КоАП основания прекращения дела
Подборка наиболее важных документов по запросу КоАП основания прекращения дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Презумпция невиновности при привлечении к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает деление оснований для прекращения дела на реабилитирующие и нереабилитирующие, в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления, считается невиновным, поскольку государство, отказываясь от дальнейшего производства по делу в отношении этого лица, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает деление оснований для прекращения дела на реабилитирующие и нереабилитирующие, в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления, считается невиновным, поскольку государство, отказываясь от дальнейшего производства по делу в отношении этого лица, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7.17 "Уничтожение или повреждение чужого имущества" КоАП РФ"При рассмотрении административного материала мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях А. признаков преступления, предусмотренного статьей <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку ущерб для потерпевшего является значительным, что в силу пункта 3 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ послужило основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.17 КоАП РФ, в отношении А."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реабилитация в административно-деликтном процессе
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Автором использован системный подход, а также проведен сравнительный анализ института реабилитации в уголовном процессе и существующих положений КоАП РФ; качественный и количественный методы, которые заключаются в изучении решений по конкретным делам, их систематизации и идентификации существующих проблем правоприменительной практики с целью аргументации необходимости внесения изменений в законодательство. Автором высказано предложение о необходимости закрепления в КоАП РФ перечня реабилитирующих оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, к которым следует отнести прекращение производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Также в статье обоснована необходимость дополнения ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ положением о том, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, за лицом признается право на реабилитацию. Автором выдвинуто предложение о внесении изменений в ст. 24.5 КоАП РФ, предусматривающих обязанность органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, в случае прекращения производства по делу по указанном основанию, давать оценку действиям лица на предмет его виновности в совершении вменяемого ему правонарушения.
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Автором использован системный подход, а также проведен сравнительный анализ института реабилитации в уголовном процессе и существующих положений КоАП РФ; качественный и количественный методы, которые заключаются в изучении решений по конкретным делам, их систематизации и идентификации существующих проблем правоприменительной практики с целью аргументации необходимости внесения изменений в законодательство. Автором высказано предложение о необходимости закрепления в КоАП РФ перечня реабилитирующих оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, к которым следует отнести прекращение производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Также в статье обоснована необходимость дополнения ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ положением о том, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, за лицом признается право на реабилитацию. Автором выдвинуто предложение о внесении изменений в ст. 24.5 КоАП РФ, предусматривающих обязанность органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, в случае прекращения производства по делу по указанном основанию, давать оценку действиям лица на предмет его виновности в совершении вменяемого ему правонарушения.
Статья: Особенности возмещения расходов, понесенных в рамках производства по делу об административном правонарушении
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не разграничивает основания прекращения производства по делу на реабилитирующие и нереабилитирующие, также в нем не закреплено право лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, на реабилитацию и возмещение причиненного ему морального вреда и расходов, связанных с рассмотрением дела об административном правонарушении.
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не разграничивает основания прекращения производства по делу на реабилитирующие и нереабилитирующие, также в нем не закреплено право лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, на реабилитацию и возмещение причиненного ему морального вреда и расходов, связанных с рассмотрением дела об административном правонарушении.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
(ред. от 04.11.2025)5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Данный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности, вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Этим, в частности, обусловлено установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания прекращения дела истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5). При этом в силу презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Данный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности, вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Этим, в частности, обусловлено установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания прекращения дела истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5). При этом в силу презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Статья: Примирение сторон как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении: перспективы имплементации в административно-деликтный процесс
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит закрытый перечень оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, который дан в ст. 24.5 КоАП РФ.
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит закрытый перечень оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, который дан в ст. 24.5 КоАП РФ.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)- выяснять наличие или отсутствие предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, а в случае возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 6.8 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за незаконный оборот наркотических средств без цели сбыта, или по ст. 6.9 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, - оснований освобождения от административной ответственности в соответствии с примечаниями к указанным статьям;
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)- выяснять наличие или отсутствие предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, а в случае возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 6.8 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за незаконный оборот наркотических средств без цели сбыта, или по ст. 6.9 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, - оснований освобождения от административной ответственности в соответствии с примечаниями к указанным статьям;