Коап протокол в отношении несовершеннолетнего
Подборка наиболее важных документов по запросу Коап протокол в отношении несовершеннолетнего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: Гражданин обжалует привлечение к ответственности за нарушение запрета курения табака, потребления никотиносодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
(КонсультантПлюс, 2025)суд признал недопустимым доказательством протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие законного представителя несовершеннолетнего, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления
(КонсультантПлюс, 2025)суд признал недопустимым доказательством протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие законного представителя несовершеннолетнего, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.3 "Законные представители физического лица" КоАП РФПредставленные материалы дела не позволяют сделать вывод об участии законного представителя при составлении протокола об административном правонарушении и применении мер обеспечения производства по делу в отношении несовершеннолетнего Ч., вместе с тем отсутствие сведений об участии законного представителя в данном случае является существенным нарушением указанных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с представителями общественных организаций по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с несоблюдением ограничений в сфере реализации табака и никотиносодержащей продукции
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Кроме всего прочего, территориальными органами МВД России отмечается возрастающий интерес среди несовершеннолетних к никотиносодержащей продукции. Отмечается, что факт употребления никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюхания, в отличие от курения табака, легко скрыть от родителей. В этой связи проблемой является то, что сотрудники полиции не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за продажу несовершеннолетнему табачной продукции.
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Кроме всего прочего, территориальными органами МВД России отмечается возрастающий интерес среди несовершеннолетних к никотиносодержащей продукции. Отмечается, что факт употребления никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюхания, в отличие от курения табака, легко скрыть от родителей. В этой связи проблемой является то, что сотрудники полиции не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за продажу несовершеннолетнему табачной продукции.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Мама ребенка подала в Минобразования Красноярского края обращение, в котором сообщала о систематическом избиении ее ребенка Л. другим воспитанником детского сада М. и о том, что руководитель образовательного учреждения на ее жалобы не реагирует, должных мер не принимает. Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства Министерства в отношении детского сада протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Мама ребенка подала в Минобразования Красноярского края обращение, в котором сообщала о систематическом избиении ее ребенка Л. другим воспитанником детского сада М. и о том, что руководитель образовательного учреждения на ее жалобы не реагирует, должных мер не принимает. Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства Министерства в отношении детского сада протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
(ред. от 04.11.2025)4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)55) определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральными законами, об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, создания и организации деятельности административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, создания и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)55) определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральными законами, об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, создания и организации деятельности административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, создания и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Статья: Особенности применения обеспечительных мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в области дорожного движения
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)2. Административное задержание. Применение данной меры регулируется, кроме ст. 27.3 КоАП РФ, также Приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 <13>. В отличие от задержания совершеннолетнего человека, в случае, если лицо несовершеннолетнее, законные представители уведомляются в обязательном порядке. О задержании составляется соответствующий протокол, и несовершеннолетний содержится отдельно от взрослых лиц.
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)2. Административное задержание. Применение данной меры регулируется, кроме ст. 27.3 КоАП РФ, также Приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 <13>. В отличие от задержания совершеннолетнего человека, в случае, если лицо несовершеннолетнее, законные представители уведомляются в обязательном порядке. О задержании составляется соответствующий протокол, и несовершеннолетний содержится отдельно от взрослых лиц.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем в случае наделения законами субъектов РФ органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, и определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностные лица контрольного органа вправе составлять такие протоколы (ст. 1.3.1 КоАП РФ). Согласно ч. 3 данной статьи должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом или законами субъектов РФ, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами РФ, а также при осуществлении муниципального контроля. В ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ перечислены составы правонарушений, по которым должностные лица органов местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ч. 1 ст. 19.4); воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.4.1); невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5); невыполнение (и повторное невыполнение) в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения; в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" (ч. 31, 32 ст. 19.5) <1>; непредставление сведений (информации) или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7)).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем в случае наделения законами субъектов РФ органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, и определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностные лица контрольного органа вправе составлять такие протоколы (ст. 1.3.1 КоАП РФ). Согласно ч. 3 данной статьи должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом или законами субъектов РФ, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами РФ, а также при осуществлении муниципального контроля. В ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ перечислены составы правонарушений, по которым должностные лица органов местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ч. 1 ст. 19.4); воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (ст. 19.4.1); невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5); невыполнение (и повторное невыполнение) в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения; в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" (ч. 31, 32 ст. 19.5) <1>; непредставление сведений (информации) или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7)).
