Компенсирующие мероприятия по пожарной безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсирующие мероприятия по пожарной безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 N 88-1649/2023 (УИД 35RS0009-01-2021-001886-56)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании недостоверными и недействительными сведений технического плана жилого дома, сведений ЕГРН об объекте недвижимости, признании жилого дома самовольной постройкой и его сносе.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик возвел жилой дом за границами своего земельного участка.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В ответе на вопрос N эксперт указывает о наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара, а также на нарушение прав на безопасное проживание собственников смежного участка, при этом эксперт делает вывод о том, что в результате выполнения компенсирующих мероприятий по пожарной безопасности возможно лишь снизить пожароопасную ситуацию, что не свидетельствует о возможности устранения допущенных М. нарушений.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании недостоверными и недействительными сведений технического плана жилого дома, сведений ЕГРН об объекте недвижимости, признании жилого дома самовольной постройкой и его сносе.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик возвел жилой дом за границами своего земельного участка.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В ответе на вопрос N эксперт указывает о наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара, а также на нарушение прав на безопасное проживание собственников смежного участка, при этом эксперт делает вывод о том, что в результате выполнения компенсирующих мероприятий по пожарной безопасности возможно лишь снизить пожароопасную ситуацию, что не свидетельствует о возможности устранения допущенных М. нарушений.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2023 N 88-21224/2023 по делу N 2-3487/2022 (УИД 73RS0004-01-2022-006671-67)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) Об установлении границ земельного участка.
Обстоятельства: На протяжении длительного времени имеется спор истца с ответчиком по смежной границе земельных участков.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы Л. отклоняются судебной коллегией, поскольку в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции не установлено обстоятельств и истцом не представлено доказательств наличия угрозы жизни и здоровья сторон размещением спорного сарая на границе земельных участков без отступа, при том, что сарай существует на данном месте с 1987 года. При этом на ответчика возложена обязанность в срок до 15 июля 2023 г. выполнить дополнительные мероприятия, которые должны быть определены при проведении пожарного аудита, компенсирующие несоответствие противопожарных расстояний между строениями.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) Об установлении границ земельного участка.
Обстоятельства: На протяжении длительного времени имеется спор истца с ответчиком по смежной границе земельных участков.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы Л. отклоняются судебной коллегией, поскольку в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции не установлено обстоятельств и истцом не представлено доказательств наличия угрозы жизни и здоровья сторон размещением спорного сарая на границе земельных участков без отступа, при том, что сарай существует на данном месте с 1987 года. При этом на ответчика возложена обязанность в срок до 15 июля 2023 г. выполнить дополнительные мероприятия, которые должны быть определены при проведении пожарного аудита, компенсирующие несоответствие противопожарных расстояний между строениями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за январь 2025 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)По данному делу суду следовало поставить на обсуждение вопрос о возможности устранения допущенных нарушений пожарной безопасности путем осуществления компенсирующих выявленное несоответствие нормам и правилам мероприятий и принять решение, предусматривающее оба способа его исполнения: путем сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)По данному делу суду следовало поставить на обсуждение вопрос о возможности устранения допущенных нарушений пожарной безопасности путем осуществления компенсирующих выявленное несоответствие нормам и правилам мероприятий и принять решение, предусматривающее оба способа его исполнения: путем сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями.
Статья: Тушение пожаров в населенных пунктах: административно-правовые проблемы
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Соглашаясь с мнениями ведущих ученых в данной области <14>, считаем, что этот норматив должен быть гибким, сочетать в себе принцип разумного обеспечения пожарной безопасности, экономической целесообразности, фактической выполнимости. На наш взгляд, норматив прибытия 10 минут в городах и 20 минут в сельских населенных пунктах представляется наиболее оптимальным, именно его предлагаем сделать базовым в расчетах противопожарного прикрытия (но именно в качестве норматива прибытия, а не методики определения дислокации подразделений). Однако для более гибкого нормирования предлагаем предоставить региональным органам государственной власти право определять допустимые отклонения от норматива в границах 5 минут с обязательной адресной разработкой компенсирующих мероприятий на это время.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Соглашаясь с мнениями ведущих ученых в данной области <14>, считаем, что этот норматив должен быть гибким, сочетать в себе принцип разумного обеспечения пожарной безопасности, экономической целесообразности, фактической выполнимости. На наш взгляд, норматив прибытия 10 минут в городах и 20 минут в сельских населенных пунктах представляется наиболее оптимальным, именно его предлагаем сделать базовым в расчетах противопожарного прикрытия (но именно в качестве норматива прибытия, а не методики определения дислокации подразделений). Однако для более гибкого нормирования предлагаем предоставить региональным органам государственной власти право определять допустимые отклонения от норматива в границах 5 минут с обязательной адресной разработкой компенсирующих мероприятий на это время.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"описание и обоснование проектных решений, обеспечивающих пожарную безопасность линейного объекта (расстояния минимальных приближений от оси линейного объекта до зданий и сооружений, деревьев, в том числе компенсирующие мероприятия при прокладке в стесненных условиях, условия пересечения с каналами и канализациями, устройство охранных зон);
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"описание и обоснование проектных решений, обеспечивающих пожарную безопасность линейного объекта (расстояния минимальных приближений от оси линейного объекта до зданий и сооружений, деревьев, в том числе компенсирующие мероприятия при прокладке в стесненных условиях, условия пересечения с каналами и канализациями, устройство охранных зон);
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.11.2013 N 23-П
"По делу о проверке конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.А. Федина"Отказывая в удовлетворении требований С.А. Федина об изменении порядка перечисления назначенной ему пенсии, Советский районный суд города Брянска в решении от 27 сентября 2012 года, оставленном без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 27 ноября 2012 года, указал, что агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению на территории Российской Федерации выплаты пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, является Сбербанк России, который совместно с МВД России проводит мероприятия по осуществлению указанных выплат на основании заключенного между ними Соглашения о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам Министерства внутренних дел Российской Федерации и членам их семей от 9 января 2008 года, а также дополнительного соглашения к нему от 20 января 2011 года N 4.
