Количество поправок в конституцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Количество поправок в конституцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные проекты России XX века. Авторский проект конституции Международного фонда "Реформа"
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Свои особенности имеет и закрепление в проекте конституционных основ судебной власти, которой посвящена гл. 5 проекта. Предполагалось, что она будет осуществляться Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и нижестоящими судами в субъектах Федерации. Интересен факт выделения в отдельную шестую главу норм о Конституционном Суде, что может свидетельствовать либо о стремлении авторов проекта придать большую значимость конституционному статусу Конституционного Суда, либо об определении ими места Конституционного Суда в системе органов государственной власти за пределами системы органов судебной власти. Примечательно, что в проекте предполагалось, что Конституционный Суд состоит из 13 судей (ч. 2 ст. 45 проекта), в настоящее время в рамках внесенных в 2020 г. поправок в Конституцию РФ количество судей Конституционного Суда было уменьшено с 19 до 11 судей, что свидетельствует о дальновидном взгляде в будущее авторов проекта.
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Свои особенности имеет и закрепление в проекте конституционных основ судебной власти, которой посвящена гл. 5 проекта. Предполагалось, что она будет осуществляться Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и нижестоящими судами в субъектах Федерации. Интересен факт выделения в отдельную шестую главу норм о Конституционном Суде, что может свидетельствовать либо о стремлении авторов проекта придать большую значимость конституционному статусу Конституционного Суда, либо об определении ими места Конституционного Суда в системе органов государственной власти за пределами системы органов судебной власти. Примечательно, что в проекте предполагалось, что Конституционный Суд состоит из 13 судей (ч. 2 ст. 45 проекта), в настоящее время в рамках внесенных в 2020 г. поправок в Конституцию РФ количество судей Конституционного Суда было уменьшено с 19 до 11 судей, что свидетельствует о дальновидном взгляде в будущее авторов проекта.
Статья: Конституционная реформа - 2020 как решение проблемы "транзита власти" - 2024
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Выводы: 1) необходимость разрешения проблемы "транзита власти - 2024" явилась первопричиной конституционной реформы - 2020; 2) поправка о придании Государственному Совету РФ конституционного статуса сыграла роль отвлекающего маневра от последовавшего затем радикального разрешения проблемы "транзита власти" путем "обнуления" легислатур действующего Президента РФ; 3) для объявления и беспрепятственного принятия поправки об "обнулении" были необходимы две взаимодополняющие составляющие: а) легендарная личность всемирно известной первой женщины-космонавта и б) эффект неожиданности; 4) все вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о тщательной подготовке к объявлению и легализации поправки В.В. Терешковой, что само по себе является высшим пилотажем в политике (в этих политических шахматах победителей действительно не судят); 5) придание Государственному Совету конституционного статуса является запасным вариантом разрешения проблемы политической судьбы В.В. Путина по истечении его Президентских полномочий, равно как и политической судьбы всех последующих российских Президентов, не считая конституционной возможности бывшего Президента стать пожизненным сенатором (и, следовательно, председателем Совета Федерации); 6) совпадение полномочий Государственного Совета и Президента в части определения основных направлений внутренней и внешней политики подтверждают вышеназванные аргументы; 7) главная цель конституционной реформы - 2020 (транзит власти - 2024) обусловливает расхождение между официальной риторикой, сопровождающей те или иные поправки, с одной стороны, и подлинными мотивами их инициаторов - с другой; 8) ни один Президент, будучи инициатором реформы, не проводит ее ради ущемления своих полномочий добровольно, поэтому перераспределение баланса полномочий в пользу других органов власти не лишено элемента лукавства в виде гарантий, перевешивающих усиление других органов власти; 9) фактически произошло и конституционно легализовано очередное усиление полномочий Президента на фоне исключительно декоративного увеличения полномочий обеих палат Федерального Собрания и Конституционного Суда; 10) троекратная легитимация конституционных поправок - 2020 явилась уникальным, но конституционно не запрещенным способом легитимации; 11) легитимация поправок в форме заключения Конституционного Суда об их конституционности есть явочное (доконституционное), но не первое наделение КС правом на предварительный конституционный контроль, установленный одной из поправок (первый раз по инициативе Совета Федерации был рассмотрен на конституционность ФЗ о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы VII созыва с декабря на сентябрь 2016 г.); 12) те, кто утверждает, что общероссийское голосование по поправкам к Конституции было неконституционным, отождествляют понятия "неконституционное" и "внеконституционное"; 13) критика способов легитимации конституционной реформы - 2020 является проявлением бессильного морализаторства тех оппонентов В.