Категории земель по целевому назначению
Подборка наиболее важных документов по запросу Категории земель по целевому назначению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Права арендатора земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)В полном соответствии с... нормами статей 39.6 и 39.11 ЗК РФ подлежат непосредственному применению указанные выше статьи ЗК РФ, согласно которым арендатор земельного участка обладает правом на возведение на земельном участке жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий и сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка (категории земель) и его разрешенным использованием.
(КонсультантПлюс, 2025)В полном соответствии с... нормами статей 39.6 и 39.11 ЗК РФ подлежат непосредственному применению указанные выше статьи ЗК РФ, согласно которым арендатор земельного участка обладает правом на возведение на земельном участке жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий и сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка (категории земель) и его разрешенным использованием.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные принципы земельного законодательства" ЗК РФ"Одним из основных принципов земельного законодательства, названных в статье 1 ЗК РФ, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Ключевые слова: правовой режим земель, вид разрешенного использования, зонирование территорий, категории земель, целевое назначение, экологическое зонирование, разрешенное использование земель, градостроительное зонирование, зонирование, принципы земельного права.
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Ключевые слова: правовой режим земель, вид разрешенного использования, зонирование территорий, категории земель, целевое назначение, экологическое зонирование, разрешенное использование земель, градостроительное зонирование, зонирование, принципы земельного права.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
Готовое решение: Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию;
(КонсультантПлюс, 2025)использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию;
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также следует учесть, что изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка. При этом в некоторых случаях изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не допускается (ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 ГрК РФ; пп. 1 п. 3 ст. 1, п. 6 ст. 10.1 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 29.05.2017 N 14-06641-ГЕ/17).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также следует учесть, что изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка. При этом в некоторых случаях изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не допускается (ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 ГрК РФ; пп. 1 п. 3 ст. 1, п. 6 ст. 10.1 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 29.05.2017 N 14-06641-ГЕ/17).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию;
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Земли населенных пунктов пополняются главным образом за счет земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения в силу их преобладающего количества на территории Российской Федерации <1>. Вследствие перевода земельные участки из таких категорий земель приобретают целевое назначение земель населенных пунктов, а именно становятся предназначенными для застройки и развития населенных пунктов. Вместе с тем на момент перевода такие земельные участки имеют фактические природно-экономические характеристики, не соответствующие целевому назначению земель населенных пунктов. В частности, включенные в границу населенного пункта земельные участки из состава сельскохозяйственного назначения (далее - включенные земельные участки), как правило, являются сельскохозяйственными угодьями, то есть пашнями, сенокосами, пастбищами, залежами, землями, занятыми многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими насаждениями).
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Земли населенных пунктов пополняются главным образом за счет земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения в силу их преобладающего количества на территории Российской Федерации <1>. Вследствие перевода земельные участки из таких категорий земель приобретают целевое назначение земель населенных пунктов, а именно становятся предназначенными для застройки и развития населенных пунктов. Вместе с тем на момент перевода такие земельные участки имеют фактические природно-экономические характеристики, не соответствующие целевому назначению земель населенных пунктов. В частности, включенные в границу населенного пункта земельные участки из состава сельскохозяйственного назначения (далее - включенные земельные участки), как правило, являются сельскохозяйственными угодьями, то есть пашнями, сенокосами, пастбищами, залежами, землями, занятыми многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими насаждениями).
Статья: О допустимости выбора собственником земельного участка вида разрешенного использования "запас" (на примере анализа Правил землепользования и застройки муниципальных образований Свердловской области)
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Вид разрешенного использования земельного участка следует относить к числу его важнейших характеристик, так как вместе с категорией (целевым назначением) земель, в пределах которых сформирован земельный участок, определяется его правовой режим, который влияет на особенности предоставления, его оборотоспособность, виды использования и особенности распоряжения <1>.
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Вид разрешенного использования земельного участка следует относить к числу его важнейших характеристик, так как вместе с категорией (целевым назначением) земель, в пределах которых сформирован земельный участок, определяется его правовой режим, который влияет на особенности предоставления, его оборотоспособность, виды использования и особенности распоряжения <1>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности. При определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением должны учитываться:
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности. При определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением должны учитываться:
Статья: К вопросу о категориях земель в свете Определения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе от 30 ноября 2021 г. N 2642-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Шигорева"
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Понятно, что традиция деления земель на категории достаточно сильна, однако проблема в том, что и зонирование могло заменить категоризацию земель. Как верно отмечает Н.Г. Нарышева, "отличительным признаком правового регулирования земельных отношений в период действия Земельного кодекса РСФСР 1970 г. было использование двух понятий: "основное целевое назначение земель" и "целевое назначение", что свидетельствует о признании законодателем того факта, что виды целевого назначения, которые определяются принадлежностью к категории земель, не могут охватить всего многообразия видов использования земель. Основное назначение земель определялось принадлежностью к категории земель, а целевое назначение определяло конкретный вид использования земельного участка, который устанавливался при его предоставлении" <16>. Вообще, развитие зонирования в России было прервано революционными событиями 1917 г., в советский период российской истории потребность в зонировании земель отсутствовала, поскольку верховным собственником земли в населенных пунктах, а следовательно, и заказчиком застройки было исключительно государство. Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что система землепользования в Советской России во многом была сформирована национализацией земель. История указанного института возобновилась с принятием в субъектах Российской Федерации правил землепользования и застройки, которые в настоящее время приняты практически повсеместно.
