Какие профессиональные задачи должен решать бакалавр юриспруденции?
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие профессиональные задачи должен решать бакалавр юриспруденции? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2012 N 53-АПГ12-3
В удовлетворении заявления об оспаривании решения экзаменационной комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи отказано правомерно, поскольку получение первого уровня высшего профессионального образования квалификации (степени) "бакалавр", срок освоения образовательных программ которого менее 5 лет, недостаточно для занятия должности судьи.В отличие от бакалавра магистр готовится наряду с другими к таким видам профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, научно-исследовательская (пункты 4.3 Стандартов), должен решать более широкий круг профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, в том числе оказание юридической помощи, осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов, что не предусмотрено для бакалавра (пункты 4.4 Стандартов).
В удовлетворении заявления об оспаривании решения экзаменационной комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи отказано правомерно, поскольку получение первого уровня высшего профессионального образования квалификации (степени) "бакалавр", срок освоения образовательных программ которого менее 5 лет, недостаточно для занятия должности судьи.В отличие от бакалавра магистр готовится наряду с другими к таким видам профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, научно-исследовательская (пункты 4.3 Стандартов), должен решать более широкий круг профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, в том числе оказание юридической помощи, осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов, что не предусмотрено для бакалавра (пункты 4.4 Стандартов).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эффективность подготовки магистров юриспруденции к педагогической деятельности в вузе через ролевые игры
(Бондаренко С.А.)
("Юридическое образование и наука", 2012, N 2)Система двухуровневой образовательной программы по направлению "Юриспруденция" разграничивает сферы педагогической деятельности выпускников. Бакалавр юриспруденции готовится к осуществлению профессиональной педагогической деятельности для преподавания правовых дисциплин в различных образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений. Магистр юриспруденции соответственно может осуществлять преподавание правовых дисциплин и правовое воспитание в вузе. Ориентация на модель подготовки магистра юриспруденции, способного решать профессиональные задачи в педагогической деятельности высшей школы, предопределила необходимость включить учебную дисциплину "Методика преподавания правовых дисциплин в вузе" в основную образовательную программу магистратуры.
(Бондаренко С.А.)
("Юридическое образование и наука", 2012, N 2)Система двухуровневой образовательной программы по направлению "Юриспруденция" разграничивает сферы педагогической деятельности выпускников. Бакалавр юриспруденции готовится к осуществлению профессиональной педагогической деятельности для преподавания правовых дисциплин в различных образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений. Магистр юриспруденции соответственно может осуществлять преподавание правовых дисциплин и правовое воспитание в вузе. Ориентация на модель подготовки магистра юриспруденции, способного решать профессиональные задачи в педагогической деятельности высшей школы, предопределила необходимость включить учебную дисциплину "Методика преподавания правовых дисциплин в вузе" в основную образовательную программу магистратуры.
Статья: Образовательные стандарты в контексте подготовки судей и прокуроров
(Андреев Г.В.)
("Законность", 2015, N 5)По нашему мнению, существо проблемы относительно уровня образования некоторых лиц, претендующих на судейские должности, изложено в Определении Верховного Суда РФ от 23 мая 2012 г. N 53-АПГ12-3. Сравнив стандарты высшего образования по направлению подготовки магистров и бакалавров юриспруденции, Верховный Суд РФ указал, что область профессиональной деятельности магистров предусматривает не только разработку и реализацию правовых норм, обеспечение законности и правопорядка, правовое воспитание, но и проведение научных исследований (п. 4.1 стандартов). В отличие от бакалавра магистр готовится к таким видам профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, научно-исследовательская (п. 4.3 стандартов), должен решать более широкий круг профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, в том числе оказание юридической помощи, осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов, что не предусмотрено для бакалавра (п. 4.4 стандартов). В период получения высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра юриспруденции не предъявляется такое требование к результатам освоения основных образовательных программ, как способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (п. 5.2 стандартов). Указано, что судьи, реализующие публично-правовые цели правосудия, обязаны владеть основами толкования законодательства и умением правильно применять закон, т.е. правовой статус судьи предопределяет высокий уровень юридических познаний, который может быть получен в результате углубленного и более продолжительного по времени изучения как правовых дисциплин, так и основных образовательных программ по квалификации (степени) "специалист" или "магистр".
