Коап замена штрафа предупреждением
Подборка наиболее важных документов по запросу Коап замена штрафа предупреждением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Снижение размера административного штрафа или замена на предупреждение (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Замена административного штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Замена административного штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ)
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность (штраф) за выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего техосмотр
(КонсультантПлюс, 2025)...суд находит возможным изменить постановление... вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 12.31 КоАП РФ... заменив... штраф на предупреждение..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суд находит возможным изменить постановление... вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 12.31 КоАП РФ... заменив... штраф на предупреждение..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ...О порядке замены административного штрафа на предупреждение.
(Письмо Минфина России от 22.12.2016 N 03-01-15/76986)Вопрос: Компаниям, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Замена допускается при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП. В частности, если нарушение не причинило вред жизни или здоровью людей, объектам животного и растительного мира и т.д. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение при нарушениях, которые перечислены в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП.
(Письмо Минфина России от 22.12.2016 N 03-01-15/76986)Вопрос: Компаниям, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Замена допускается при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП. В частности, если нарушение не причинило вред жизни или здоровью людей, объектам животного и растительного мира и т.д. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение при нарушениях, которые перечислены в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замена
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замена
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)33. При решении вопроса о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение суду следует устанавливать всю совокупность условий для такой замены в целях применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)33. При решении вопроса о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение суду следует устанавливать всю совокупность условий для такой замены в целях применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Санкции, установленные данными статьями, остались неизменными. И в том и в другом случае наказанием за непредставление отчетности в установленный срок является административный штраф в размере от 300 до 500 руб. При этом по ст. 15.5 КоАП вместо штрафа может быть вынесено предупреждение (выражается в официальном порицании нарушителя и выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП)).
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Санкции, установленные данными статьями, остались неизменными. И в том и в другом случае наказанием за непредставление отчетности в установленный срок является административный штраф в размере от 300 до 500 руб. При этом по ст. 15.5 КоАП вместо штрафа может быть вынесено предупреждение (выражается в официальном порицании нарушителя и выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП)).
Статья: Банк или должностное лицо: кто ответит за правонарушение?
(Шанин С.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 2)Например, суды посчитали, что обществом были приняты и принимаются все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, в результате чего изменили Постановление Управления Росреестра по г. Москве от 30.11.2021 о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение.
(Шанин С.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 2)Например, суды посчитали, что обществом были приняты и принимаются все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, в результате чего изменили Постановление Управления Росреестра по г. Москве от 30.11.2021 о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение.
Статья: Юридическая ответственность государственных (муниципальных) заказчиков при размещении государственного (муниципального) заказа и осуществлении закупок
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)С 25 июля 2022 г., согласно Федеральному закону N 290-ФЗ, вступила в силу обновленная версия ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Эта редакция предусматривает обязательную замену административного штрафа на предупреждение при первичном нарушении, обнаруженном в ходе проверок. Данное правило применяется независимо от того, указано ли предупреждение в санкции соответствующей статьи КоАП. Замена штрафа предупреждением является обязательной, если выполняются определенные условия, прописанные в ч. 2 ст. 3.4 и ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ: нарушение совершено заказчиком или сотрудником впервые, оно не повлекло за собой вреда или угрозы для жизни, здоровья, окружающей среды, объектов культурного наследия, не нанесло материального ущерба и не относится к нарушениям, перечисленным в ст. 19.5 или 19.8 КоАП РФ.
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)С 25 июля 2022 г., согласно Федеральному закону N 290-ФЗ, вступила в силу обновленная версия ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Эта редакция предусматривает обязательную замену административного штрафа на предупреждение при первичном нарушении, обнаруженном в ходе проверок. Данное правило применяется независимо от того, указано ли предупреждение в санкции соответствующей статьи КоАП. Замена штрафа предупреждением является обязательной, если выполняются определенные условия, прописанные в ч. 2 ст. 3.4 и ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ: нарушение совершено заказчиком или сотрудником впервые, оно не повлекло за собой вреда или угрозы для жизни, здоровья, окружающей среды, объектов культурного наследия, не нанесло материального ущерба и не относится к нарушениям, перечисленным в ст. 19.5 или 19.8 КоАП РФ.
