 - определяют состав общего имущества многоквартирного дома; ч. 2 ст. 40 - устанавливает необходимость согласия всех собственников помещений на присоединение к помещениям общего имущества; п. 1 ч. 2 ст. 44 - относит к компетенции общего собрания принятие решений о реконструкции многоквартирного дома) дается в связи с тем, что вопрос о принятии решения о реконструкции, связанной с уменьшением общего имущества, применительно к другим зданиям и сооружениям нигде не рассматривается. В данном случае следует продолжать применять нормы ЖК к другим зданиям и сооружениям по аналогии (п. 41 Постановления N 25).
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Ссылка в данном случае на нормы ЖК (ч. 1 - 3 ст. 36 - определяют состав общего имущества многоквартирного дома; ч. 2 ст. 40 - устанавливает необходимость согласия всех собственников помещений на присоединение к помещениям общего имущества; п. 1 ч. 2 ст. 44 - относит к компетенции общего собрания принятие решений о реконструкции многоквартирного дома) дается в связи с тем, что вопрос о принятии решения о реконструкции, связанной с уменьшением общего имущества, применительно к другим зданиям и сооружениям нигде не рассматривается. В данном случае следует продолжать применять нормы ЖК к другим зданиям и сооружениям по аналогии (п. 41 Постановления N 25).
Статья: Аренда УК помещения из состава общего имущества МКД
(Давыдова О.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Согласно п. 3, 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относятся:
(Давыдова О.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Согласно п. 3, 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относятся:
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В таком случае необходимо заявление представителя собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченного на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, либо лица, осуществившего перепланировку помещений, повлекшую за собой изменение характеристик многоквартирного дома. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В таком случае необходимо заявление представителя собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченного на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, либо лица, осуществившего перепланировку помещений, повлекшую за собой изменение характеристик многоквартирного дома. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Статья: Механизм принятия решения о реновации жилого фонда собственниками
(Журило П.И.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Несмотря на это, органы государственной власти предоставляют обширный перечень способов и средств выражения своего мнения, осуществления возможности проголосовать. Так, Постановлением правительства Москвы N 245-ПП определены порядок электронного голосования в рамках проекта "Активный гражданин", а также порядок голосования в центре госуслуг. Безусловно, развитие цифровизации и технологий упрощает множество аспектов правоприменения, но в это же время возникает еще больше вопросов о правомерности и соразмерности таких процедур. Не говоря о необходимости легального закрепления таких процедур, законодатель приравнивает все указанные способы волеизъявления к вопросу, который не входит (в силу ст. 44 ЖК РФ) в компетенцию общего собрания собственников многоквартирного дома.
(Журило П.И.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Несмотря на это, органы государственной власти предоставляют обширный перечень способов и средств выражения своего мнения, осуществления возможности проголосовать. Так, Постановлением правительства Москвы N 245-ПП определены порядок электронного голосования в рамках проекта "Активный гражданин", а также порядок голосования в центре госуслуг. Безусловно, развитие цифровизации и технологий упрощает множество аспектов правоприменения, но в это же время возникает еще больше вопросов о правомерности и соразмерности таких процедур. Не говоря о необходимости легального закрепления таких процедур, законодатель приравнивает все указанные способы волеизъявления к вопросу, который не входит (в силу ст. 44 ЖК РФ) в компетенцию общего собрания собственников многоквартирного дома.