Каков порядок назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации?
Подборка наиболее важных документов по запросу Каков порядок назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим закупочной деятельности Центрального банка Российской Федерации
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Обособление Банка России от существующей вертикали органов власти осуществляется и путем установления особого порядка назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (пп. "г" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ) по представлению Президента Российской Федерации (п. "г" ст. 83 Конституции РФ). Кроме того, к компетенции Государственной Думы в рамках реализуемых ею полномочий по осуществлению парламентского контроля относится заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Обособление Банка России от существующей вертикали органов власти осуществляется и путем установления особого порядка назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (пп. "г" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ) по представлению Президента Российской Федерации (п. "г" ст. 83 Конституции РФ). Кроме того, к компетенции Государственной Думы в рамках реализуемых ею полномочий по осуществлению парламентского контроля относится заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации.
Статья: Правовая природа финансов службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)Конституционный Суд РФ в своем Постановлении N 10-П отметил, что такой порядок учреждения службы, а также назначения ее руководителя и освобождения его от должности Председателем Банка России свидетельствует о наличии у службы отдельных элементов публично-правового статуса <11>. Кроме того, средства данного фонда аккумулируются на специальном счете в Банке России, который открывается службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и отграничиваются от банковского счета, с которого производятся текущие расходы службы. Это свидетельствует об особой значимости этих средств и строго целевом характере их использования, связанном с решением публичных задач. При этом Банк России не уплачивает проценты по остаткам средств на этом счете. Это также говорит о связи государства со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного, деятельность которой не должна приводить к дополнительным расходам у Банка России.
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)Конституционный Суд РФ в своем Постановлении N 10-П отметил, что такой порядок учреждения службы, а также назначения ее руководителя и освобождения его от должности Председателем Банка России свидетельствует о наличии у службы отдельных элементов публично-правового статуса <11>. Кроме того, средства данного фонда аккумулируются на специальном счете в Банке России, который открывается службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и отграничиваются от банковского счета, с которого производятся текущие расходы службы. Это свидетельствует об особой значимости этих средств и строго целевом характере их использования, связанном с решением публичных задач. При этом Банк России не уплачивает проценты по остаткам средств на этом счете. Это также говорит о связи государства со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного, деятельность которой не должна приводить к дополнительным расходам у Банка России.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья: Правовой статус центральных банков: сравнительное исследование
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Для ответа на этот вопрос следует проанализировать концепцию баланса сил и механизм демократического контроля. Так, в числе конституционных полномочий Президента определено положение о представлении Государственной Думе кандидатуры "для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации", а также его отстранении (п. "г" ст. 83 Конституции РФ). Похожий механизм применяется и по отношению к членам правительства, хотя и с некоторыми отличиями. Также обратим внимание на порядок отставки правительства, который не связан с Центральным банком. Например, отставка правительства в 2020 г. была осуществлена без отставки Председателя Банка России <59>. Что касается полномочий парламента, то Государственная Дума не только назначает и отстраняет от должности Председателя Банка России, но и заслушивает ежегодные доклады Председателя Банка России, как и Правительства (п. "г", "г.1" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), что и является демократическим или парламентским контролем.
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Для ответа на этот вопрос следует проанализировать концепцию баланса сил и механизм демократического контроля. Так, в числе конституционных полномочий Президента определено положение о представлении Государственной Думе кандидатуры "для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации", а также его отстранении (п. "г" ст. 83 Конституции РФ). Похожий механизм применяется и по отношению к членам правительства, хотя и с некоторыми отличиями. Также обратим внимание на порядок отставки правительства, который не связан с Центральным банком. Например, отставка правительства в 2020 г. была осуществлена без отставки Председателя Банка России <59>. Что касается полномочий парламента, то Государственная Дума не только назначает и отстраняет от должности Председателя Банка России, но и заслушивает ежегодные доклады Председателя Банка России, как и Правительства (п. "г", "г.1" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), что и является демократическим или парламентским контролем.
Статья: Секретарь совета директоров
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Корпоративный статус обусловливает участие совета директоров в выборе секретаря. В соответствии с рекомендациями ЦБ РФ секретарь совета директоров назначается с согласия председателя совета директоров общества (п. 6.5 Положения о совете директоров). При этом общество не ограничено в определении иного порядка. В качестве альтернативного может быть рассмотрен порядок назначения корпоративного секретаря. По общему правилу последний избирается советом директоров в целом (п. 216 Кодекса корпоративного управления).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Корпоративный статус обусловливает участие совета директоров в выборе секретаря. В соответствии с рекомендациями ЦБ РФ секретарь совета директоров назначается с согласия председателя совета директоров общества (п. 6.5 Положения о совете директоров). При этом общество не ограничено в определении иного порядка. В качестве альтернативного может быть рассмотрен порядок назначения корпоративного секретаря. По общему правилу последний избирается советом директоров в целом (п. 216 Кодекса корпоративного управления).
