Коап РФ укус собаки
Подборка наиболее важных документов по запросу Коап РФ укус собаки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как привлечь к ответственности хозяина собаки, которая покусала человека?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, влечет наложение административного штрафа. Данная административная ответственность не применяется к владельцу собаки, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за собакой, а также если собака выбыла из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Дела о таких административных правонарушениях рассматривает орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными в субъекте РФ (например, в г. Москве - Комитет ветеринарии г. Москвы) (ч. 3 ст. 8.52, примечание к ст. 8.52, ч. 1 ст. 23.96 КоАП РФ; п. 1.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 28.09.2021 N 1497-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, влечет наложение административного штрафа. Данная административная ответственность не применяется к владельцу собаки, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за собакой, а также если собака выбыла из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Дела о таких административных правонарушениях рассматривает орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными в субъекте РФ (например, в г. Москве - Комитет ветеринарии г. Москвы) (ч. 3 ст. 8.52, примечание к ст. 8.52, ч. 1 ст. 23.96 КоАП РФ; п. 1.4 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 28.09.2021 N 1497-ПП).
Статья: Установление административной ответственности за допущение нападения животного на человека: анализ административно-деликтного законодательства г. Москвы и Республики Северная Осетия - Алания
(Галуев А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 12)Пожалуй, наибольшую опасность представляет нападение собак, особенно некоторых пород. Так, по информации Всемирной организации здравоохранения, свыше 1 млн человек в год подвергаются нападению собак <4>. По различным данным, в среднем ежегодно от укусов собак в России страдают от 100 000 до 150 000 человек <5>. Из всех перечисленных нами ранее субъектов РФ наибольшее количество нападений собак происходит в г. Москва. Так, по информации Комитета ветеринарии города Москвы, "ежегодно происходит от 4,5 до 5 тыс. случаев укусов домашними животными, причем в 70 процентах случаев - это собаки, из них 95 процентов - домашние. Специального учета нападения и укусов собаками агрессивных пород нет" <6>. Однако называются и другие цифры. Так, по данным эпидемиолога Людмилы Цвиль, ежегодно до 30 тыс. человек становятся жертвами нападения собак <7>. Не менее остро проблема с нападениями собак стоит и в Республике Северная Осетия - Алания, по информации Нелли Отараевой, начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Северная Осетия - Алания, "обращаемость по поводу укусов собак в РСО - Алания в 1,7 раза превышает средний показатель по РФ и в 2,5 раза средний показатель по Северо-Кавказскому федеральному округу" <8>. Далее рассмотрим федеральное законодательство, а также административно-деликтное законодательство г. Москвы и Республики Северная Осетия - Алания как субъектов РФ, где проблема допущения нападения животных и отсутствия эффективного правового регулирования стоит наиболее остро. Действующий КоАП РФ не устанавливает административной ответственности за допущение нападения животного на человека. Представляется, что это связано с отсутствием правового регулирования содержания животных на федеральном уровне. Существующие правила содержания животных устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Статья 1.3.1 КоАП РФ относит установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления к ведению субъектов РФ. Следовательно, установление административной ответственности в КоАП РФ в отсутствие правового регулирования содержания домашних животных на федеральном уровне невозможно.
