КоАП РФ уполномоченные составлять протоколы
Подборка наиболее важных документов по запросу КоАП РФ уполномоченные составлять протоколы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 29.5 КоАП РФоно заявлено по делам, перечисленным в ч. 1.1, 2, 3, 5, 6 ст. 29.5 КоАП РФ >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФСТАТЬЯ 28.3 "ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ СОСТАВЛЯТЬ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий): административно-правовая характеристика и пути совершенствования
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)КоАП РФ уполномочивает составлять протоколы по этой статье должностных лиц ФСБ России, МВД России и Росгвардии. Рассмотрение данной категории дел об административных правонарушениях относится к компетенции судебных органов. Однако опять же возникает вопрос о процедуре правоприменения: как составлять протоколы, если нет ни понятных полномочий в области осуществления проверок, ни понятного порядка их осуществления? Видимо, привлечение к административной ответственности должно осуществляться в ходе работы межведомственной комиссии, уполномоченной на осуществление контроля АТЗ, но в ее состав входят представители всех трех вышеперечисленных органов власти. Кто из них обязан принять решение о привлечении к ответственности, кто несет персональную ответственность за это? Ответов на данные вопросы, к сожалению, пока нет.
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)КоАП РФ уполномочивает составлять протоколы по этой статье должностных лиц ФСБ России, МВД России и Росгвардии. Рассмотрение данной категории дел об административных правонарушениях относится к компетенции судебных органов. Однако опять же возникает вопрос о процедуре правоприменения: как составлять протоколы, если нет ни понятных полномочий в области осуществления проверок, ни понятного порядка их осуществления? Видимо, привлечение к административной ответственности должно осуществляться в ходе работы межведомственной комиссии, уполномоченной на осуществление контроля АТЗ, но в ее состав входят представители всех трех вышеперечисленных органов власти. Кто из них обязан принять решение о привлечении к ответственности, кто несет персональную ответственность за это? Ответов на данные вопросы, к сожалению, пока нет.
Статья: Должностные лица МЧС России как субъекты реализации функций государства: отдельные вопросы административно-юрисдикционной деятельности
(Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В связи с этим стоит привести положительные примеры регулирования аналогичных вопросов в иных федеральных органах исполнительной власти. В Приказе МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 <8> перечисляются должностные лица системы МВД России, уполномоченные составлять протоколы, предусмотренные КоАП РФ. Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 <9> утверждена форма протокола об административном правонарушении.
(Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В связи с этим стоит привести положительные примеры регулирования аналогичных вопросов в иных федеральных органах исполнительной власти. В Приказе МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 <8> перечисляются должностные лица системы МВД России, уполномоченные составлять протоколы, предусмотренные КоАП РФ. Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 <9> утверждена форма протокола об административном правонарушении.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
(ред. от 04.11.2025)Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
Приказ Росгвардии от 14.11.2018 N 498
(ред. от 07.07.2025)
"Об утверждении Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2018 N 52864)Зарегистрировано в Минюсте России 4 декабря 2018 г. N 52864
(ред. от 07.07.2025)
"Об утверждении Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2018 N 52864)Зарегистрировано в Минюсте России 4 декабря 2018 г. N 52864
Статья: О необходимости внесения изменений в Перечень должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях
(Ананьев Е.В., Фаисханов Р.Р., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)Перечень статей, предусматривающих административные правонарушения, по которым должностные лица Росгвардии вправе составлять протоколы, содержится в п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в целях детализации которого издан Приказ Росгвардии от 14 ноября 2018 г. N 498 "Об утверждении Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".
(Ананьев Е.В., Фаисханов Р.Р., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)Перечень статей, предусматривающих административные правонарушения, по которым должностные лица Росгвардии вправе составлять протоколы, содержится в п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в целях детализации которого издан Приказ Росгвардии от 14 ноября 2018 г. N 498 "Об утверждении Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".
Статья: О структуре административного производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)К перечисленным выше недостаткам рассматриваемой разновидности упрощенного административного производства следует также добавить отсутствие указания в ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ его материально-правовой основы. Представляется, что она является общей с той, что присуща должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, и составляет деяния, перечисленные в ст. 23.3 - 23.96 КоАП РФ. Однако должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в большинстве своем не имеющим юридического образования, разбираться в хитросплетения как процессуального, так и материального характера слишком сложно. Упрощенный вид административного производства действительно должен соответствовать своему названию, т.е. быть простым и понятным как для правоприменителя, так и для лиц, в отношении которых он применяется.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)К перечисленным выше недостаткам рассматриваемой разновидности упрощенного административного производства следует также добавить отсутствие указания в ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ его материально-правовой основы. Представляется, что она является общей с той, что присуща должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, и составляет деяния, перечисленные в ст. 23.3 - 23.96 КоАП РФ. Однако должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в большинстве своем не имеющим юридического образования, разбираться в хитросплетения как процессуального, так и материального характера слишком сложно. Упрощенный вид административного производства действительно должен соответствовать своему названию, т.е. быть простым и понятным как для правоприменителя, так и для лиц, в отношении которых он применяется.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В этой связи предлагается в ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ наделить полномочием по внесению представления должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Это сделает возможным внесение представления до принятия решения по делу на этапе его рассмотрения с момента выявления нарушения.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В этой связи предлагается в ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ наделить полномочием по внесению представления должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Это сделает возможным внесение представления до принятия решения по делу на этапе его рассмотрения с момента выявления нарушения.
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае выявления признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется должностными лицами уполномоченного органа (п. 6.16 Положения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае выявления признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется должностными лицами уполномоченного органа (п. 6.16 Положения).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Муниципальными актами определяется и перечень лиц, обладающих правом составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении муниципального жилищного контроля. Однако такое полномочие муниципалитеты вправе осуществлять лишь в том случае, если они приобрели его по закону субъекта РФ. Так, в соответствии с Законом Иркутской области от 3 октября 2014 г. N 106-ОЗ "О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля, а также переданных полномочий в области федерального государственного надзора, муниципального контроля, муниципального финансового контроля" <1> постановлением администрации г. Усолье-Сибирское в качестве должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении муниципального жилищного контроля, определены заместитель мэра города - председатель комитета по городскому хозяйству администрации города, начальник отдела по управлению жилищным фондом указанного комитета и главный специалист - жилищный инспектор данного отдела <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Муниципальными актами определяется и перечень лиц, обладающих правом составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении муниципального жилищного контроля. Однако такое полномочие муниципалитеты вправе осуществлять лишь в том случае, если они приобрели его по закону субъекта РФ. Так, в соответствии с Законом Иркутской области от 3 октября 2014 г. N 106-ОЗ "О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля, а также переданных полномочий в области федерального государственного надзора, муниципального контроля, муниципального финансового контроля" <1> постановлением администрации г. Усолье-Сибирское в качестве должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении муниципального жилищного контроля, определены заместитель мэра города - председатель комитета по городскому хозяйству администрации города, начальник отдела по управлению жилищным фондом указанного комитета и главный специалист - жилищный инспектор данного отдела <2>.