Статья: Кадровые полномочия Федерального Собрания Российской Федерации как элемент партисипаторного парламентского контроля
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Наиболее простой вариант такого взаимодействия заключается в том, что глава государства выдвигает кандидатуру на замещение соответствующей должности, а Государственная Дума принимает ее или нет. Подобным образом происходит назначение на должность Председателя Центрального банка РФ, утверждение в должности Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров (в последнем случае кандидатуры предлагает Председатель Правительства). Такой порядок имеет свои недостатки, поскольку парламент фактически лишен возможности участвовать непосредственно в выборе кандидата на замещение государственной должности и вынужден выбирать "из чего дают".
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Наиболее простой вариант такого взаимодействия заключается в том, что глава государства выдвигает кандидатуру на замещение соответствующей должности, а Государственная Дума принимает ее или нет. Подобным образом происходит назначение на должность Председателя Центрального банка РФ, утверждение в должности Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров (в последнем случае кандидатуры предлагает Председатель Правительства). Такой порядок имеет свои недостатки, поскольку парламент фактически лишен возможности участвовать непосредственно в выборе кандидата на замещение государственной должности и вынужден выбирать "из чего дают".
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Важной характеристикой Банка России является его независимость от других органов государственной власти в принятии решений. В частности, согласно ч. 2 ст. 75 Конституции РФ генеральной функцией Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Более того, за Банком России закреплено монопольное право осуществлять денежную эмиссию (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), а в п. "г" ст. 83 и п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ определен порядок назначения на должность и отставки Председателя Банка России. Принцип независимости позволяет говорить о Банке России как о федеральном органе государственной власти с особым статусом, что нашло отражение в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В данном Определении отмечено, что статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования. Таким образом, Конституционный Суд РФ определил статус Банка России как конституционного органа, не отнесенного к числу органов государственной власти, при этом реализующего государственно-властные полномочия.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Важной характеристикой Банка России является его независимость от других органов государственной власти в принятии решений. В частности, согласно ч. 2 ст. 75 Конституции РФ генеральной функцией Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Более того, за Банком России закреплено монопольное право осуществлять денежную эмиссию (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), а в п. "г" ст. 83 и п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ определен порядок назначения на должность и отставки Председателя Банка России. Принцип независимости позволяет говорить о Банке России как о федеральном органе государственной власти с особым статусом, что нашло отражение в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В данном Определении отмечено, что статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования. Таким образом, Конституционный Суд РФ определил статус Банка России как конституционного органа, не отнесенного к числу органов государственной власти, при этом реализующего государственно-властные полномочия.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Часть 2 ст. 9 устанавливает порядок назначения на должность руководителя АНО "СОДФУ" и освобождения от нее. Так, руководитель назначается на должность и освобождается от нее председателем Банка России. Частью 3 ст. 123.25 ГК РФ предусматривается, что учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают (назначает) единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Вместе с тем спецификой назначения руководителя на должность в данном случае является то, что он назначается по предложению главного финансового уполномоченного. Закон подробно не расписывает порядок внесения такого предложения, а также последствия несовпадения взглядов учредителя автономной некоммерческой организации и главного финансового уполномоченного на кандидатуру руководителя. Представляется, что такое регулирование отвечает целям обеспечения функционирования института финансового уполномоченного, поскольку позволяет гарантировать установленную Законом N 123-ФЗ независимость института финансового уполномоченного от Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 2).
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Часть 2 ст. 9 устанавливает порядок назначения на должность руководителя АНО "СОДФУ" и освобождения от нее. Так, руководитель назначается на должность и освобождается от нее председателем Банка России. Частью 3 ст. 123.25 ГК РФ предусматривается, что учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают (назначает) единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Вместе с тем спецификой назначения руководителя на должность в данном случае является то, что он назначается по предложению главного финансового уполномоченного. Закон подробно не расписывает порядок внесения такого предложения, а также последствия несовпадения взглядов учредителя автономной некоммерческой организации и главного финансового уполномоченного на кандидатуру руководителя. Представляется, что такое регулирование отвечает целям обеспечения функционирования института финансового уполномоченного, поскольку позволяет гарантировать установленную Законом N 123-ФЗ независимость института финансового уполномоченного от Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 2).