Статья: "Один за три, и два для одного..." Тонкости "штрафообложения"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)ФНС России делает вывод: если лицо ранее уже привлекалось к ответственности за какое-либо совершенное им административное правонарушение, положение статьи 4.1.1 КоАП РФ (о замене штрафа предупреждением) не применяется. При этом критерий повторности также не применяется, в том числе не принимается во внимание срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (Письмо от 14.07.2023 N Д-5-17/39@).
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)ФНС России делает вывод: если лицо ранее уже привлекалось к ответственности за какое-либо совершенное им административное правонарушение, положение статьи 4.1.1 КоАП РФ (о замене штрафа предупреждением) не применяется. При этом критерий повторности также не применяется, в том числе не принимается во внимание срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (Письмо от 14.07.2023 N Д-5-17/39@).
Статья: Статотчетность: как отбиться от штрафа за несдачу и каковы новшества с 2025 года
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 23)- организация ссылалась на общие смягчающие обстоятельства, перечисленные в КоАП РФ. В этом случае суды заменяют штрафы предупреждением <22>.
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 23)- организация ссылалась на общие смягчающие обстоятельства, перечисленные в КоАП РФ. В этом случае суды заменяют штрафы предупреждением <22>.
Статья: Проблемы совершенствования административной ответственности в области таможенного дела
(Яровой М.А., Яровой А.Н.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)В последние годы Федеральная таможенная служба России предприняла значительные шаги по стандартизации правоприменительной практики в различных административных сферах, в частности при применении КоАП РФ. Примечательным аспектом данных реформ является разработка единых руководящих принципов, направленных на разъяснение и стандартизацию условий, при которых административные штрафы могут быть заменены предупреждениями, как это предусмотрено соответствующими положениями Кодекса. Так, в методических указаниях ФТС подробно разъяснены вопросы применения ст. 4.1.1 КоАП, которая допускает замену штрафов предупреждениями за отдельные правонарушения, совершенные субъектами малого и среднего предпринимательства. Данные разъяснения ясно дают понять, что простое отнесение субъекта к категории МСП не дает автоматически права на предупреждение вместо штрафа <10>. Это различие важно, поскольку оно подчеркивает принцип, согласно которому, хотя закон направлен на поддержку МСП, он также поддерживает строгие стандарты соблюдения требований и подотчетности, особенно в областях, имеющих особое значение для экономической безопасности и общественного благосостояния. В данных инструкциях указаны критерии применения согласно гл. 16 КоАП, которая содержит положения о предупреждениях в качестве наказания. Согласно инструкциям предупреждения обычно назначаются за административные правонарушения, которые носят формальный характер и не приводят к реальному ущербу или вреду. Данное разграничение исключает более серьезные нарушения, например те, которые затрагивают экономическую безопасность или влекут за собой материальный ущерб, из права на предупреждения, обеспечивая тем самым надлежащий учет серьезности правонарушения при определении карательных мер. Однако соблюдение данных руководящих принципов не обошлось без практических проблем, особенно в сфере таможенных нарушений. Несмотря на позицию ФТС о том, что штрафы не должны заменяться предупреждениями за серьезные таможенные нарушения, часто возникают возражения со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Данные споры часто доходят до судебных инстанций, где решения таможенных органов частично отменяются. Так, в ряде случаев суды встали на сторону МСП, постановив, что наложение штрафов будет чрезмерно ограничительным, несправедливым или несоразмерным тяжести правонарушения, особенно в случаях, связанных с обычными нарушениями, такими как ложное декларирование товаров.
