КоАП административное задержание
Подборка наиболее важных документов по запросу КоАП административное задержание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27.2 "Доставление" КоАП РФ"В качестве таких мер, связанных с временным принудительным ограничением свободы, ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ предусмотрено доставление и п. 2 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ - административное задержание, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, в связи с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27.1 "Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"В качестве таких мер, связанных с временным принудительным ограничением свободы, п. 2 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ предусмотрено административное задержание."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы применения полицией мер административно-процессуального принуждения в сфере охраны общественного порядка
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Весьма часто за нарушение общественного порядка доставленное лицо подвергается административному задержанию. Как определено в КоАП РФ, "административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении" (ст. 27.3 КоАП РФ). Как показывает практика, административному задержанию подвергается каждый доставленный в ОМВД, поэтому говорить о том, что эта мера административно-процессуального воздействия носит "исключительный" характер, не представляется возможным.
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Весьма часто за нарушение общественного порядка доставленное лицо подвергается административному задержанию. Как определено в КоАП РФ, "административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении" (ст. 27.3 КоАП РФ). Как показывает практика, административному задержанию подвергается каждый доставленный в ОМВД, поэтому говорить о том, что эта мера административно-процессуального воздействия носит "исключительный" характер, не представляется возможным.
Статья: К вопросу о наделении МЧС России дополнительными полномочиями по осуществлению административно-юрисдикционной деятельности
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 9)Таким образом, считаем необходимым расширить административные права дознавателей органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по задержанию и доставлению физических лиц, совершивших правонарушения в сфере пожарной безопасности. В этой связи целесообразно внести изменения в ст. 27.2 "Доставление" и ст. 27.3 "Административное задержание" КоАП РФ и включить дознавателей органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы в перечень должностных лиц, которые вправе осуществлять задержание и доставление лиц, нарушивших требования пожарной безопасности.
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 9)Таким образом, считаем необходимым расширить административные права дознавателей органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по задержанию и доставлению физических лиц, совершивших правонарушения в сфере пожарной безопасности. В этой связи целесообразно внести изменения в ст. 27.2 "Доставление" и ст. 27.3 "Административное задержание" КоАП РФ и включить дознавателей органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы в перечень должностных лиц, которые вправе осуществлять задержание и доставление лиц, нарушивших требования пожарной безопасности.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 27.3. Административное задержание
(ред. от 04.11.2025)Статья 27.3. Административное задержание
Приказ Минпромторга РФ от 23.07.2010 N 624
"Об утверждении перечня должностных лиц федерального государственного унитарного предприятия "Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.08.2010 N 18278)Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2010 г. N 18278
"Об утверждении перечня должностных лиц федерального государственного унитарного предприятия "Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.08.2010 N 18278)Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2010 г. N 18278
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Субъектом данного преступления не являются лица, к которым применены ст. ст. 3.9 и 27.3 КоАП РФ, предусматривающие административный арест или административное задержание <272>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Субъектом данного преступления не являются лица, к которым применены ст. ст. 3.9 и 27.3 КоАП РФ, предусматривающие административный арест или административное задержание <272>.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Меры административно-процессуального обеспечения. К числу данных мер в литературе относят все предусмотренные главой 27 КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В то же время допускается смешение данных мер с мерами административного пресечения. Так, в качестве мер пресечения квалифицируются такие регламентируемые главой 27 КоАП РФ меры, как доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности <1>. Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются как в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, так и в целях пресечения такого правонарушения. В этой связи возникает вопрос о соотношении и разграничении мер административного пресечения и мер административно-процессуального обеспечения. Данный вопрос тесно связан и с вопросом об отнесении предусмотренных главой 27 КоАП РФ мер, регулируемых административно-процессуальными нормами и применяемых в рамках административного производства, к числу мер административного, а не административно-процессуального принуждения, о котором нами было сказано выше.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Меры административно-процессуального обеспечения. К числу данных мер в литературе относят все предусмотренные главой 27 КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В то же время допускается смешение данных мер с мерами административного пресечения. Так, в качестве мер пресечения квалифицируются такие регламентируемые главой 27 КоАП РФ меры, как доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности <1>. Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются как в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, так и в целях пресечения такого правонарушения. В этой связи возникает вопрос о соотношении и разграничении мер административного пресечения и мер административно-процессуального обеспечения. Данный вопрос тесно связан и с вопросом об отнесении предусмотренных главой 27 КоАП РФ мер, регулируемых административно-процессуальными нормами и применяемых в рамках административного производства, к числу мер административного, а не административно-процессуального принуждения, о котором нами было сказано выше.
