Классификация административных правонарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Классификация административных правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.2 "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров" КоАП РФКроме того, суд первой инстанции ошибочно посчитал, что описание декларантом в ДТ товара в соответствии с товаросопроводительными документами исключает наличие в его действиях состава административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку, как уже указывалось выше, описание в таможенной декларации товара без учета той характеристики, которая имеет значение для его правильной классификации в соответствии с ТН ВЭД, но не указана в декларации либо неверно указана, не может считаться надлежащим."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Административное право Российской Федерации: учебник"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Попов Л.Л., Мигачев Ю.И.)
(отв. ред. Л.Л. Попов)
("РГ-Пресс", 2019)§ 3. Виды административных правонарушений
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Попов Л.Л., Мигачев Ю.И.)
(отв. ред. Л.Л. Попов)
("РГ-Пресс", 2019)§ 3. Виды административных правонарушений
Статья: Характеристика административных правонарушений в контрактной области
(Пирогов К.А.)
("Современный юрист", 2025, N 3)Классификация административных правонарушений в настоящей области предоставляет возможность сделать вывод о том, что подход к размещению норм, закрепляющих административные правонарушения в КоАП РФ, требует доработки в целях улучшения системности расположения таких норм. Необходимость осуществления такой систематизации подтверждается особой важностью для государства самого института закупок.
(Пирогов К.А.)
("Современный юрист", 2025, N 3)Классификация административных правонарушений в настоящей области предоставляет возможность сделать вывод о том, что подход к размещению норм, закрепляющих административные правонарушения в КоАП РФ, требует доработки в целях улучшения системности расположения таких норм. Необходимость осуществления такой систематизации подтверждается особой важностью для государства самого института закупок.
Нормативные акты
Статья: Актуальные вопросы классификации товаров в таможенных целях
(Ипатко Л.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 4)- возбуждено 2 380 дел об административных правонарушениях (АП) по фактам неправильной классификации товаров, взыскано штрафов на сумму 52,8 млн руб.;
(Ипатко Л.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 4)- возбуждено 2 380 дел об административных правонарушениях (АП) по фактам неправильной классификации товаров, взыскано штрафов на сумму 52,8 млн руб.;
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<2> См., например: Зорин Л.В. Судебные органы и судьи как субъекты административно-деликтных отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. С. 82; Кобисская Т.М. Рассмотрение мировыми судьями дел об административных правонарушениях: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 53; Мурашева Л.Ф. О подходах к классификации подведомственности дел об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2013. N 4. С. 26 - 28.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<2> См., например: Зорин Л.В. Судебные органы и судьи как субъекты административно-деликтных отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. С. 82; Кобисская Т.М. Рассмотрение мировыми судьями дел об административных правонарушениях: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 53; Мурашева Л.Ф. О подходах к классификации подведомственности дел об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2013. N 4. С. 26 - 28.
Статья: Вопросы кодификации законодательства об административных правонарушениях (уголовный проступок и административное правонарушение)
(Плигин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Одним из достоинств нового КоАП эксперты называют закрепление новой классификации административных правонарушений, согласно которой правонарушения можно будет квалифицировать как однородные, длящиеся, повторные, малозначительные, грубые <19>. Углубление дифференциации административных правонарушений исключительно в рамках традиционного понятия административного правонарушения, позволяющее обеспечить максимальную индивидуализацию наказания за него, видится наиболее приемлемым и обоснованным решением выделенной проблемы. Последняя - проблема теоретической конструкции административной ответственности и одновременно проблема правоприменительной практики производства по делам об административных правонарушениях.
(Плигин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Одним из достоинств нового КоАП эксперты называют закрепление новой классификации административных правонарушений, согласно которой правонарушения можно будет квалифицировать как однородные, длящиеся, повторные, малозначительные, грубые <19>. Углубление дифференциации административных правонарушений исключительно в рамках традиционного понятия административного правонарушения, позволяющее обеспечить максимальную индивидуализацию наказания за него, видится наиболее приемлемым и обоснованным решением выделенной проблемы. Последняя - проблема теоретической конструкции административной ответственности и одновременно проблема правоприменительной практики производства по делам об административных правонарушениях.
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Несмотря на данное оптимальное решение законодателя, направленное на приоритет превентивной функции над карательной, существует проблема законодательной классификации административных правонарушений на грубые и негрубые, более того, такая классификация отчетливо прослеживается в доктрине, но, к сожалению, такой классификации, видимо, не будет в законодательной конструкции, а разграничение грубого административного правонарушения от негрубого станет одним из полномочий правоприменителя (органа или должностного лица административной юрисдикции).
