Какие организации относятся к среднему бизнесу
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие организации относятся к среднему бизнесу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Перенос сроков уплаты налогов и страховых взносов в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Срок уплаты налога за 2019 г. продлили на шесть месяцев организациям, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса и работают в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Срок был продлен и для ряда некоммерческих организаций (пп. "а" п. 1, п. 1(2) Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). Продлили и другие сроки уплаты.
(КонсультантПлюс, 2025)Срок уплаты налога за 2019 г. продлили на шесть месяцев организациям, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса и работают в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Срок был продлен и для ряда некоммерческих организаций (пп. "а" п. 1, п. 1(2) Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). Продлили и другие сроки уплаты.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Одной из мер является введение пониженных тарифов по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ для организаций, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса (п. 9 ст. 2, ст. ст. 4 - 6, ч. 2, 6 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Одной из мер является введение пониженных тарифов по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ для организаций, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса (п. 9 ст. 2, ст. ст. 4 - 6, ч. 2, 6 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ).
Нормативные акты
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)Создание сети государственных аптечных организаций может повлечь прекращение хозяйствующей деятельности большого количества организаций, относящихся к малому бизнесу, что негативно скажется на развитии сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, приведет к сокращению рабочих мест и снижению поступлений налоговых отчислений в бюджет.
(утв. Минэкономразвития России)Создание сети государственных аптечных организаций может повлечь прекращение хозяйствующей деятельности большого количества организаций, относящихся к малому бизнесу, что негативно скажется на развитии сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, приведет к сокращению рабочих мест и снижению поступлений налоговых отчислений в бюджет.
Решение Верховного Суда РФ от 23.01.1998 N ГКПИ97-465
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации">Кроме того, обжалуемый пункт Постановления Правительства Российской Федерации противоречит заключению аналитического центра по правовой политике Президента Российской Федерации о правомерности отнесения в состав затрат, включаемых в себестоимость, страховых взносов, перечисляемых предприятиями и организациями любых форм собственности в фонд социального страхования работников среднего и малого бизнеса.
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации">Кроме того, обжалуемый пункт Постановления Правительства Российской Федерации противоречит заключению аналитического центра по правовой политике Президента Российской Федерации о правомерности отнесения в состав затрат, включаемых в себестоимость, страховых взносов, перечисляемых предприятиями и организациями любых форм собственности в фонд социального страхования работников среднего и малого бизнеса.
Статья: Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)В современной российской правовой системе понятие малого и среднего предпринимательства (малого и среднего бизнеса) используется для обозначения вида предпринимательства, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий). В то же время в формально юридическом смысле в законодательстве используются термины "субъекты малого и среднего предпринимательства", "малое предприятие", "среднее предприятие", под которыми обобщенно понимаются различные субъекты предпринимательской деятельности, соответствующие предусмотренным в законе критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий. Поэтому малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели также могут быть отнесены к числу малых предприятий, но лишь при условии соответствия установленным критериям.
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)В современной российской правовой системе понятие малого и среднего предпринимательства (малого и среднего бизнеса) используется для обозначения вида предпринимательства, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий). В то же время в формально юридическом смысле в законодательстве используются термины "субъекты малого и среднего предпринимательства", "малое предприятие", "среднее предприятие", под которыми обобщенно понимаются различные субъекты предпринимательской деятельности, соответствующие предусмотренным в законе критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий. Поэтому малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели также могут быть отнесены к числу малых предприятий, но лишь при условии соответствия установленным критериям.
Статья: Начало использования упрощенной системы налогообложения: вопросы судебной практики
(Малыхина Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Таким образом, завершая исследование вопроса особенностей начала применения упрощенной системы налогообложения, следует отметить, что в Российской Федерации сложилась устойчивая судебная практика, которая поддерживает добросовестных налогоплательщиков, относящихся к малому и среднему бизнесу.
(Малыхина Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Таким образом, завершая исследование вопроса особенностей начала применения упрощенной системы налогообложения, следует отметить, что в Российской Федерации сложилась устойчивая судебная практика, которая поддерживает добросовестных налогоплательщиков, относящихся к малому и среднему бизнесу.
Вопрос: О применении частным учреждением организации дополнительного профессионального образования, применяющим УСН, пониженных тарифов страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 08.04.2025 N 03-15-06/34646)Вопросы отнесения организации к некоммерческим организациям или субъектам малого и среднего предпринимательства относятся к компетенции Минэкономразвития России, учитывая, что в соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, а также поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций.