(Андреев Г.В.)
("Законность", 2015, N 5)По нашему мнению, существо проблемы относительно уровня образования некоторых лиц, претендующих на судейские должности, изложено в Определении Верховного Суда РФ от 23 мая 2012 г. N 53-АПГ12-3. Сравнив стандарты высшего образования по направлению подготовки магистров и бакалавров юриспруденции, Верховный Суд РФ указал, что область профессиональной деятельности магистров предусматривает не только разработку и реализацию правовых норм, обеспечение законности и правопорядка, правовое воспитание, но и проведение научных исследований (п. 4.1 стандартов). В отличие от бакалавра магистр готовится к таким видам профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, научно-исследовательская (п. 4.3 стандартов), должен решать более широкий круг профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, в том числе оказание юридической помощи, осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов, что не предусмотрено для бакалавра (п. 4.4 стандартов). В период получения высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра юриспруденции не предъявляется такое требование к результатам освоения основных образовательных программ, как способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (п. 5.2 стандартов). Указано, что судьи, реализующие публично-правовые цели правосудия, обязаны владеть основами толкования законодательства и умением правильно применять закон, т.е. правовой статус судьи предопределяет высокий уровень юридических познаний, который может быть получен в результате углубленного и более продолжительного по времени изучения как правовых дисциплин, так и основных образовательных программ по квалификации (степени) "специалист" или "магистр".
Нормативные акты
Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 946
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2014 N 34320)4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает решение профессиональных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению.
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2014 N 34320)4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает решение профессиональных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению.
Приказ Минобрнауки России от 27.07.2021 N 677
(ред. от 27.02.2023)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2021 N 64694)1.13. В рамках освоения программы бакалавриата выпускники готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих обязательных типов: правоприменительный, правоохранительный, профилактический.
(ред. от 27.02.2023)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2021 N 64694)1.13. В рамках освоения программы бакалавриата выпускники готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих обязательных типов: правоприменительный, правоохранительный, профилактический.
Статья: Современные ориентиры российского юридического образования: национальные традиции или космополитические иллюзии?
(Бондарь Н.С.)
("Юридическое образование и наука", 2013, N 1)Одним словом, присущие обоим уровням юридического образования проблемы - в нашей, отечественной, их интерпретации, включая законодательное регулирование, - объективно ведут к снижению ранее установленных и реально достигнутых стандартов подготовки юристов: очевидно, что внедряемый бакалавриат существенно уступает нашему специалитету. Соответственно, эти процессы объективно порождают люмпенизацию юридической сферы профессиональной деятельности, т.е. в этих (новых) условиях естественным образом возникает образовательный провал в подготовке юридических кадров, где преобладающей части суждено стать заведомыми аутсайдерами-бакалаврами или же магистрами юриспруденции зачастую без... юридического образования.
(Бондарь Н.С.)
("Юридическое образование и наука", 2013, N 1)Одним словом, присущие обоим уровням юридического образования проблемы - в нашей, отечественной, их интерпретации, включая законодательное регулирование, - объективно ведут к снижению ранее установленных и реально достигнутых стандартов подготовки юристов: очевидно, что внедряемый бакалавриат существенно уступает нашему специалитету. Соответственно, эти процессы объективно порождают люмпенизацию юридической сферы профессиональной деятельности, т.е. в этих (новых) условиях естественным образом возникает образовательный провал в подготовке юридических кадров, где преобладающей части суждено стать заведомыми аутсайдерами-бакалаврами или же магистрами юриспруденции зачастую без... юридического образования.
