Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам
Подборка наиболее важных документов по запросу Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 123.22 "Государственное учреждение и муниципальное учреждение" ГК РФ"Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н. Положениями указанного Порядка открытие казенному учреждению счета для учета операций со средствами неучастника бюджетного процесса не предусмотрено. В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 123.21 "Основные положения об учреждениях" ГК РФ"Разрешая спор по существу, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статьями 15, 56, 123.21, 123.22, 1064, 1079, Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе статьей 161, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в том числе в пункте 11, установив, что в результате ДТП ФКУ "ОСК ЗВО" причинен ущерб ОГБУ "УКС Белгородской области", что доказано наличие совокупности обстоятельств, необходимых в силу статьи 15 ГК РФ для применения ответственности в виде взыскания убытков, приняв во внимание, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, что при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (статья 123.22 ГК РФ), приняв во внимание также, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (статья 161 БК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об удовлетворении исковых требований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Имущественная обособленность как признак юридического лица: теория и практика (по страницам классики и судебных актов)
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Так, например, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами; не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ") <400>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Так, например, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами; не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ") <400>.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
"ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм"
(утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст)
(ред. от 30.07.2025)
(вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ")Федеральное государственное казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (ГК РФ, ст. 123.22).
(утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст)
(ред. от 30.07.2025)
(вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ")Федеральное государственное казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (ГК РФ, ст. 123.22).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22);
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В отличие от этого казенные и частные учреждения отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами, а бюджетные и автономные учреждения - также и малоценным движимым имуществом (п. 3 ст. 123.21 и п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ). При недостатке указанного имущества возникает субсидиарная ответственность собственников имущества частных и казенных учреждений (исключающая банкротство последних). Собственники имущества автономных и бюджетных учреждений субсидиарно отвечают только по их обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. По остальным обязательствам этих учреждений субсидиарная ответственность их учредителей-собственников фактически исключается, а ряд находящихся у таких учреждений видов имущества забронирован от взыскания кредиторов, хотя и обанкротиться учреждения не могут (п. 1 ст. 65 ГК РФ). С учетом установленного законом ограничения имущества, на которое может быть обращено взыскание кредиторов автономных и бюджетных учреждений, можно говорить об их необоснованно привилегированном положении в гражданском (имущественном) обороте <543>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В отличие от этого казенные и частные учреждения отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами, а бюджетные и автономные учреждения - также и малоценным движимым имуществом (п. 3 ст. 123.21 и п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ). При недостатке указанного имущества возникает субсидиарная ответственность собственников имущества частных и казенных учреждений (исключающая банкротство последних). Собственники имущества автономных и бюджетных учреждений субсидиарно отвечают только по их обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. По остальным обязательствам этих учреждений субсидиарная ответственность их учредителей-собственников фактически исключается, а ряд находящихся у таких учреждений видов имущества забронирован от взыскания кредиторов, хотя и обанкротиться учреждения не могут (п. 1 ст. 65 ГК РФ). С учетом установленного законом ограничения имущества, на которое может быть обращено взыскание кредиторов автономных и бюджетных учреждений, можно говорить об их необоснованно привилегированном положении в гражданском (имущественном) обороте <543>.
Статья: Компетенция арбитражного суда по делам с участием органов, осуществляющих публичные полномочия
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)3. Необходимо отличать исполнительно-распорядительную деятельность органов публичной власти от условий их вовлечения в обычный гражданский оборот. В целях закрепления имущества на праве оперативного управления, наделения возможностью совершать сделки, направленные на обеспечение деятельности, такие органы подлежат государственной регистрации в качестве юридического лица в организационно-правовой форме муниципального или государственного казенного учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). Тем самым по спорам о правах на закрепленное имущество либо об ответственности за нарушение условий государственного или муниципального контракта истцом или ответчиком в арбитражном процессе признается казенное учреждение, но не сам по себе властный публичный орган. В исковом заявлении и судебном акте должно приводиться наименование государственного органа или органа местного самоуправления с обязательным указанием на его организационно-правовую форму казенного учреждения.
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)3. Необходимо отличать исполнительно-распорядительную деятельность органов публичной власти от условий их вовлечения в обычный гражданский оборот. В целях закрепления имущества на праве оперативного управления, наделения возможностью совершать сделки, направленные на обеспечение деятельности, такие органы подлежат государственной регистрации в качестве юридического лица в организационно-правовой форме муниципального или государственного казенного учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). Тем самым по спорам о правах на закрепленное имущество либо об ответственности за нарушение условий государственного или муниципального контракта истцом или ответчиком в арбитражном процессе признается казенное учреждение, но не сам по себе властный публичный орган. В исковом заявлении и судебном акте должно приводиться наименование государственного органа или органа местного самоуправления с обязательным указанием на его организационно-правовую форму казенного учреждения.