Статья: Противодействие нацизму и экстремизму: выборочное исследование судебной практики по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ в контексте действующего законодательства
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)<11> Так, в одной из публикаций утверждается, что "в октябре 2014 г. участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Иркутской области... в отношении осужденного П., отбывающего наказание в ИК ГУФСИН России по Иркутской области, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.3 КоАП РФ. В судебном заседании П. вину в совершении административного правонарушения признал полностью и суду пояснил, что татуировку сделал себе на свободе, будучи в несовершеннолетнем возрасте" (Яворский М.А. Противодействие административно наказуемому экстремизму в пенитенциарной системе России: практические аспекты. С. 87 - 88). Однако в октябре 2014 г. статья 20.3 КоАП РФ еще не имела деления на части. Соответствующий Закон вступил в силу лишь 16 ноября 2014 г.
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)<11> Так, в одной из публикаций утверждается, что "в октябре 2014 г. участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Иркутской области... в отношении осужденного П., отбывающего наказание в ИК ГУФСИН России по Иркутской области, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.3 КоАП РФ. В судебном заседании П. вину в совершении административного правонарушения признал полностью и суду пояснил, что татуировку сделал себе на свободе, будучи в несовершеннолетнем возрасте" (Яворский М.А. Противодействие административно наказуемому экстремизму в пенитенциарной системе России: практические аспекты. С. 87 - 88). Однако в октябре 2014 г. статья 20.3 КоАП РФ еще не имела деления на части. Соответствующий Закон вступил в силу лишь 16 ноября 2014 г.
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Преимуществом КоАП РФ является предоставление педагогу (психологу), как и любому другому специалисту, права знакомиться с материалами дела, необходимыми для выполнения им своей функции (в частности, с материалами, характеризующими личность несовершеннолетнего (при наличии таковых)), а очевидным недостатком - отсутствие у педагога (психолога) права знакомиться с протоколом допроса, в котором он участвовал.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Преимуществом КоАП РФ является предоставление педагогу (психологу), как и любому другому специалисту, права знакомиться с материалами дела, необходимыми для выполнения им своей функции (в частности, с материалами, характеризующими личность несовершеннолетнего (при наличии таковых)), а очевидным недостатком - отсутствие у педагога (психолога) права знакомиться с протоколом допроса, в котором он участвовал.
Статья: Исполнение решения суда об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 7)Одними из принципов исполнительного производства, закрепленных в ст. 4 Федерального закона N 229-ФЗ, являются соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, а также уважение чести и достоинства гражданина. Зачастую если должник отказывается передать ребенка другому родителю добровольно, то судебный пристав-исполнитель по сути не может ничего сделать. В одном из дел после вынесения судом решения об определении места жительства ребенка с матерью отец, считая решение суда несправедливым, не сказав никому ни слова, уезжает с ребенком в никому не известном направлении. В дальнейшем отец отказался добровольно исполнить решение суда, и судебный пристав-исполнитель для побуждения отца ребенка к исполнению требований исполнительного документа вынес постановление о взыскании исполнительского сбора. Должник выплатил сбор в полном объеме, но ребенка передавать отказался. Также в отношении должника были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5> (далее - КоАП РФ) ("Нарушение законодательства об исполнительном производстве"), по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ ("Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера"), а также по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ ("Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних"). В результате применение вышеуказанных мер не возымело эффекта. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что "процесс исполнения судебных решений, касающихся судьбы детей, является сложным и весьма неоднозначным и неразрывно связан со многими психологическими аспектами лиц, участвующих в нем, которые также необходимо принимать во внимание" <6>. И поскольку на данный момент российское законодательство, по сути, не отвечает на вопрос о том, как исполнять решения суда об определении места жительства детей, соответственно, достаточно давно назрела необходимость доработки существующих норм.