В. Путина, которых он переиграл; 14) "неприкасаемость" гл. 1, 2 и 9 Конституции при огромном количестве поправок в ее текст, фактически затрагивающих названные главы, делает содержание Конституции, и без того противоречивое, еще более противоречивым, а структуру Конституции - еще более размытой и эклектичной; 15) идея "живой конституции", предполагающая возможность принятия федеральных законов, "корректирующих" конституционные принципы первой главы Конституции с последующей легализацией "корректирующих" законов в постановлениях КС, доведена до логического завершения в конституционной реформе - 2020 по принципу "крайности сходятся"; 16) при всей критике названных поправок по их форме и содержанию нельзя отрицать, что они знаменовали собой не только увеличение ее текста на целую треть, но и полномасштабное обновление российской Конституции; 17) нового полномасштабного обновления действующей Конституции больше не будет, а будет принятие новой российской конституции, причем, возможно, уже в 2024 г. или ранее.
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Выводы: 1) необходимость разрешения проблемы "транзита власти - 2024" явилась первопричиной конституционной реформы - 2020; 2) поправка о придании Государственному Совету РФ конституционного статуса сыграла роль отвлекающего маневра от последовавшего затем радикального разрешения проблемы "транзита власти" путем "обнуления" легислатур действующего Президента РФ; 3) для объявления и беспрепятственного принятия поправки об "обнулении" были необходимы две взаимодополняющие составляющие: а) легендарная личность всемирно известной первой женщины-космонавта и б) эффект неожиданности; 4) все вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о тщательной подготовке к объявлению и легализации поправки В.В. Терешковой, что само по себе является высшим пилотажем в политике (в этих политических шахматах победителей действительно не судят); 5) придание Государственному Совету конституционного статуса является запасным вариантом разрешения проблемы политической судьбы В.В. Путина по истечении его Президентских полномочий, равно как и политической судьбы всех последующих российских Президентов, не считая конституционной возможности бывшего Президента стать пожизненным сенатором (и, следовательно, председателем Совета Федерации); 6) совпадение полномочий Государственного Совета и Президента в части определения основных направлений внутренней и внешней политики подтверждают вышеназванные аргументы; 7) главная цель конституционной реформы - 2020 (транзит власти - 2024) обусловливает расхождение между официальной риторикой, сопровождающей те или иные поправки, с одной стороны, и подлинными мотивами их инициаторов - с другой; 8) ни один Президент, будучи инициатором реформы, не проводит ее ради ущемления своих полномочий добровольно, поэтому перераспределение баланса полномочий в пользу других органов власти не лишено элемента лукавства в виде гарантий, перевешивающих усиление других органов власти; 9) фактически произошло и конституционно легализовано очередное усиление полномочий Президента на фоне исключительно декоративного увеличения полномочий обеих палат Федерального Собрания и Конституционного Суда; 10) троекратная легитимация конституционных поправок - 2020 явилась уникальным, но конституционно не запрещенным способом легитимации; 11) легитимация поправок в форме заключения Конституционного Суда об их конституционности есть явочное (доконституционное), но не первое наделение КС правом на предварительный конституционный контроль, установленный одной из поправок (первый раз по инициативе Совета Федерации был рассмотрен на конституционность ФЗ о переносе даты выборов депутатов Государственной Думы VII созыва с декабря на сентябрь 2016 г.); 12) те, кто утверждает, что общероссийское голосование по поправкам к Конституции было неконституционным, отождествляют понятия "неконституционное" и "внеконституционное"; 13) критика способов легитимации конституционной реформы - 2020 является проявлением бессильного морализаторства тех оппонентов В.В. Путина, которых он переиграл; 14) "неприкасаемость" гл. 1, 2 и 9 Конституции при огромном количестве поправок в ее текст, фактически затрагивающих названные главы, делает содержание Конституции, и без того противоречивое, еще более противоречивым, а структуру Конституции - еще более размытой и эклектичной; 15) идея "живой конституции", предполагающая возможность принятия федеральных законов, "корректирующих" конституционные принципы первой главы Конституции с последующей легализацией "корректирующих" законов в постановлениях КС, доведена до логического завершения в конституционной реформе - 2020 по принципу "крайности сходятся"; 16) при всей критике названных поправок по их форме и содержанию нельзя отрицать, что они знаменовали собой не только увеличение ее текста на целую треть, но и полномасштабное обновление российской Конституции; 17) нового полномасштабного обновления действующей Конституции больше не будет, а будет принятие новой российской конституции, причем, возможно, уже в 2024 г. или ранее.