Интервью: Ценность юридического образования - в развитии навыков анализа и доказывания
("Закон", 2019, N 9)- Сколько лет, на Ваш взгляд, нужно изучать юриспруденцию, чтобы стать квалифицированным юристом? Обычный путь сейчас - 4 года бакалавриата плюс 2 магистратуры. Звучат предложения вернуться к обязательной 5-летней программе, следующей ступенью после которой будет магистратура. Какая модель позволит выпустить компетентного специалиста, готового успешно решать практические задачи?
("Закон", 2019, N 9)- Сколько лет, на Ваш взгляд, нужно изучать юриспруденцию, чтобы стать квалифицированным юристом? Обычный путь сейчас - 4 года бакалавриата плюс 2 магистратуры. Звучат предложения вернуться к обязательной 5-летней программе, следующей ступенью после которой будет магистратура. Какая модель позволит выпустить компетентного специалиста, готового успешно решать практические задачи?
Статья: Информационное законодательство как базовый компонент образовательного процесса
(Кузнецов П.У.)
("Информационное право", 2016, N 2)Напомним, что образовательный процесс в юридических вузах должен быть организован в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464. В этом документе сформулированы требования, обязательные при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" [1].
(Кузнецов П.У.)
("Информационное право", 2016, N 2)Напомним, что образовательный процесс в юридических вузах должен быть организован в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464. В этом документе сформулированы требования, обязательные при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" [1].
Статья: Образовательный ценз, предъявляемый к кандидату на должность нотариуса: новеллы в законодательстве о нотариате
(Романовская О.В.)
("Нотариус", 2015, N 7)Стандарт также определяет задачи, которые может решать бакалавр-выпускник. В принципе они сопоставимы с теми задачами, которые могут ставиться перед состоявшимся нотариусом.
(Романовская О.В.)
("Нотариус", 2015, N 7)Стандарт также определяет задачи, которые может решать бакалавр-выпускник. В принципе они сопоставимы с теми задачами, которые могут ставиться перед состоявшимся нотариусом.
Статья: Отечественное административное право и стандарты иностранной "образовательной реформы": новый ФГОС и проблемы построения современной системы учебного курса
(Старилов Ю.Н., Мартынов А.В.)
("Административное право и процесс", 2012, N 3)Исходя из указанных видов профессиональной деятельности, выпускник вуза должен решать следующие профессиональные задачи: 1) нормотворческая деятельность; 2) участие в подготовке нормативно-правовых актов; 3) правоприменительная деятельность; 4) обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; 5) составление юридических документов; 6) правоохранительная деятельность; 7) обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; 8) охрана общественного порядка; 9) предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; 10) защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; 11) экспертно-консультационная деятельность; 12) консультирование по вопросам права; 13) осуществление правовой экспертизы документов; 14) педагогическая деятельность; 15) преподавание правовых дисциплин; 16) осуществление правового воспитания.
(Старилов Ю.Н., Мартынов А.В.)
("Административное право и процесс", 2012, N 3)Исходя из указанных видов профессиональной деятельности, выпускник вуза должен решать следующие профессиональные задачи: 1) нормотворческая деятельность; 2) участие в подготовке нормативно-правовых актов; 3) правоприменительная деятельность; 4) обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; 5) составление юридических документов; 6) правоохранительная деятельность; 7) обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; 8) охрана общественного порядка; 9) предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; 10) защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; 11) экспертно-консультационная деятельность; 12) консультирование по вопросам права; 13) осуществление правовой экспертизы документов; 14) педагогическая деятельность; 15) преподавание правовых дисциплин; 16) осуществление правового воспитания.
Статья: О совершенствовании профессиональной подготовки студентов юридических учебных заведений
(Цалиев А.М.)
("Юридическое образование и наука", 2014, N 1)<6> Здесь и далее речь идет о Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "юриспруденция" (квалификация (степень) бакалавр).
(Цалиев А.М.)
("Юридическое образование и наука", 2014, N 1)<6> Здесь и далее речь идет о Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "юриспруденция" (квалификация (степень) бакалавр).
