Категория земель не установлена
Подборка наиболее важных документов по запросу Категория земель не установлена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24 "Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Кроме того, из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных земельных участков усматривается, что границы земельного участка категории земель - земли лесного фонда не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то есть координаты характерных точек границ таких земельных участков не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, межевание не проводилось, в связи с чем нельзя сделать однозначный вывод об их смежности с другими земельными участками.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 90 "Земли транспорта" ЗК РФС учетом того, что, как установлено судами, участок, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации и относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, частично использовался для проезда истца, суды не исследовали и не установили обстоятельства того, является ли целью установления испрашиваемого сервитута именно размещение автомобильной дороги, то есть создание нового линейного объекта без учета наличия уже существующих проездов к участкам истца, расположенных на участке с кадастровым номером 50:27:0000000:129497, при котором применению подлежат положения ст. 78 и 90 ЗК РФ или же в данном случае испрашивается сервитут в целях использования уже существующих на указанном участке проездов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы и ограничения права собственности иностранных граждан на земельные участки
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Возведение объекта недвижимости может быть квалифицировано как реализация собственником участка правомочия пользования. Есть ли риск в силу симбиоза статуса субъекта и объекта рассматривать возводимое лицом строение как самовольную постройку? Последовательный анализ норм статьи 222 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что какие-либо запреты, за исключением тех, которые связаны с категорией земель либо природой самого объекта недвижимости, не установлены. Как справедливо утверждает профессор А.Н. Левушкин, при одновременном соблюдении ряда условий собственник земельного участка на законных основаниях приобретает право собственности на строение <13>. Из совокупности указанных обстоятельств можно прийти к выводу об отсутствии какого-либо специального запрета на возведение на таком земельном участке объекта недвижимости с последующей легализацией. Справедливым будет вопрос, изменится ли ситуация, если сам объект будет возведен либо процедура оформления прав на него будет осуществляться за пределами пресекательного срока? Как следует из положений, предусмотренных статьей 238 ГК РФ, право собственности на земельный участок прекращается не одномоментно, а при условии выполнения ряда последовательных действий. В этой норме, скорее всего, содержится объективный императив о невозможности существования права, но сам процесс его прекращения представляет сложный юридический состав. Следовательно, независимо от времени создания строения собственник земельного участка вправе претендовать на приобретение его в собственность. При таких исходных данных можно констатировать, что бездействие как собственника земельного участка по его отчуждению, так и уполномоченных органов по выявлению такого объекта и последующему обращению в суд с целью принудительного исполнения законного предписания не будут свидетельствовать о прекращении прав на этот участок. Такой "режим ожидания", с одной стороны, будет правонарушением, с другой - указывать на наличие собственности иностранного гражданина, что особенно важно для кредитных, заемных обязательств, а также для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.д. Нельзя не заметить, что анализ значительного количества дел далеко не всегда показывает, что уполномоченные органы действуют скоординированно и ответственно выполняют свои функции, поскольку инициирование обращения в суд с требованием о понуждении к отчуждению участка зачастую происходит спустя несколько лет после возникновения права собственности у лица при условии, что запрет на принадлежность последнему объекта установлен законом также за пределами годичного срока. Такое халатное поведение уполномоченных лиц, с одной стороны, позволяет правообладателю быть полноправным собственником имущества, с другой стороны, указывает на попустительство органов власти в отношении возложенных на них обязанностей и, следовательно, не способствует достижению целей, предопределенных законодателем.
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Возведение объекта недвижимости может быть квалифицировано как реализация собственником участка правомочия пользования. Есть ли риск в силу симбиоза статуса субъекта и объекта рассматривать возводимое лицом строение как самовольную постройку? Последовательный анализ норм статьи 222 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что какие-либо запреты, за исключением тех, которые связаны с категорией земель либо природой самого объекта недвижимости, не установлены. Как справедливо утверждает профессор А.Н. Левушкин, при одновременном соблюдении ряда условий собственник земельного участка на законных основаниях приобретает право собственности на строение <13>. Из совокупности указанных обстоятельств можно прийти к выводу об отсутствии какого-либо специального запрета на возведение на таком земельном участке объекта недвижимости с последующей легализацией. Справедливым будет вопрос, изменится ли ситуация, если сам объект будет возведен либо процедура оформления прав на него будет осуществляться за пределами пресекательного срока? Как следует из положений, предусмотренных статьей 238 ГК РФ, право собственности на земельный участок прекращается не одномоментно, а при условии выполнения ряда последовательных действий. В этой норме, скорее всего, содержится объективный императив о невозможности существования права, но сам процесс его прекращения представляет сложный юридический состав. Следовательно, независимо от времени создания строения собственник земельного участка вправе претендовать на приобретение его в собственность. При таких исходных данных можно констатировать, что бездействие как собственника земельного участка по его отчуждению, так и уполномоченных органов по выявлению такого объекта и последующему обращению в суд с целью принудительного исполнения законного предписания не будут свидетельствовать о прекращении прав на этот участок. Такой "режим ожидания", с одной стороны, будет правонарушением, с другой - указывать на наличие собственности иностранного гражданина, что особенно важно для кредитных, заемных обязательств, а также для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.д. Нельзя не заметить, что анализ значительного количества дел далеко не всегда показывает, что уполномоченные органы действуют скоординированно и ответственно выполняют свои функции, поскольку инициирование обращения в суд с требованием о понуждении к отчуждению участка зачастую происходит спустя несколько лет после возникновения права собственности у лица при условии, что запрет на принадлежность последнему объекта установлен законом также за пределами годичного срока. Такое халатное поведение уполномоченных лиц, с одной стороны, позволяет правообладателю быть полноправным собственником имущества, с другой стороны, указывает на попустительство органов власти в отношении возложенных на них обязанностей и, следовательно, не способствует достижению целей, предопределенных законодателем.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Если в отношении земельного участка категория земель не установлена, проведению аукциона в его отношении должен предшествовать комплекс действий по установлению принадлежности его к определенной категории земель.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Если в отношении земельного участка категория земель не установлена, проведению аукциона в его отношении должен предшествовать комплекс действий по установлению принадлежности его к определенной категории земель.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Статья: К вопросу о категориях земель в свете Определения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе от 30 ноября 2021 г. N 2642-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Шигорева"
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В настоящее время правовой режим земель в большей степени определяется видом разрешенного использования земельного участка, нежели категорией земель. Но существуют земли, для которых градостроительный регламент не устанавливается или на которые его действие не распространяется. Не устанавливается он, в частности, для земель водного фонда (ГрК РФ). Это исключение, по сути, и породило казус Шигорева. Первоначально "земли водного фонда" вообще появляются как правовая категория в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. Но это не единичный пример случая, когда зонирование земель не осуществляется. Можно продолжить ряд землями запаса, а в части сельскохозяйственных угодий и землями сельхозназначения.
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В настоящее время правовой режим земель в большей степени определяется видом разрешенного использования земельного участка, нежели категорией земель. Но существуют земли, для которых градостроительный регламент не устанавливается или на которые его действие не распространяется. Не устанавливается он, в частности, для земель водного фонда (ГрК РФ). Это исключение, по сути, и породило казус Шигорева. Первоначально "земли водного фонда" вообще появляются как правовая категория в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. Но это не единичный пример случая, когда зонирование земель не осуществляется. Можно продолжить ряд землями запаса, а в части сельскохозяйственных угодий и землями сельхозназначения.