Нормативные акты
Информация Президента РФ от 14.03.2020
"Президент направил запрос в Конституционный Суд"В том числе прошу Конституционный Суд Российской Федерации высказаться о допустимости дополнения на основании результатов прямого общероссийского волеизъявления граждан статьи 81 Конституции Российской Федерации частью 31, предусматривающей распространение на Президента Российской Федерации, занимающего эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации, ограничения по количеству сроков, предусмотренных частью 3 данной статьи, без учета числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации, предусмотренных Законом о поправке к Конституции Российской Федерации и изменяющих содержание конституционного статуса Президента Российской Федерации.
"Президент направил запрос в Конституционный Суд"В том числе прошу Конституционный Суд Российской Федерации высказаться о допустимости дополнения на основании результатов прямого общероссийского волеизъявления граждан статьи 81 Конституции Российской Федерации частью 31, предусматривающей распространение на Президента Российской Федерации, занимающего эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации, ограничения по количеству сроков, предусмотренных частью 3 данной статьи, без учета числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации, предусмотренных Законом о поправке к Конституции Российской Федерации и изменяющих содержание конституционного статуса Президента Российской Федерации.
Распоряжение Президента РФ от 10.01.2009 N 7-рп
"Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации"2. Управлению делами Президента Российской Федерации разместить государственный заказ на изготовление издания Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками и с указанием даты их вступления в силу в количестве 3000 экземпляров в государственном учреждении - издательстве "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.
"Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации"2. Управлению делами Президента Российской Федерации разместить государственный заказ на изготовление издания Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками и с указанием даты их вступления в силу в количестве 3000 экземпляров в государственном учреждении - издательстве "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.
Статья: Венецианская комиссия и Европейский суд по правам человека: точки соприкосновения
(Ковлер А.И., Фокин Е.А.)
("Международное правосудие", 2021, N 2)Доктрина поля усмотрения государств, по сути, оформилась и в деятельности Венецианской комиссии. Практически ни один аналитический документ Комиссии не обходится без указания на то, что единый рецепт решения тех или иных конституционно-правовых вопросов отсутствует, в связи с чем государства свободны в выборе соответствующих конституционных моделей. Так, в своем заключении о процедурах изменения конституции Комиссия отметила следующее: "Это общие фундаментальные элементы механизмов конституционных изменений, но они формулируются и сочетаются в столь же большом количестве вариантов, сколько существует конституций. Даже в Европе они варьируются в диапазоне от государств, в которых конституционные изменения осуществляются достаточно легко, до государств, где на практике это почти невозможно. Не существует единой европейской лучшей модели принятия поправок к конституции и тем более общих обязательных правовых требований. До сих пор даже не было попыток сформулировать какие-то общие европейские стандарты" <18>. Другой пример: Венецианская комиссия, указывая на необходимость средств разрешения конфликтов в избирательных процессах, отметила и то, что государства свободны в решении вопросов по организационному устройству соответствующего компетентного органа <19>. Не существует и единого стандарта относительно количества судебных инстанций (хотя существует стандарт правовой определенности состоявшегося судебного решения) <20>.
(Ковлер А.И., Фокин Е.А.)
