Категорирование религиозных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Категорирование религиозных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2024 N П16-1426/2024 (УИД 61MS0160-01-2023-000376-16)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.35 КоАП РФ за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Согласно постановлению исполняющего обязанности прокурора г. Новочеркасска о возбуждении дела об административном правонарушении от 3 марта 2023 года, Местной религиозной организацией Ц. Святых последних дней в г. Новочеркасске в нарушение требований действующего законодательства на объекте религиозной организации по адресу: <адрес>, не проведено категорирование, не разработан и не согласован в установленном порядке паспорт безопасности.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.35 КоАП РФ за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Согласно постановлению исполняющего обязанности прокурора г. Новочеркасска о возбуждении дела об административном правонарушении от 3 марта 2023 года, Местной религиозной организацией Ц. Святых последних дней в г. Новочеркасске в нарушение требований действующего законодательства на объекте религиозной организации по адресу: <адрес>, не проведено категорирование, не разработан и не согласован в установленном порядке паспорт безопасности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лица, осуществляющие работу в религиозных организациях, подразделяются на две категории: работники и священнослужители.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лица, осуществляющие работу в религиозных организациях, подразделяются на две категории: работники и священнослужители.
Статья: Благотворительные аспекты миграционной политики Российского государства в условиях специальной военной операции
(Брылева Е.А.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Таким образом, представляется, что в благотворительном контексте миграционной политики Российского государства прослеживаются следующие тенденции: формирование нового института правового статуса вынужденных переселенцев с Донецкой и Луганской Народных Республик, Украины; солидарность в организации помощи и интеграции в российское общество данной категории со стороны гражданского общества, религиозных организаций и государства. Вместе с тем полагаем, что необходима совместная системная, заинтересованная работа как общественных, так и государственных структур, религиозных институтов, но что более ценно - каждого человека, который в рамках своих возможностей способен и готов вносить посильный вклад в формирование будущего нашей страны.
(Брылева Е.А.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Таким образом, представляется, что в благотворительном контексте миграционной политики Российского государства прослеживаются следующие тенденции: формирование нового института правового статуса вынужденных переселенцев с Донецкой и Луганской Народных Республик, Украины; солидарность в организации помощи и интеграции в российское общество данной категории со стороны гражданского общества, религиозных организаций и государства. Вместе с тем полагаем, что необходима совместная системная, заинтересованная работа как общественных, так и государственных структур, религиозных институтов, но что более ценно - каждого человека, который в рамках своих возможностей способен и готов вносить посильный вклад в формирование будущего нашей страны.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Статья: К вопросу об обоснованности дифференциации правового регулирования труда работников религиозных организаций
(Воробьева Р.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Очередное ухудшение положения работников религиозных организаций демонстрирует ст. 346 ТК РФ, в соответствии с которой "перечень" (вероятно, перечень работ и категорий работников, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности) определяется внутренними установлениями. Не углубляясь в правовую природу внутренних установлений, важно отметить, что исходя из ст. 346 ТК РФ могут возникнуть разные точки зрения по вопросу: ограничена ли дискреция религиозной организации нормой ч. 1 ст. 244 ТК РФ? Есть риск рассмотрения правоприменителем ст. 244 и 346 ТК РФ как общей и специальной норм.
(Воробьева Р.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Очередное ухудшение положения работников религиозных организаций демонстрирует ст. 346 ТК РФ, в соответствии с которой "перечень" (вероятно, перечень работ и категорий работников, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности) определяется внутренними установлениями. Не углубляясь в правовую природу внутренних установлений, важно отметить, что исходя из ст. 346 ТК РФ могут возникнуть разные точки зрения по вопросу: ограничена ли дискреция религиозной организации нормой ч. 1 ст. 244 ТК РФ? Есть риск рассмотрения правоприменителем ст. 244 и 346 ТК РФ как общей и специальной норм.
Статья: Субъекты криминального банкротства: оценка законодательных новелл и прогноз их правоприменения
(Субачев А.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)К лицам, использующим свое служебное положение для совершения неправомерных действий при банкротстве и преднамеренного банкротства, следует относить как должностных лиц, так и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях <7>. При этом, с учетом специфики законодательства о несостоятельности, рассматриваемые деяния не могут быть совершены должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации. Равно и лица, выполняющие управленческие функции в частных учреждениях, политических партиях, религиозных организациях и негосударственных фондах, не относятся к категории лиц, которые могут использовать свое служебное положение при совершении рассматриваемых преступлений. Дело в том, что некоторые из указанных видов организаций не могут быть признаны несостоятельными в силу прямого указания п. 1 ст. 65 ГК РФ <8>, в то время как возможность применения законодательства о несостоятельности к ликвидации организаций других видов на сегодняшний день не предусмотрена профильным нормативным правовым регулированием.