(Яровой М.А., Яровой А.Н.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)В последние годы Федеральная таможенная служба России предприняла значительные шаги по стандартизации правоприменительной практики в различных административных сферах, в частности при применении КоАП РФ. Примечательным аспектом данных реформ является разработка единых руководящих принципов, направленных на разъяснение и стандартизацию условий, при которых административные штрафы могут быть заменены предупреждениями, как это предусмотрено соответствующими положениями Кодекса. Так, в методических указаниях ФТС подробно разъяснены вопросы применения ст. 4.1.1 КоАП, которая допускает замену штрафов предупреждениями за отдельные правонарушения, совершенные субъектами малого и среднего предпринимательства. Данные разъяснения ясно дают понять, что простое отнесение субъекта к категории МСП не дает автоматически права на предупреждение вместо штрафа <10>. Это различие важно, поскольку оно подчеркивает принцип, согласно которому, хотя закон направлен на поддержку МСП, он также поддерживает строгие стандарты соблюдения требований и подотчетности, особенно в областях, имеющих особое значение для экономической безопасности и общественного благосостояния. В данных инструкциях указаны критерии применения согласно гл. 16 КоАП, которая содержит положения о предупреждениях в качестве наказания. Согласно инструкциям предупреждения обычно назначаются за административные правонарушения, которые носят формальный характер и не приводят к реальному ущербу или вреду. Данное разграничение исключает более серьезные нарушения, например те, которые затрагивают экономическую безопасность или влекут за собой материальный ущерб, из права на предупреждения, обеспечивая тем самым надлежащий учет серьезности правонарушения при определении карательных мер. Однако соблюдение данных руководящих принципов не обошлось без практических проблем, особенно в сфере таможенных нарушений. Несмотря на позицию ФТС о том, что штрафы не должны заменяться предупреждениями за серьезные таможенные нарушения, часто возникают возражения со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Данные споры часто доходят до судебных инстанций, где решения таможенных органов частично отменяются. Так, в ряде случаев суды встали на сторону МСП, постановив, что наложение штрафов будет чрезмерно ограничительным, несправедливым или несоразмерным тяжести правонарушения, особенно в случаях, связанных с обычными нарушениями, такими как ложное декларирование товаров.
Готовое решение: Что понимается под впервые совершенным административным правонарушением и является ли это смягчающим обстоятельством
(КонсультантПлюс, 2025)Если нет всех предусмотренных ст. 4.1.1 КоАП РФ условий для замены штрафа предупреждением, а есть только некоторые из них, такой замены не будет (см. Позицию ВС РФ, АС округов, судов общей юрисдикции).
(КонсультантПлюс, 2025)Если нет всех предусмотренных ст. 4.1.1 КоАП РФ условий для замены штрафа предупреждением, а есть только некоторые из них, такой замены не будет (см. Позицию ВС РФ, АС округов, судов общей юрисдикции).
Статья: Составы создания абстрактной и конкретной опасности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях
(Морозова Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Применение предупреждения (ст. 3.4 КоАП РФ), замену штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ), а также оценку необходимости приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) следует производить в зависимости от конкретных обстоятельств правонарушения. Если деяние несет угрозу жизни и здоровью людей даже в неопределенном будущем, то установление данного факта делает смягчение наказания невозможным. Но если этот факт не установлен либо деяние создает угрозу для иных объектов, следует или назвать конкретный вред, угроза наступления которого создается, или признать, что санкция не должна быть чрезмерно строгой.
(Морозова Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Применение предупреждения (ст. 3.4 КоАП РФ), замену штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ), а также оценку необходимости приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) следует производить в зависимости от конкретных обстоятельств правонарушения. Если деяние несет угрозу жизни и здоровью людей даже в неопределенном будущем, то установление данного факта делает смягчение наказания невозможным. Но если этот факт не установлен либо деяние создает угрозу для иных объектов, следует или назвать конкретный вред, угроза наступления которого создается, или признать, что санкция не должна быть чрезмерно строгой.