("Международное правосудие", 2021, N 2)Доктрина поля усмотрения государств, по сути, оформилась и в деятельности Венецианской комиссии. Практически ни один аналитический документ Комиссии не обходится без указания на то, что единый рецепт решения тех или иных конституционно-правовых вопросов отсутствует, в связи с чем государства свободны в выборе соответствующих конституционных моделей. Так, в своем заключении о процедурах изменения конституции Комиссия отметила следующее: "Это общие фундаментальные элементы механизмов конституционных изменений, но они формулируются и сочетаются в столь же большом количестве вариантов, сколько существует конституций. Даже в Европе они варьируются в диапазоне от государств, в которых конституционные изменения осуществляются достаточно легко, до государств, где на практике это почти невозможно. Не существует единой европейской лучшей модели принятия поправок к конституции и тем более общих обязательных правовых требований. До сих пор даже не было попыток сформулировать какие-то общие европейские стандарты" <18>. Другой пример: Венецианская комиссия, указывая на необходимость средств разрешения конфликтов в избирательных процессах, отметила и то, что государства свободны в решении вопросов по организационному устройству соответствующего компетентного органа <19>. Не существует и единого стандарта относительно количества судебных инстанций (хотя существует стандарт правовой определенности состоявшегося судебного решения) <20>.
Статья: Понятие и классификация должностей Российского государства
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)<3> В 2014 году Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации были внесены изменения, по которым в Совет Федерации кроме представителей субъектов Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации представители Российской Федерации в количестве не более 10% от общей численности палаты (т.е. 17 человек). Поправками 2020 г. число представителей Российской Федерации, делегируемых в Совет Федерации Президентом РФ, увеличено до 30 сенаторов. Пока такие сенаторы Российской Федерации не назначены.
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)<3> В 2014 году Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации были внесены изменения, по которым в Совет Федерации кроме представителей субъектов Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации представители Российской Федерации в количестве не более 10% от общей численности палаты (т.е. 17 человек). Поправками 2020 г. число представителей Российской Федерации, делегируемых в Совет Федерации Президентом РФ, увеличено до 30 сенаторов. Пока такие сенаторы Российской Федерации не назначены.
Статья: Эволюция местного самоуправления в новейшей истории страны
(Ананьев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Количество норм, закрепленных в Конституции РФ и посвященных местному самоуправлению, превосходит по своему количеству все остальные отрасли права, всего о местном самоуправлении говорилось в 18 статьях Конституции РФ, на данный момент таких статей еще больше в связи с принятиями поправок в Конституцию России в 2020 г.
(Ананьев И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Количество норм, закрепленных в Конституции РФ и посвященных местному самоуправлению, превосходит по своему количеству все остальные отрасли права, всего о местном самоуправлении говорилось в 18 статьях Конституции РФ, на данный момент таких статей еще больше в связи с принятиями поправок в Конституцию России в 2020 г.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации в контексте поправок к Конституции Российской Федерации
(Киричек Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Итак, в связи с принятием Закона о поправке к Конституции РФ 2020 г. изменился численный состав судей с 19 на 11 (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ). По этому поводу можно сказать, что это закономерная тенденция, поскольку, если следовать Федеральному конституционному закону от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <3>, то уже в 2014 г. формально наметился курс к уменьшению общего количества судей. Этим Законом устанавливался новый порядок формирования состава суда, в частности, предусматривалось, что в случае выбытия судьи, если его состав окажется меньше двух третей от общего числа судей, то только тогда Президентом РФ в Совет Федерации вносится представление о назначении другого лица на вакантное место судьи. Это положение расходилось с императивом, установленным Конституцией РФ о численном (19 судей) составе Конституционного Суда РФ. Более того, и в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <4> (до внесения в него изменений в июне 2014 г.) делался акцент на составе Конституционного Суда РФ, как состоящего из 19 судей, что являлось подтверждением его систематической пополняемости. Лишь с принятием Закона о поправке к Конституции РФ 2020 г., изменившего численный состав с 19 на 11, обсуждение обозначенных вопросов утратило свою актуальность и на данном этапе представляет ценность только лишь с точки зрения исторической ретроспективы.