(Субачев А.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)К лицам, использующим свое служебное положение для совершения неправомерных действий при банкротстве и преднамеренного банкротства, следует относить как должностных лиц, так и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях <7>. При этом, с учетом специфики законодательства о несостоятельности, рассматриваемые деяния не могут быть совершены должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации. Равно и лица, выполняющие управленческие функции в частных учреждениях, политических партиях, религиозных организациях и негосударственных фондах, не относятся к категории лиц, которые могут использовать свое служебное положение при совершении рассматриваемых преступлений. Дело в том, что некоторые из указанных видов организаций не могут быть признаны несостоятельными в силу прямого указания п. 1 ст. 65 ГК РФ <8>, в то время как возможность применения законодательства о несостоятельности к ликвидации организаций других видов на сегодняшний день не предусмотрена профильным нормативным правовым регулированием.
Статья: Проблемы правового регулирования режима рабочего времени
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Нетрудно заметить, что законодатель различает особые режимы работы, выделяя пятерку таковых и подчеркивая их особенность (ст. 101 - 105 ТК РФ) и режимы труда и отдыха отдельных категорий работников: при работе вахтовым методом (ст. 301 ТК РФ); при заключении трудового договора с работодателем - физическим лицом (ст. 305); работающих в религиозных организациях (ст. 345); спортсменов и тренеров (ст. 348.1).
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Нетрудно заметить, что законодатель различает особые режимы работы, выделяя пятерку таковых и подчеркивая их особенность (ст. 101 - 105 ТК РФ) и режимы труда и отдыха отдельных категорий работников: при работе вахтовым методом (ст. 301 ТК РФ); при заключении трудового договора с работодателем - физическим лицом (ст. 305); работающих в религиозных организациях (ст. 345); спортсменов и тренеров (ст. 348.1).
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Согласно комментируемой статье религиозная организация вправе самостоятельно устанавливать перечень работ и категорий работников, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности, в отличие от других работодателей.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Согласно комментируемой статье религиозная организация вправе самостоятельно устанавливать перечень работ и категорий работников, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности, в отличие от других работодателей.
Вопрос: Как облагается НДС реализация ювелирных изделий?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)предметов религиозного назначения в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 N 251 (в том числе предметов религиозной символики и атрибутики), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)предметов религиозного назначения в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 N 251 (в том числе предметов религиозной символики и атрибутики), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)9.1. Обработка специальных категорий персональных данных допускается специальным субъектом - общественным объединением или религиозной организацией при одновременном соблюдении следующих условий:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)9.1. Обработка специальных категорий персональных данных допускается специальным субъектом - общественным объединением или религиозной организацией при одновременном соблюдении следующих условий:
Статья: Конституционно-правовое регулирование статуса религиозных служителей
(Пибаев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Введение: религиозные служители - особая категория лиц, имеющая зачастую особый статус, который регулируется не только нормами внутренних установлений религиозных организаций (священными текстами и др.), но и правовыми нормами государства. Цель: проанализировать положения конституций стран мира, входящих в Организацию Объединенных Наций, а также ряда основных законов субъектов федеративных государств, выявить особенности конституционного регулирования статуса религиозных служителей, причины этатизации и "конституционного молчания". Методы: сравнительно-правовой метод при обращении к конституциям и законам 193 стран (конфигурация cross-study); метод систематизации для разработки авторской классификации выявленных норм по шести группам. Результаты: сформулирован вывод о терминологическом разнообразии в текстах конституций, обоснована целесообразность использования понятия "религиозный служитель". Автор выделяет шесть групп норм: нормы, регулирующие участие в управлении делами государства; нормы, размывающие границы между светским и религиозным регулированием; нормы, устанавливающие привилегии для духовных лиц; нормы, обеспечивающие автономию религиозных объединений; нормы, регулирующие реализацию права на свободу вероисповедания через духовных наставников; нормы, ограничивающие гражданскую правоспособность религиозных служителей и определяющие юридическую силу религиозных обрядов и таинств. Объясняются причины закрепления некоторых "типовых норм", в частности по установлению запрета на участие религиозных служителей в управлении делами государства. Заключение: автором названы причины "конституционного молчания" и этатизации норм о религиозных служителях, а также способы обособления статуса духовных лиц в структуре конституции.