(Галуев А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 12)Пожалуй, наибольшую опасность представляет нападение собак, особенно некоторых пород. Так, по информации Всемирной организации здравоохранения, свыше 1 млн человек в год подвергаются нападению собак <4>. По различным данным, в среднем ежегодно от укусов собак в России страдают от 100 000 до 150 000 человек <5>. Из всех перечисленных нами ранее субъектов РФ наибольшее количество нападений собак происходит в г. Москва. Так, по информации Комитета ветеринарии города Москвы, "ежегодно происходит от 4,5 до 5 тыс. случаев укусов домашними животными, причем в 70 процентах случаев - это собаки, из них 95 процентов - домашние. Специального учета нападения и укусов собаками агрессивных пород нет" <6>. Однако называются и другие цифры. Так, по данным эпидемиолога Людмилы Цвиль, ежегодно до 30 тыс. человек становятся жертвами нападения собак <7>. Не менее остро проблема с нападениями собак стоит и в Республике Северная Осетия - Алания, по информации Нелли Отараевой, начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Северная Осетия - Алания, "обращаемость по поводу укусов собак в РСО - Алания в 1,7 раза превышает средний показатель по РФ и в 2,5 раза средний показатель по Северо-Кавказскому федеральному округу" <8>. Далее рассмотрим федеральное законодательство, а также административно-деликтное законодательство г. Москвы и Республики Северная Осетия - Алания как субъектов РФ, где проблема допущения нападения животных и отсутствия эффективного правового регулирования стоит наиболее остро. Действующий КоАП РФ не устанавливает административной ответственности за допущение нападения животного на человека. Представляется, что это связано с отсутствием правового регулирования содержания животных на федеральном уровне. Существующие правила содержания животных устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Статья 1.3.1 КоАП РФ относит установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления к ведению субъектов РФ. Следовательно, установление административной ответственности в КоАП РФ в отсутствие правового регулирования содержания домашних животных на федеральном уровне невозможно.
Статья: Правовая защита прав потерпевших по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)<6> Евсеева О.Н. Рассмотрение мировым судьей дел по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Возможность примирения участников процесса // Мировой судья. 2023. N 2. С. 31 - 34.
(Федотова Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)<6> Евсеева О.Н. Рассмотрение мировым судьей дел по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Возможность примирения участников процесса // Мировой судья. 2023. N 2. С. 31 - 34.
"Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: Монография"
(Соколов А.Ю.)
("Норма", 2015)3) по цели и способу воздействия - меры общие (превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписания (предостережения), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др.), специальные (например, средства простого физического воздействия - приемы боевой борьбы, использование служебных собак; воздействие с помощью технических средств; применение огнестрельного оружия, боевой техники); процессуальные (меры, предусмотренные КоАП РФ) <1>.
(Соколов А.Ю.)
("Норма", 2015)3) по цели и способу воздействия - меры общие (превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписания (предостережения), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др.), специальные (например, средства простого физического воздействия - приемы боевой борьбы, использование служебных собак; воздействие с помощью технических средств; применение огнестрельного оружия, боевой техники); процессуальные (меры, предусмотренные КоАП РФ) <1>.
Статья: Ответственность "будущего": правовое существо и вопрос оценки доказательств
(Лаптев В.А.)
("Гражданское право", 2017, N 3)В качестве аналогии можно вспомнить основания привлечения к ответственности за действия животных - объектов права (ст. 137 ГК РФ). Так, например, к ответственности привлекаются владельцы собак охотничьих пород или ловчих птиц при нахождении последних в охотничьих угодьях с нарушением Правил охоты <6> (ст. 8.37 КоАП, ст. 258 УК РФ, ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ <7> и т.д.). Другим примером являются случаи привлечения к ответственности владельцев за укусы домашними животными граждан <8>. При этом в последнем случае собака изначально рассматривалась в качестве одушевленного объекта права с потенциально опасными свойствами со ссылкой на ст. ст. 1064 и 1079 ГК РФ, наряду с использованием транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ и других.
(Лаптев В.А.)
("Гражданское право", 2017, N 3)В качестве аналогии можно вспомнить основания привлечения к ответственности за действия животных - объектов права (ст. 137 ГК РФ). Так, например, к ответственности привлекаются владельцы собак охотничьих пород или ловчих птиц при нахождении последних в охотничьих угодьях с нарушением Правил охоты <6> (ст. 8.37 КоАП, ст. 258 УК РФ, ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ <7> и т.д.). Другим примером являются случаи привлечения к ответственности владельцев за укусы домашними животными граждан <8>. При этом в последнем случае собака изначально рассматривалась в качестве одушевленного объекта права с потенциально опасными свойствами со ссылкой на ст. ст. 1064 и 1079 ГК РФ, наряду с использованием транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ и других.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"
(постатейный)
(Слепенкова О.А., Бирюкова Т.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Необходимо учитывать, что объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, является нарушение правил охоты, то есть требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации, в частности нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами без соответствующего разрешения. Такие действия подлежат квалификации по части 1 статьи 8.37 КоАП РФ в случае, если они не содержат признаков преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ.