(Киричек Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Итак, в связи с принятием Закона о поправке к Конституции РФ 2020 г. изменился численный состав судей с 19 на 11 (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ). По этому поводу можно сказать, что это закономерная тенденция, поскольку, если следовать Федеральному конституционному закону от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" <3>, то уже в 2014 г. формально наметился курс к уменьшению общего количества судей. Этим Законом устанавливался новый порядок формирования состава суда, в частности, предусматривалось, что в случае выбытия судьи, если его состав окажется меньше двух третей от общего числа судей, то только тогда Президентом РФ в Совет Федерации вносится представление о назначении другого лица на вакантное место судьи. Это положение расходилось с императивом, установленным Конституцией РФ о численном (19 судей) составе Конституционного Суда РФ. Более того, и в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <4> (до внесения в него изменений в июне 2014 г.) делался акцент на составе Конституционного Суда РФ, как состоящего из 19 судей, что являлось подтверждением его систематической пополняемости. Лишь с принятием Закона о поправке к Конституции РФ 2020 г., изменившего численный состав с 19 на 11, обсуждение обозначенных вопросов утратило свою актуальность и на данном этапе представляет ценность только лишь с точки зрения исторической ретроспективы.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Так, поправкой от 21 июля 2014 г. в Конституции Российской Федерации были предусмотрены такие члены Совета Федерации, как представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ, в количестве не более 10 процентов от общего числа членов Совета Федерации, т.е. 17 человек. Законом от 14 марта 2020 г. количество таких представителей Российской Федерации было увеличено до 30 (напомним, теперь все члены данной палаты называются сенаторами Российской Федерации). Для многих студентов юридических вузов это лишь формальность, они продолжают называть этих членов палаты представителями Президента РФ. Но при глубоком толковании надо видеть роль этой части сенаторов именно в том, что они призваны на первое место ставить интересы России, в том числе при их соотношении с интересами самого Президента, - хотя в целом надо бы исходить из идеальной модели полной гармонии того и другого. Если взять самую щекотливую ситуацию, связанную с выдвижением обвинения Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении, сенаторов от Российской Федерации нельзя рассматривать как "группу поддержки" Президента.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Так, поправкой от 21 июля 2014 г. в Конституции Российской Федерации были предусмотрены такие члены Совета Федерации, как представители Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ, в количестве не более 10 процентов от общего числа членов Совета Федерации, т.е. 17 человек. Законом от 14 марта 2020 г. количество таких представителей Российской Федерации было увеличено до 30 (напомним, теперь все члены данной палаты называются сенаторами Российской Федерации). Для многих студентов юридических вузов это лишь формальность, они продолжают называть этих членов палаты представителями Президента РФ. Но при глубоком толковании надо видеть роль этой части сенаторов именно в том, что они призваны на первое место ставить интересы России, в том числе при их соотношении с интересами самого Президента, - хотя в целом надо бы исходить из идеальной модели полной гармонии того и другого. Если взять самую щекотливую ситуацию, связанную с выдвижением обвинения Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении, сенаторов от Российской Федерации нельзя рассматривать как "группу поддержки" Президента.
Статья: Рассмотрение в Конституционном Суде Российской Федерации дела о конституционных изменениях 2020 г.: материально-правовые и процессуальные особенности
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Необходимо обратить внимание на то, что в запросе Президента РФ в КС РФ от 14 марта 2020 г., наряду с общим посылом о проверке содержащегося в оспариваемом Законе нового конституционного регулирования, отдельно сформулировано требование главы государства о проверке двух, по-видимому, наиболее спорных законоположений: о распространении на Президента РФ, занимающего эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции РФ, ограничения по количеству сроков, предусмотренных ч. 3 ст. 81 Конституции РФ, без учета числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции РФ; о возможности дополнения федеральным законодателем общего порядка вступления в силу поправок, предусмотренного ст. 136 Конституции РФ, стадией, предполагающей одобрение поправки на общероссийском голосовании.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Необходимо обратить внимание на то, что в запросе Президента РФ в КС РФ от 14 марта 2020 г., наряду с общим посылом о проверке содержащегося в оспариваемом Законе нового конституционного регулирования, отдельно сформулировано требование главы государства о проверке двух, по-видимому, наиболее спорных законоположений: о распространении на Президента РФ, занимающего эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции РФ, ограничения по количеству сроков, предусмотренных ч. 3 ст. 81 Конституции РФ, без учета числа сроков, в течение которых он занимал и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправок к Конституции РФ; о возможности дополнения федеральным законодателем общего порядка вступления в силу поправок, предусмотренного ст. 136 Конституции РФ, стадией, предполагающей одобрение поправки на общероссийском голосовании.