Статья: О классификации административных деликтов, выявляемых в правовой системе Российской Федерации
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Представленная теория классификации административных деликтов позволяет вскрыть проблемы, возникающие в правоприменительной практике органов публичной администрации и судов, в том числе: 1) проблему чрезмерного административно-правового принуждения (например, за неуплату административного штрафа предусмотрены административная ответственность ст. 20.25 КоАП РФ в двукратном размере от ранее не уплаченной суммы и одновременно принудительное взыскание с исполнительским сбором в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; в ст. 90 Федерального закона N 248-ФЗ допущена неопределенность, подталкивающая контрольно-надзорные органы к чрезмерному административному принуждению посредством применения по одному и тому же факту неправомерного поведения контролируемого лица одновременно административно-устраняющих мер и мер по привлечению к административной ответственности); 2) проблему фрагментарности урегулирования порядка применения мер административно-правового и административно-процессуального принуждения (например, порядок административного задержания в КоАП РФ урегулирован фрагментарно, а обязательное дактилоскопирование, применяемое при его осуществлении, регулируется отдельным Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"). Представляется, что предложенная теория классификации административных деликтов позволит в дальнейшем усовершенствовать действующее административно-процессуальное законодательство Российской Федерации, а также поднять весьма важные вопросы для ученых и законодателя о дальнейшей систематизации и более детальном урегулировании видов и порядка применения мер административно-правового и административно-процессуального принуждения за совершение административных деликтов.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Представленная теория классификации административных деликтов позволяет вскрыть проблемы, возникающие в правоприменительной практике органов публичной администрации и судов, в том числе: 1) проблему чрезмерного административно-правового принуждения (например, за неуплату административного штрафа предусмотрены административная ответственность ст. 20.25 КоАП РФ в двукратном размере от ранее не уплаченной суммы и одновременно принудительное взыскание с исполнительским сбором в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; в ст. 90 Федерального закона N 248-ФЗ допущена неопределенность, подталкивающая контрольно-надзорные органы к чрезмерному административному принуждению посредством применения по одному и тому же факту неправомерного поведения контролируемого лица одновременно административно-устраняющих мер и мер по привлечению к административной ответственности); 2) проблему фрагментарности урегулирования порядка применения мер административно-правового и административно-процессуального принуждения (например, порядок административного задержания в КоАП РФ урегулирован фрагментарно, а обязательное дактилоскопирование, применяемое при его осуществлении, регулируется отдельным Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"). Представляется, что предложенная теория классификации административных деликтов позволит в дальнейшем усовершенствовать действующее административно-процессуальное законодательство Российской Федерации, а также поднять весьма важные вопросы для ученых и законодателя о дальнейшей систематизации и более детальном урегулировании видов и порядка применения мер административно-правового и административно-процессуального принуждения за совершение административных деликтов.
Ситуация: Как проводится административный арест за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Задержанному обязательно разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Задержанному обязательно разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ).
Статья: Личный досмотр физического лица, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), - проблемы правового регулирования и практика применения
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Во-первых, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводятся должностными лицами, которые вправе осуществлять доставление (ст. 27.2 КоАП РФ) и административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ). Причем такие должностные лица должны быть одного и того же пола с досматриваемым лицом.
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Во-первых, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводятся должностными лицами, которые вправе осуществлять доставление (ст. 27.2 КоАП РФ) и административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ). Причем такие должностные лица должны быть одного и того же пола с досматриваемым лицом.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, Пленум Верховного Суда Российской Федерации особо оговаривает, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении к административной ответственности, но повлекшие нарушение прав, свобод физических или юридических лиц, также могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ (абз. 2 п. 8 Постановления от 28.06.2022 N 21, п. 25 Постановления от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). К числу таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ относит, например, доставление, административное задержание, различные досмотры (личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, помещений), изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством и т.п.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, Пленум Верховного Суда Российской Федерации особо оговаривает, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении к административной ответственности, но повлекшие нарушение прав, свобод физических или юридических лиц, также могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ (абз. 2 п. 8 Постановления от 28.06.2022 N 21, п. 25 Постановления от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). К числу таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ относит, например, доставление, административное задержание, различные досмотры (личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, помещений), изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством и т.п.