"По делу о проверке конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.А. Федина"Отказывая в удовлетворении требований С.А. Федина об изменении порядка перечисления назначенной ему пенсии, Советский районный суд города Брянска в решении от 27 сентября 2012 года, оставленном без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 27 ноября 2012 года, указал, что агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению на территории Российской Федерации выплаты пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, является Сбербанк России, который совместно с МВД России проводит мероприятия по осуществлению указанных выплат на основании заключенного между ними Соглашения о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам Министерства внутренних дел Российской Федерации и членам их семей от 9 января 2008 года, а также дополнительного соглашения к нему от 20 января 2011 года N 4.
Готовое решение: Какие существуют требования к системам автоматического пожаротушения
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: если работы по техническому обслуживанию или ремонту связаны с отключением систем противопожарной защиты (их элементов), их нельзя выполнять во время проведения мероприятия с массовым пребыванием людей (п. 55 Правил противопожарного режима).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: если работы по техническому обслуживанию или ремонту связаны с отключением систем противопожарной защиты (их элементов), их нельзя выполнять во время проведения мероприятия с массовым пребыванием людей (п. 55 Правил противопожарного режима).
Вопрос: Может ли работодатель назначить ответственным за обеспечение охраны труда, ответственным за пожарную безопасность работника с дистанционным (удаленным) режимом работы или возложить на него иные обязанности, предусмотренные законодательством в сфере охраны труда, промышленной, пожарной, экологической безопасности?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2023)Законодательством РФ не запрещено назначать ответственным за обеспечение охраны труда, ответственным за пожарную безопасность работника с дистанционным (удаленным) режимом работы или возлагать на него иные обязанности, предусмотренные законодательством в сфере охраны труда, промышленной, пожарной, экологической безопасности.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2023)Законодательством РФ не запрещено назначать ответственным за обеспечение охраны труда, ответственным за пожарную безопасность работника с дистанционным (удаленным) режимом работы или возлагать на него иные обязанности, предусмотренные законодательством в сфере охраны труда, промышленной, пожарной, экологической безопасности.
Статья: Мировые тенденции развития рынка противопожарного страхования
(Дашко В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Предупредительная (превентивная) функция противопожарного страхования имеет наиважнейшее значение для развития пожарной безопасности. Страховые компании в большинстве экономически развитых стран выполняют значительную часть профилактических мероприятий, которые в настоящее время в нашей стране выполняются надзорными подразделениями государственной противопожарной службы МЧС России. В России должны появиться стимулы к снижению экономических последствий пожаров посредством противопожарного страхования. Противопожарное страхование действует как система безопасности, защищая владельцев недвижимости от финансового бремени, которое в противном случае ложилось бы на них вследствие разрушений, вызванных пожаром. Без такого покрытия расходы на восстановление поврежденных конструкций, замену имущества и рассмотрение потенциальных исков об ответственности могут быть критическими (подробнее см. [2]). "Страхование является инфраструктурным институтом, и на его основе вполне можно и необходимо создать механизмы обеспечения и поддержки, которые эффективно используются в экономически развитых странах мира" [3].
(Дашко В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Предупредительная (превентивная) функция противопожарного страхования имеет наиважнейшее значение для развития пожарной безопасности. Страховые компании в большинстве экономически развитых стран выполняют значительную часть профилактических мероприятий, которые в настоящее время в нашей стране выполняются надзорными подразделениями государственной противопожарной службы МЧС России. В России должны появиться стимулы к снижению экономических последствий пожаров посредством противопожарного страхования. Противопожарное страхование действует как система безопасности, защищая владельцев недвижимости от финансового бремени, которое в противном случае ложилось бы на них вследствие разрушений, вызванных пожаром. Без такого покрытия расходы на восстановление поврежденных конструкций, замену имущества и рассмотрение потенциальных исков об ответственности могут быть критическими (подробнее см. [2]). "Страхование является инфраструктурным институтом, и на его основе вполне можно и необходимо создать механизмы обеспечения и поддержки, которые эффективно используются в экономически развитых странах мира" [3].
Вопрос: Каковы особенности заключения организацией договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности?
(Консультация эксперта, 2025)осуществлять меры пожарной безопасности в лесах (ст. 53 ЛК РФ, п. п. 5, 12, 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614). Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке являются неотъемлемой частью договора (Приказ N 542);
(Консультация эксперта, 2025)осуществлять меры пожарной безопасности в лесах (ст. 53 ЛК РФ, п. п. 5, 12, 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614). Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке являются неотъемлемой частью договора (Приказ N 542);