Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения против порядка управления: Организация (Должностное лицо) оспаривает привлечение к ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ (оказанию услуг) государственного или муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо), нанимая бывшего муниципального служащего, не получила согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо), нанимая бывшего муниципального служащего, не получила согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора" Федерального закона "О противодействии коррупции""Вопреки доводам кассатора, обязательность получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена только в тех случаях, когда государственный служащий обладал правом принятия обязательного для исполнения управленческого административного решения в отношении конкретного лица (нового работодателя), которое в силу закона одновременно было обязано исполнить такое решение. Таких обстоятельств по настоящему делу не имеется."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Верховный Суд о родственных связях при занятии должностей муниципальной службы
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Вместе с тем депутат О. в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих аппарата районного Совета народных депутатов и лиц, замещающих муниципальные должности в соответствующем районе, и урегулированию конфликта интересов не обращалась.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)Вместе с тем депутат О. в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих аппарата районного Совета народных депутатов и лиц, замещающих муниципальные должности в соответствующем районе, и урегулированию конфликта интересов не обращалась.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- наличие конфликта интересов у и.о. директора МУП при заключении договора с предпринимателем также подтверждено протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации ГО и урегулированию конфликта интересов. Однако, согласие Администрации как работодателя на заключение данного договора не было получено <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- наличие конфликта интересов у и.о. директора МУП при заключении договора с предпринимателем также подтверждено протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации ГО и урегулированию конфликта интересов. Однако, согласие Администрации как работодателя на заключение данного договора не было получено <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"4. Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"4. Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Статья: Понятие и сущность муниципальных процедур
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<14> Постановление Администрации городского округа Кинешма Ивановской области от 21.07.2011 N 1614п "О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов" // Вестник органов местного самоуправления городского округа Кинешма. 28.07.2011. N 275.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)<14> Постановление Администрации городского округа Кинешма Ивановской области от 21.07.2011 N 1614п "О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов" // Вестник органов местного самоуправления городского округа Кинешма. 28.07.2011. N 275.
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)порядка образования комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов (ч. 4 ст. 14.1). В данном случае правовое регулирование основывается на Указе Президента РФ от 01.07.2010 N 821, нормы которого рекомендованы для применения на региональном и муниципальном уровне. К примеру, Указом Губернатора Архангельской области утверждено положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования. При этом закон Архангельской области предусматривает, что положение о комиссии муниципальным актом не утверждается.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)порядка образования комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов (ч. 4 ст. 14.1). В данном случае правовое регулирование основывается на Указе Президента РФ от 01.07.2010 N 821, нормы которого рекомендованы для применения на региональном и муниципальном уровне. К примеру, Указом Губернатора Архангельской области утверждено положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования. При этом закон Архангельской области предусматривает, что положение о комиссии муниципальным актом не утверждается.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по урегулированию КИ) установила, что начальница управления муниципального имущества сожительствовала с мужчиной, компаньон которого, будучи ИП, заключил и выполнил несколько контрактов с возглавляемым ею учреждением. При этом все работы фактически выполнялись именно сожителем начальницы управления <7>. Комиссией по урегулированию КИ было принято единогласное решение о несоблюдении начальницей управления требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. К ней было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, и попытки оспорить это решение в суде успеха не имели <8>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия по урегулированию КИ) установила, что начальница управления муниципального имущества сожительствовала с мужчиной, компаньон которого, будучи ИП, заключил и выполнил несколько контрактов с возглавляемым ею учреждением. При этом все работы фактически выполнялись именно сожителем начальницы управления <7>. Комиссией по урегулированию КИ было принято единогласное решение о несоблюдении начальницей управления требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. К ней было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, и попытки оспорить это решение в суде успеха не имели <8>.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Условием признания не зависящих от физического лица обстоятельств, основанием для освобождения этого лица от дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, является установленная комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (иным коллегиальным органом, осуществляющим функции указанной комиссии) причинно-следственная связь между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения таких ограничений, запретов и требований, а также исполнения таких обязанностей.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Условием признания не зависящих от физического лица обстоятельств, основанием для освобождения этого лица от дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, является установленная комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (иным коллегиальным органом, осуществляющим функции указанной комиссии) причинно-следственная связь между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения таких ограничений, запретов и требований, а также исполнения таких обязанностей.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 (двух) лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 (двух) лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Статья: Прием на работу бывшего служащего: главные правила и опасные детали, которые нередко пропускают
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)"Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)"Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Статья: Некоторые проблемы и противоречия в применении законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)- внесены поправки в нормы, конкретизирующие вопросы деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
(Дегтярева Л.Н., Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)- внесены поправки в нормы, конкретизирующие вопросы деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Статья: Заключение с бывшим служащим трудового договора или договора ГПХ
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 000 руб. на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления этой организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 000 руб. на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления этой организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Статья: О конфликте интересов и должности председателя контрольно-счетной палаты
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия).
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия).
Статья: Длящиеся проступки работников: что нужно учитывать при привлечении к дисциплинарной ответственности
(Ливена С.В., Поздеев А.С.)
("Кадровик-практик", 2022, N 10)"...с указанной даты - 5 августа 2017 года - у С.М. возникла обязанность по уведомлению работодателя о наличии конфликта интересов, которую последняя не исполнила вплоть до рассмотрения данного вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации муниципального образования "Город Торжок". Таким образом, совершенный ответчиком - С.М. проступок, предусмотренный частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", имеет длящийся характер, в связи с чем совершение С.М. данного проступка длилось с 5 августа 2017 г. по 29 марта 2019 г... в связи с чем выводы суда о том, что срок привлечения С.М. к дисциплинарной ответственности не пропущен, являются правильными" (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.05.2021 по делу N 88-5645/2021).
(Ливена С.В., Поздеев А.С.)
("Кадровик-практик", 2022, N 10)"...с указанной даты - 5 августа 2017 года - у С.М. возникла обязанность по уведомлению работодателя о наличии конфликта интересов, которую последняя не исполнила вплоть до рассмотрения данного вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации муниципального образования "Город Торжок". Таким образом, совершенный ответчиком - С.М. проступок, предусмотренный частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", имеет длящийся характер, в связи с чем совершение С.М. данного проступка длилось с 5 августа 2017 г. по 29 марта 2019 г... в связи с чем выводы суда о том, что срок привлечения С.М. к дисциплинарной ответственности не пропущен, являются правильными" (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.05.2021 по делу N 88-5645/2021).