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Несмотря на данное оптимальное решение законодателя, направленное на приоритет превентивной функции над карательной, существует проблема законодательной классификации административных правонарушений на грубые и негрубые, более того, такая классификация отчетливо прослеживается в доктрине, но, к сожалению, такой классификации, видимо, не будет в законодательной конструкции, а разграничение грубого административного правонарушения от негрубого станет одним из полномочий правоприменителя (органа или должностного лица административной юрисдикции).
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Информационные правонарушения объединяет родовой объект - информационная безопасность. Рассматривая в качестве критерия классификации данных правонарушений единый видовой объект, можно выделить административные правонарушения против права на информацию, охраны информации от неправомерного доступа; против безопасности информационных ресурсов; против безопасности информационно-телекоммуникационных сетей.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Информационные правонарушения объединяет родовой объект - информационная безопасность. Рассматривая в качестве критерия классификации данных правонарушений единый видовой объект, можно выделить административные правонарушения против права на информацию, охраны информации от неправомерного доступа; против безопасности информационных ресурсов; против безопасности информационно-телекоммуникационных сетей.
Статья: Обеспечение соблюдения принципа равенства перед законом при освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)Указанное выше разъяснение Верховного Суда Российской Федерации не является единственным. Отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации определения "малозначительность совершенного административного правонарушения", критериев малозначительности, согласно которым возможно квалифицировать деяния в качестве такового, приводит к разногласиям в судебной практике при проверке правоприменителем возможности квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного [1, с. 49]. Отсутствие законодательно регламентированного подхода к процедуре реализации ст. 2.9 КоАП РФ также не способствует надлежащему функционированию института малозначительности в делах об административных правонарушениях. Изложенные обстоятельства влекут широкое административное и судейское усмотрение [6, с. 56]. Широкое судейское и административное усмотрение имеет негативные последствия в виде незаконного административного усмотрения с негативным явлением коррупции [7, с. 377]. Зарубежные органы исполнительной власти, имеющие аналогичную правовую норму, утверждают, что избежать коррупционного фактора возможно через определение конкретных случаев, при наличии которых может применяться институт освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения <23>. В силу ст. 126 и 127 <24> Конституции Российской Федерации ранее и на сегодняшний день обеспечение единообразия в классификации малозначительного совершенного административного правонарушения осуществляется исходя из разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и упраздненного в 2014 г. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Анализ правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, названных в настоящей статье, приводит к выводу об основополагающем значении разъяснений, изложенных в Постановлении ВС РФ N 5 и Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" <25> (далее - Постановление ВАС РФ N 10). Постановление ВС РФ N 5 в абз. 3 п. 21 содержит сформулированное судом определение малозначительности совершенного административного правонарушения: "Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений". В п. 18 Постановления ВАС РФ N 10 названы критерии, подлежащие выяснению судом при классификации правонарушения в качестве малозначительного:
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)Указанное выше разъяснение Верховного Суда Российской Федерации не является единственным. Отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации определения "малозначительность совершенного административного правонарушения", критериев малозначительности, согласно которым возможно квалифицировать деяния в качестве такового, приводит к разногласиям в судебной практике при проверке правоприменителем возможности квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного [1, с. 49]. Отсутствие законодательно регламентированного подхода к процедуре реализации ст. 2.9 КоАП РФ также не способствует надлежащему функционированию института малозначительности в делах об административных правонарушениях. Изложенные обстоятельства влекут широкое административное и судейское усмотрение [6, с. 56]. Широкое судейское и административное усмотрение имеет негативные последствия в виде незаконного административного усмотрения с негативным явлением коррупции [7, с. 377]. Зарубежные органы исполнительной власти, имеющие аналогичную правовую норму, утверждают, что избежать коррупционного фактора возможно через определение конкретных случаев, при наличии которых может применяться институт освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения <23>. В силу ст. 126 и 127 <24> Конституции Российской Федерации ранее и на сегодняшний день обеспечение единообразия в классификации малозначительного совершенного административного правонарушения осуществляется исходя из разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и упраздненного в 2014 г. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Анализ правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, названных в настоящей статье, приводит к выводу об основополагающем значении разъяснений, изложенных в Постановлении ВС РФ N 5 и Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" <25> (далее - Постановление ВАС РФ N 10). Постановление ВС РФ N 5 в абз. 3 п. 21 содержит сформулированное судом определение малозначительности совершенного административного правонарушения: "Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений". В п. 18 Постановления ВАС РФ N 10 названы критерии, подлежащие выяснению судом при классификации правонарушения в качестве малозначительного:
Статья: Виды административных правонарушений в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Рассматриваются виды административных правонарушений в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Предложена классификация административных правонарушений в сфере рыболовства на примере Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, определено значение классификации для правоприменительной практики.
(Русскова М.А., Степенко В.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Рассматриваются виды административных правонарушений в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Предложена классификация административных правонарушений в сфере рыболовства на примере Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, определено значение классификации для правоприменительной практики.