Статья: Перспективы применения предварительного конституционного контроля в России
(Баринов Э.Э.)
("Российская юстиция", 2024, N 3)<14> См.: Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". М., 2020. С. 187 - 194.
(Баринов Э.Э.)
("Российская юстиция", 2024, N 3)<14> См.: Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". М., 2020. С. 187 - 194.
Статья: Развитие дистанционного электронного голосования в России: конституционно-правовой аспект
(Ларичев А.А., Ржановский В.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Это касается и такой новой формы волеизъявления, как дистанционное электронное голосование. По своей природе ДЭГ является разновидностью электронного голосования <1>. Первоначально ДЭГ было применено в качестве опроса избирателей в 2008 г. в г. Новомосковске Тульской области и не имело обязательной силы. В 2019 г. ДЭГ получило закрепление на законодательном уровне и применялось на выборах в Московскую городскую Думу. В ходе Общероссийского голосования по поправкам в Конституции России в 2020 г. ДЭГ использовалось в Москве и Нижегородской области. В 2021 г. количество субъектов РФ, в которых применялось ДЭГ, расширилось до семи (Курская, Мурманская, Нижегородская, Ростовская и Ярославская области, города федерального значения Москва и Севастополь): ДЭГ осуществлялось на федеральных, региональных и муниципальных выборах.
(Ларичев А.А., Ржановский В.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Это касается и такой новой формы волеизъявления, как дистанционное электронное голосование. По своей природе ДЭГ является разновидностью электронного голосования <1>. Первоначально ДЭГ было применено в качестве опроса избирателей в 2008 г. в г. Новомосковске Тульской области и не имело обязательной силы. В 2019 г. ДЭГ получило закрепление на законодательном уровне и применялось на выборах в Московскую городскую Думу. В ходе Общероссийского голосования по поправкам в Конституции России в 2020 г. ДЭГ использовалось в Москве и Нижегородской области. В 2021 г. количество субъектов РФ, в которых применялось ДЭГ, расширилось до семи (Курская, Мурманская, Нижегородская, Ростовская и Ярославская области, города федерального значения Москва и Севастополь): ДЭГ осуществлялось на федеральных, региональных и муниципальных выборах.
Статья: О соотношении понятий "гражданское общество" и "публичная власть" и отдельных коллизиях в их нормативном регулировании
(Кравцова Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Поправками в Конституцию РФ, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г., было введено в текст Конституции еще одно понятие - "публичная власть". Понятие публичной власти в тексте Конституции РФ расшифровано не было, однако 25 ноября 2020 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят в третьем чтении Федеральный закон "О Государственном Совете Российской Федерации", нормы которого направлены на обеспечение согласованного функционирования единой системы публичной власти и определяют основы ее функционирования. В статье 2 Закона устанавливается, что в понятие "публичная власть" включаются в совокупности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
(Кравцова Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Поправками в Конституцию РФ, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г., было введено в текст Конституции еще одно понятие - "публичная власть". Понятие публичной власти в тексте Конституции РФ расшифровано не было, однако 25 ноября 2020 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят в третьем чтении Федеральный закон "О Государственном Совете Российской Федерации", нормы которого направлены на обеспечение согласованного функционирования единой системы публичной власти и определяют основы ее функционирования. В статье 2 Закона устанавливается, что в понятие "публичная власть" включаются в совокупности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Интервью: Алексей Шапошников: "Московская городская Дума стала первым и единственным парламентом в мире, который перешел на дистанционную работу с сохранением всех норм регламента, необходимых для принятия законов"
("Юрист", 2022, N 4)- Как в Мосгордуме идет процесс совершенствования законодательства в связи с новыми поправками в Конституцию?
("Юрист", 2022, N 4)- Как в Мосгордуме идет процесс совершенствования законодательства в связи с новыми поправками в Конституцию?