"Финансовое право: Учебник для бакалавров"
(3-е издание)
(под ред. И.А. Цинделиани)
("Проспект", 2016)Авторский коллектив выражает надежду, что издание предлагаемого читателю учебника в какой-то мере будет способствовать решению этой задачи и приближать нас к унификации правовых конструкций финансового регулирования в масштабах единой системы российского права.
(3-е издание)
(под ред. И.А. Цинделиани)
("Проспект", 2016)Авторский коллектив выражает надежду, что издание предлагаемого читателю учебника в какой-то мере будет способствовать решению этой задачи и приближать нас к унификации правовых конструкций финансового регулирования в масштабах единой системы российского права.
Статья: Подготовка прокурорских кадров в Социалистической Республике Вьетнам
(Андреев Г.В.)
("Законность", 2014, N 12)<15> Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")", утвержденный Приказом Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. N 464.
(Андреев Г.В.)
("Законность", 2014, N 12)<15> Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")", утвержденный Приказом Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. N 464.
Статья: Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров
(Андронова Т.А., Тарасенко О.А.)
("Юридическое образование и наука", 2013, N 2)Не стоит забывать и о том, что магистры и бакалавры по направлению подготовки "Юриспруденция" готовятся к такому виду профессиональной деятельности, как педагогическая. Выпускник, например магистр, должен обладать следующими профессиональными компетенциями в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне, способностью управлять самостоятельной работой обучающихся, уметь организовывать и проводить педагогические исследования, эффективно осуществлять правовое воспитание. Сформировать и развить данные способности у студента - задача преподавателя. Эффективным способом в их формировании, на наш взгляд, является возможность предоставить бакалаврам и магистрам самим провести определенную часть практического занятия (семинара) или все занятие. Студентам можно доверить разработать план занятия, вопросы и казусы, подлежащие исследованию, подобрать литературу, актуальные примеры практики. Обучающийся должен попытаться самостоятельно провести занятие, ответить на вопросы, поддержать дисциплину. Ценность подобного тренинга заключается не только в формировании педагогических навыков, но и в высокой степени подготовки обучающегося по избранной проблематике.
(Андронова Т.А., Тарасенко О.А.)
("Юридическое образование и наука", 2013, N 2)Не стоит забывать и о том, что магистры и бакалавры по направлению подготовки "Юриспруденция" готовятся к такому виду профессиональной деятельности, как педагогическая. Выпускник, например магистр, должен обладать следующими профессиональными компетенциями в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне, способностью управлять самостоятельной работой обучающихся, уметь организовывать и проводить педагогические исследования, эффективно осуществлять правовое воспитание. Сформировать и развить данные способности у студента - задача преподавателя. Эффективным способом в их формировании, на наш взгляд, является возможность предоставить бакалаврам и магистрам самим провести определенную часть практического занятия (семинара) или все занятие. Студентам можно доверить разработать план занятия, вопросы и казусы, подлежащие исследованию, подобрать литературу, актуальные примеры практики. Обучающийся должен попытаться самостоятельно провести занятие, ответить на вопросы, поддержать дисциплину. Ценность подобного тренинга заключается не только в формировании педагогических навыков, но и в высокой степени подготовки обучающегося по избранной проблематике.
Статья: Болонский процесс и вступление в ВТО: перспективы и проблемы высшего юридического образования в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Кабанова И.Е.)
("Юридическое образование и наука", 2012, N 4)Повысить качество юридического образования должны утвержденные Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464 и от 14 декабря 2010 г. N 1763 федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция" по программам бакалавриата и магистратуры. Они призваны создать систему знаний и компетенций юриста, а также обеспечить получение учащимися надлежащего уровня профессиональной подготовки.
(Кабанова И.Е.)
("Юридическое образование и наука", 2012, N 4)Повысить качество юридического образования должны утвержденные Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464 и от 14 декабря 2010 г. N 1763 федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция" по программам бакалавриата и магистратуры. Они призваны создать систему знаний и компетенций юриста, а также обеспечить получение учащимися надлежащего уровня профессиональной подготовки.