Камеральная проверка УСН

Подборка наиболее важных документов по запросу Камеральная проверка УСН (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.15 "Порядок определения доходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Предприниматель в 2021 году одновременно применял УСН и ПСН. 24.09.2021 налогоплательщик представил в налоговый орган заявление об утрате права на применение ПСН с 01.09.2021, так как доходы предпринимателя в 2021 году, определяемые по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется УСН и ПСН, превысили законодательно установленный для применения патента порог в 60 млн. руб. В ходе камеральной налоговой проверки декларации по УСН инспекция установила, что право на применение ПСН утрачено предпринимателем 01.01.2021, в связи с чем он, в нарушение п. 1 ст. 346.15 НК РФ, не отразил сумму дохода, полученную за период с 01.01.2021 по 31.08.2021, то есть занизил базу по УСН. Налогоплательщик оспорил в суде доначисление единого налога по УСН. Суд признал доначисление правомерным. Принимая во внимание, что патенты выданы предпринимателю на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, руководствуясь подп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ, суд пришел к выводу, что налогоплательщик с 1 января считается утратившим право на применение ПСН и обязан был пересчитать налоговые обязательства в рамках УСН с учетом доходов, полученных от применения ПСН.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.12 "Налогоплательщики" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Предприниматель подал налоговую декларацию по УСН и с момента регистрации уплачивал авансовые платежи по единому налогу в связи с применением УСН с объектом обложения "доходы". Инспекция направила в адрес предпринимателя требование о предоставлении пояснений по факту подачи декларации по УСН, а затем приостановила операции по счетам налогоплательщика, так как он не представил деклараций по НДС, уведомления о переходе на УСН не подавал. Предприниматель оспорил решение о приостановлении операций. Суд указал, что применение субъектами предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер. В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены. В данном случае предприниматель с момента регистрации фактически применял УСН (уплачивал данный налог, подавал налоговую декларацию по УСН, не исчислял и не уплачивал налоги по общей системе налогообложения, в том числе не предъявлял НДС контрагентам) без возражений со стороны налогового органа в течение всего первого налогового периода своей деятельности, а также продолжает применять УСН. При этом налоговый орган провел камеральную налоговую проверку декларации предпринимателя по УСН, по результатам которой акт налоговой проверки не составлялся, нарушений не выявлено. Налоговый орган направил предпринимателю требование о предоставлении пояснений по факту предоставленной декларации по УСН, в ответ на которое предприниматель сообщил, что применяет УСН с момента регистрации и направлял в налоговый орган уведомление о выборе УСН. Суд признал недействительным решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 12.07.2024)
2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранным лицом, состоящим на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.