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Понятно, что традиция деления земель на категории достаточно сильна, однако проблема в том, что и зонирование могло заменить категоризацию земель. Как верно отмечает Н.Г. Нарышева, "отличительным признаком правового регулирования земельных отношений в период действия Земельного кодекса РСФСР 1970 г. было использование двух понятий: "основное целевое назначение земель" и "целевое назначение", что свидетельствует о признании законодателем того факта, что виды целевого назначения, которые определяются принадлежностью к категории земель, не могут охватить всего многообразия видов использования земель. Основное назначение земель определялось принадлежностью к категории земель, а целевое назначение определяло конкретный вид использования земельного участка, который устанавливался при его предоставлении" <16>. Вообще, развитие зонирования в России было прервано революционными событиями 1917 г., в советский период российской истории потребность в зонировании земель отсутствовала, поскольку верховным собственником земли в населенных пунктах, а следовательно, и заказчиком застройки было исключительно государство. Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что система землепользования в Советской России во многом была сформирована национализацией земель. История указанного института возобновилась с принятием в субъектах Российской Федерации правил землепользования и застройки, которые в настоящее время приняты практически повсеместно.
Статья: Изменение подхода к делению земель на категории в условиях развития городских агломераций
(Лисина Н.Л., Баев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)<15> См.: Киселева О.А., Ильиных А.Л. К вопросу об отмене категорий земель по целевому назначению и рациональному использованию // Современные вопросы землеустройства, кадастра и мониторинга земель: матер. региональной науч.-практ. конф. / отв. ред. А.М. Олейник. Тюмень, 2016. С. 65 - 69.
(Лисина Н.Л., Баев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)<15> См.: Киселева О.А., Ильиных А.Л. К вопросу об отмене категорий земель по целевому назначению и рациональному использованию // Современные вопросы землеустройства, кадастра и мониторинга земель: матер. региональной науч.-практ. конф. / отв. ред. А.М. Олейник. Тюмень, 2016. С. 65 - 69.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
Статья: Актуальные задачи обеспечения эффективного использования земель
(Харьков В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Особую опасность названная "стабильность" представляет для земель, используемых в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, которые (как и другие категории земель по целевому назначению) согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) <4> подлежат охране в качестве важнейшей составной части природы. Так, согласно государственному (национальному) докладу "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2011 году" <5> площадь нарушенных земель сельскохозяйственного назначения составила 205,6 тыс. га (20,3% от общей площади этой категории земель), в составе земель лесного фонда нарушенные земли составили 239,5 тыс. га (23,6%). В последнем из опубликованных государственном (национальном) докладе "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году" <6> соответствующие показатели нарушенных земель составили: 205,9 тыс. га (19,1%) и 238,2 тыс. га (22,1%). В абсолютном выражении площадь нарушенных сельскохозяйственных земель несколько увеличилась, а в отношении земель лесного фонда несколько уменьшилась. Такие объективные показатели состояния значительной части земельных ресурсов, на наш взгляд, вместо констатации негативных тенденций позволяют говорить о стабильно негативном состоянии земельных ресурсов либо о стабильной деградации земель <7>.
(Харьков В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Особую опасность названная "стабильность" представляет для земель, используемых в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, которые (как и другие категории земель по целевому назначению) согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) <4> подлежат охране в качестве важнейшей составной части природы. Так, согласно государственному (национальному) докладу "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2011 году" <5> площадь нарушенных земель сельскохозяйственного назначения составила 205,6 тыс. га (20,3% от общей площади этой категории земель), в составе земель лесного фонда нарушенные земли составили 239,5 тыс. га (23,6%). В последнем из опубликованных государственном (национальном) докладе "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году" <6> соответствующие показатели нарушенных земель составили: 205,9 тыс. га (19,1%) и 238,2 тыс. га (22,1%). В абсолютном выражении площадь нарушенных сельскохозяйственных земель несколько увеличилась, а в отношении земель лесного фонда несколько уменьшилась. Такие объективные показатели состояния значительной части земельных ресурсов, на наш взгляд, вместо констатации негативных тенденций позволяют говорить о стабильно негативном состоянии земельных ресурсов либо о стабильной деградации земель <7>.