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 7)Одними из принципов исполнительного производства, закрепленных в ст. 4 Федерального закона N 229-ФЗ, являются соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, а также уважение чести и достоинства гражданина. Зачастую если должник отказывается передать ребенка другому родителю добровольно, то судебный пристав-исполнитель по сути не может ничего сделать. В одном из дел после вынесения судом решения об определении места жительства ребенка с матерью отец, считая решение суда несправедливым, не сказав никому ни слова, уезжает с ребенком в никому не известном направлении. В дальнейшем отец отказался добровольно исполнить решение суда, и судебный пристав-исполнитель для побуждения отца ребенка к исполнению требований исполнительного документа вынес постановление о взыскании исполнительского сбора. Должник выплатил сбор в полном объеме, но ребенка передавать отказался. Также в отношении должника были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5> (далее - КоАП РФ) ("Нарушение законодательства об исполнительном производстве"), по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ ("Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера"), а также по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ ("Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних"). В результате применение вышеуказанных мер не возымело эффекта. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что "процесс исполнения судебных решений, касающихся судьбы детей, является сложным и весьма неоднозначным и неразрывно связан со многими психологическими аспектами лиц, участвующих в нем, которые также необходимо принимать во внимание" <6>. И поскольку на данный момент российское законодательство, по сути, не отвечает на вопрос о том, как исполнять решения суда об определении места жительства детей, соответственно, достаточно давно назрела необходимость доработки существующих норм.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)55) определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральными законами, об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, создания и организации деятельности административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, создания и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)55) определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральными законами, об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, создания и организации деятельности административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации, создания и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
Статья: Публичная администрация в России: понятие, система и структура
(Стахов А.И., Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В-четвертых, для иных административно-публичных органов может быть характерен сравнительно одинаковый объем реализуемых ими административно-публичных функций как административно-распорядительного, так и административно-охранительного характера. Между тем из этого правила есть исключения. Пределы полномочий организации, имеющей статус контрольного (надзорного) органа, неодинаковы, а именно, не все из них наделяются полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <29> (далее - КоАП РФ). Например, государственные корпорации ("Росатом", "Роскосмос") и публично-правовые компании ("Военно-строительная компания", "Единый заказчик в сфере строительства", "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"), которые реализуют административно-публичные полномочия контрольного (надзорного) органа, не наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях, выявляемых в установленной сфере деятельности. В то же время, например, Банк России, Счетная палата РФ как органы государственного контроля (надзора) наделяются административно-деликтными полномочиями в соответствии с КоАП РФ (п. 3 ч. 5 ст. 28.3, п. 3.1 ч. 1 ст. 22.1) <30>. Наряду с этим комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <31>, а также административные комиссии <32>, не обладая статусом контрольного (надзорного) органа, являются специализированными органами, осуществляющими административно-деликтную функцию по рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22.1 и ст. 23.2 КоАП РФ <33> и ряд сопутствующих этой функции административно-распорядительных полномочий.
(Стахов А.И., Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В-четвертых, для иных административно-публичных органов может быть характерен сравнительно одинаковый объем реализуемых ими административно-публичных функций как административно-распорядительного, так и административно-охранительного характера. Между тем из этого правила есть исключения. Пределы полномочий организации, имеющей статус контрольного (надзорного) органа, неодинаковы, а именно, не все из них наделяются полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <29> (далее - КоАП РФ). Например, государственные корпорации ("Росатом", "Роскосмос") и публично-правовые компании ("Военно-строительная компания", "Единый заказчик в сфере строительства", "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"), которые реализуют административно-публичные полномочия контрольного (надзорного) органа, не наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях, выявляемых в установленной сфере деятельности. В то же время, например, Банк России, Счетная палата РФ как органы государственного контроля (надзора) наделяются административно-деликтными полномочиями в соответствии с КоАП РФ (п. 3 ч. 5 ст. 28.3, п. 3.1 ч. 1 ст. 22.1) <30>. Наряду с этим комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <31>, а также административные комиссии <32>, не обладая статусом контрольного (надзорного) органа, являются специализированными органами, осуществляющими административно-деликтную функцию по рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22.1 и ст. 23.2 КоАП РФ <33> и ряд сопутствующих этой функции административно-распорядительных полномочий.
Статья: Участие прокурора в пересмотре судами постановлений об административных правонарушениях
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Так, при рассмотрении жалобы на постановление по такому делу суд апелляционной инстанции указал, что доводы о том, что в судебном разбирательстве не принимал участия прокурор либо должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, как лицо, поддерживающее обвинение, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, а поскольку настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, не было возбуждено по инициативе прокурора, то его участие в рассмотрении в силу закона не требовалось, а участие должностного лица, составившего протокол, в судебном заседании не является обязательным <6>.
(Безрукавая Н.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Так, при рассмотрении жалобы на постановление по такому делу суд апелляционной инстанции указал, что доводы о том, что в судебном разбирательстве не принимал участия прокурор либо должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, как лицо, поддерживающее обвинение, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, а поскольку настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, не было возбуждено по инициативе прокурора, то его участие в рассмотрении в силу закона не требовалось, а участие должностного лица, составившего протокол, в судебном заседании не является обязательным <6>.
Статья: Правовой статус лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (к числу которых в соответствии с примечанием к ст. 25.6 КоАП РФ относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки и внуки); давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (к числу которых в соответствии с примечанием к ст. 25.6 КоАП РФ относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки и внуки); давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.