(постатейный)
(Слепенкова О.А., Бирюкова Т.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Необходимо учитывать, что объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, является нарушение правил охоты, то есть требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации, в частности нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами без соответствующего разрешения. Такие действия подлежат квалификации по части 1 статьи 8.37 КоАП РФ в случае, если они не содержат признаков преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ.
Статья: Благоустройство населенных пунктов как объект надзора
(Наумова Ю.И., Ибрагимов М.Г.)
("Законность", 2010, N 9)Пунктом 3.3 Правил Полянского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ предусматривался отстрел собак на улицах и в общественных местах сельского поселения, хотя ст. 20.13 КоАП вообще запрещает стрельбу из оружия в населенных пунктах.
(Наумова Ю.И., Ибрагимов М.Г.)
("Законность", 2010, N 9)Пунктом 3.3 Правил Полянского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ предусматривался отстрел собак на улицах и в общественных местах сельского поселения, хотя ст. 20.13 КоАП вообще запрещает стрельбу из оружия в населенных пунктах.
Статья: Меры обеспечения или контрольные (надзорные) действия?
(Осинцев Д.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В силу ст. 27.8 КоАП РФ осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится уполномоченными должностными лицами (ст. 28.3 КоАП РФ). Этим мероприятиям в отдельных случаях придавалось значение превентивных административных процедур <2>.
(Осинцев Д.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В силу ст. 27.8 КоАП РФ осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится уполномоченными должностными лицами (ст. 28.3 КоАП РФ). Этим мероприятиям в отдельных случаях придавалось значение превентивных административных процедур <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"
(постатейный)
(Хижняк Д.Г., Пучкова В.В., Вахрушева Ю.Н., Беспалова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Аналогичное решение содержится и в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 г. по делу N А33-18212/2012 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление розничной торговли лекарственными средствами в виде ушных капель для собак и кошек без соответствующей лицензии.
(постатейный)
(Хижняк Д.Г., Пучкова В.В., Вахрушева Ю.Н., Беспалова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Аналогичное решение содержится и в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 г. по делу N А33-18212/2012 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление розничной торговли лекарственными средствами в виде ушных капель для собак и кошек без соответствующей лицензии.
Статья: Совершенствование правового регулирования статуса специалистов служебной кинологии как участников производства по делам об административных правонарушениях
(Демьянов В.А.)
("Административное право и процесс", 2016, N 7)В современных условиях необходимо дополнить ст. 25.6, 25.9 КоАП в части, касающейся возможности и обязанности привлечения специалиста служебной кинологии к производству по делам об административных правонарушениях в качестве свидетеля и разграничения деятельности специалиста служебной кинологии как специалиста, применяющего служебную собаку, и как участника административного процесса.
(Демьянов В.А.)
("Административное право и процесс", 2016, N 7)В современных условиях необходимо дополнить ст. 25.6, 25.9 КоАП в части, касающейся возможности и обязанности привлечения специалиста служебной кинологии к производству по делам об административных правонарушениях в качестве свидетеля и разграничения деятельности специалиста служебной кинологии как специалиста, применяющего служебную собаку, и как участника административного процесса.
Ситуация: Какие льготы на проезд установлены инвалидам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)провоз собак-проводников при наличии специального документа;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)провоз собак-проводников при наличии специального документа;
Статья: К вопросу о перспективе использования административной преюдиции в уголовном праве России
(Карабанова Е.Н., Цепелев К.В.)
("Российская юстиция", 2020, N 11)Так, одним из аспектов проблемы, связанной с выгулом животных, является то обстоятельство, что в региональном законодательстве, в частности в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП города Москвы), содержатся нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил содержания домашних животных. На основании ч. 3 ст. 5.1 КоАП города Москвы лицо подлежит административной ответственности за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.
(Карабанова Е.Н., Цепелев К.В.)
("Российская юстиция", 2020, N 11)Так, одним из аспектов проблемы, связанной с выгулом животных, является то обстоятельство, что в региональном законодательстве, в частности в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП города Москвы), содержатся нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил содержания домашних животных. На основании ч. 3 ст. 5.1 КоАП города Москвы лицо подлежит административной ответственности за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.