(Пибаев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Введение: религиозные служители - особая категория лиц, имеющая зачастую особый статус, который регулируется не только нормами внутренних установлений религиозных организаций (священными текстами и др.), но и правовыми нормами государства. Цель: проанализировать положения конституций стран мира, входящих в Организацию Объединенных Наций, а также ряда основных законов субъектов федеративных государств, выявить особенности конституционного регулирования статуса религиозных служителей, причины этатизации и "конституционного молчания". Методы: сравнительно-правовой метод при обращении к конституциям и законам 193 стран (конфигурация cross-study); метод систематизации для разработки авторской классификации выявленных норм по шести группам. Результаты: сформулирован вывод о терминологическом разнообразии в текстах конституций, обоснована целесообразность использования понятия "религиозный служитель". Автор выделяет шесть групп норм: нормы, регулирующие участие в управлении делами государства; нормы, размывающие границы между светским и религиозным регулированием; нормы, устанавливающие привилегии для духовных лиц; нормы, обеспечивающие автономию религиозных объединений; нормы, регулирующие реализацию права на свободу вероисповедания через духовных наставников; нормы, ограничивающие гражданскую правоспособность религиозных служителей и определяющие юридическую силу религиозных обрядов и таинств. Объясняются причины закрепления некоторых "типовых норм", в частности по установлению запрета на участие религиозных служителей в управлении делами государства. Заключение: автором названы причины "конституционного молчания" и этатизации норм о религиозных служителях, а также способы обособления статуса духовных лиц в структуре конституции.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лица, осуществляющие работу в религиозных организациях, подразделяются на две категории: работники и священнослужители.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Лица, осуществляющие работу в религиозных организациях, подразделяются на две категории: работники и священнослужители.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В данном случае особую важность приобретает правильное закрепление целей, на которые могут расходоваться средства резервных фондов, в нормативных правовых актах соответствующих публично-правовых образований. Общие цели формирования таких фондов, выделенные в БК РФ, обычно фиксируются всеми субъектами Федерации или муниципальными образованиями одинаково. Так, средства резервных фондов государственных органов исполнительной власти (местных администраций), в соответствии со ст. 81 БК РФ, могут быть использованы на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Однако расходование средств может осуществляться и на иные цели, которые должны быть обязательно урегулированы в нормативных правовых актах. Например, средства резервного фонда губернатора Самарской области предназначены для оказания финансовой поддержки общественным и религиозным организациям и материальной помощи отдельным категориям граждан (важно будет оценить точное соответствие физического лица, получившего помощь, всем критериям ее предоставления), для материального поощрения победителей конкурсов и спортивных соревнований и т.д. <13>. Резервный фонд Правительства Саратовской области может расходоваться на проведение работ по восстановлению систем водоснабжения населения и (или) водоотведения, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по заполнению лиманов (в обоих случаях речь идет о предоставлении межбюджетных трансфертов на соответствующие цели), на организацию и проведение дератизационных мероприятий на территории памятника природы "Кумысная поляна" и т.д. <14>.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В данном случае особую важность приобретает правильное закрепление целей, на которые могут расходоваться средства резервных фондов, в нормативных правовых актах соответствующих публично-правовых образований. Общие цели формирования таких фондов, выделенные в БК РФ, обычно фиксируются всеми субъектами Федерации или муниципальными образованиями одинаково. Так, средства резервных фондов государственных органов исполнительной власти (местных администраций), в соответствии со ст. 81 БК РФ, могут быть использованы на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Однако расходование средств может осуществляться и на иные цели, которые должны быть обязательно урегулированы в нормативных правовых актах. Например, средства резервного фонда губернатора Самарской области предназначены для оказания финансовой поддержки общественным и религиозным организациям и материальной помощи отдельным категориям граждан (важно будет оценить точное соответствие физического лица, получившего помощь, всем критериям ее предоставления), для материального поощрения победителей конкурсов и спортивных соревнований и т.д. <13>. Резервный фонд Правительства Саратовской области может расходоваться на проведение работ по восстановлению систем водоснабжения населения и (или) водоотведения, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по заполнению лиманов (в обоих случаях речь идет о предоставлении межбюджетных трансфертов на соответствующие цели), на организацию и проведение дератизационных мероприятий на территории памятника природы "Кумысная поляна" и т.д. <14>.
Статья: Конституционная аксиология как фундаментальная основа формирования и развития природоресурсного законодательства
(Аверьянова Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Специфика содержания конституционного права народов на землю и иные природные ресурсы в нашей стране состоит в том, что основой его содержательной части являются социальные права, обеспечивающие равный доступ граждан к земле и иным природным ресурсам, в первую очередь тех граждан, кто нуждается в государственной поддержке, оказался в тяжелой жизненной ситуации или имеет особый социальный статус. Особенно ярко социальная основа выражена в реализации прав граждан на землю. Из анализа земельного и иного законодательства, регулирующего земельные отношения, можно сделать вывод, что ряд социально незащищенных категорий граждан наделяются различными дополнительными правами в сфере использования земли: предусматривается льготный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются специальные налоговые режимы и т.д. Такими категориями граждан выступают, например, малые и средние сельскохозяйственные предприятия, многодетные граждане, инвалиды, религиозные организации.
(Аверьянова Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Специфика содержания конституционного права народов на землю и иные природные ресурсы в нашей стране состоит в том, что основой его содержательной части являются социальные права, обеспечивающие равный доступ граждан к земле и иным природным ресурсам, в первую очередь тех граждан, кто нуждается в государственной поддержке, оказался в тяжелой жизненной ситуации или имеет особый социальный статус. Особенно ярко социальная основа выражена в реализации прав граждан на землю. Из анализа земельного и иного законодательства, регулирующего земельные отношения, можно сделать вывод, что ряд социально незащищенных категорий граждан наделяются различными дополнительными правами в сфере использования земли: предусматривается льготный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются специальные налоговые режимы и т.д. Такими категориями граждан выступают, например, малые и средние сельскохозяйственные предприятия, многодетные граждане, инвалиды, религиозные организации.