(Письмо Минфина России от 08.04.2025 N 03-15-06/34646)Вопросы отнесения организации к некоммерческим организациям или субъектам малого и среднего предпринимательства относятся к компетенции Минэкономразвития России, учитывая, что в соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, а также поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Статья: Проблемы определения пределов свободы усмотрения субъектов предпринимательской деятельности
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В юридической доктрине в связи с этим была высказана позиция о том, что внесенные изменения обеспечили малому бизнесу иммунитет от признания компании или индивидуального предпринимателя занимающими доминирующее положение на рынке <5>. Со столь категоричным утверждением сложно согласиться, поскольку, во-первых, критерии отнесения субъектов бизнеса к малому или среднему предпринимательству не ограничиваются максимальной суммой получаемого дохода, а во-вторых, ограничения по участникам иные в сравнении с указанными в ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Опровергает также сделанный в доктрине вывод положение п. 5.1 ст. 25.1 данного Закона, которое предусматривает особый порядок организации внеплановой выездной проверки в отношении субъекта малого предпринимательства.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)В юридической доктрине в связи с этим была высказана позиция о том, что внесенные изменения обеспечили малому бизнесу иммунитет от признания компании или индивидуального предпринимателя занимающими доминирующее положение на рынке <5>. Со столь категоричным утверждением сложно согласиться, поскольку, во-первых, критерии отнесения субъектов бизнеса к малому или среднему предпринимательству не ограничиваются максимальной суммой получаемого дохода, а во-вторых, ограничения по участникам иные в сравнении с указанными в ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Опровергает также сделанный в доктрине вывод положение п. 5.1 ст. 25.1 данного Закона, которое предусматривает особый порядок организации внеплановой выездной проверки в отношении субъекта малого предпринимательства.
Интервью: Необходима комплексная реформа налогового законодательства для минимизации процесса дробления бизнеса
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)- В.З.: Сейчас распространено представление о том, что УСН предназначена для компаний малого бизнеса, а "дробится" средний бизнес. Это заключение слишком упрощенное и не в полной мере соответствует действительности. Правительственная классификация говорит нам о том, что организации с годовой выручкой до 120 млн руб. относятся к микропредприятиям, до 800 млн руб. - к малым, до 2 млрд руб. - к средним <1>. Количественные критерии МСП были установлены почти семь лет назад и с тех пор не пересматривались, хотя, по словам Президента РФ, за этот период инфляция составила около 50% <2>, то есть сегодня малым бизнесом надо бы считать компании с годовой выручкой от 180 млн до 1,2 млрд руб.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)- В.З.: Сейчас распространено представление о том, что УСН предназначена для компаний малого бизнеса, а "дробится" средний бизнес. Это заключение слишком упрощенное и не в полной мере соответствует действительности. Правительственная классификация говорит нам о том, что организации с годовой выручкой до 120 млн руб. относятся к микропредприятиям, до 800 млн руб. - к малым, до 2 млрд руб. - к средним <1>. Количественные критерии МСП были установлены почти семь лет назад и с тех пор не пересматривались, хотя, по словам Президента РФ, за этот период инфляция составила около 50% <2>, то есть сегодня малым бизнесом надо бы считать компании с годовой выручкой от 180 млн до 1,2 млрд руб.
Статья: Порядок добровольной ликвидации некоторых ООО с июля 2023 года станет проще
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 13)Для ООО, которые относятся к малому и среднему бизнесу, с 1 июля 2023 г. ввели упрощенный порядок добровольной ликвидации. В Законе о госрегистрации юрлиц и ИП появится новая статья об исключении организаций из ЕГРЮЛ по решению учредителей в упрощенном порядке в связи с прекращением деятельности. Об изменениях в порядке ликвидации и о требованиях к ликвидируемым компаниям - далее подробнее.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 13)Для ООО, которые относятся к малому и среднему бизнесу, с 1 июля 2023 г. ввели упрощенный порядок добровольной ликвидации. В Законе о госрегистрации юрлиц и ИП появится новая статья об исключении организаций из ЕГРЮЛ по решению учредителей в упрощенном порядке в связи с прекращением деятельности. Об изменениях в порядке ликвидации и о требованиях к ликвидируемым компаниям - далее подробнее.
Статья: Семейный бизнес: точки отсчета и вектор ориентира в правовом регулировании
(Ершова И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Так, по разным оценкам, от 70 до 90% иностранных организаций относятся к числу семейных. Примечательно, что часть "предприятий-долгожителей" являет собой именно семейный бизнес. "Ассоциация Henokiens объединяет семейные компании, которым более 200 лет, сейчас в ней 47 членов, самому старому из них... 1 301 год" <3>.
(Ершова И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Так, по разным оценкам, от 70 до 90% иностранных организаций относятся к числу семейных. Примечательно, что часть "предприятий-долгожителей" являет собой именно семейный бизнес. "Ассоциация Henokiens объединяет семейные компании, которым более 200 лет, сейчас в ней 47 членов, самому старому из них... 1 301 год" <3>.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.02.2025 по делу N А29-5703/2024 <Формальный перевод работников обернулся налоговыми доначислениями>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)Субъекты малого и среднего предпринимательства - это организации и ИП, отнесенные в соответствии с условиями, установленными к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)Субъекты малого и среднего предпринимательства - это организации и ИП, отнесенные в соответствии с условиями, установленными к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вопрос: Об обязанности по уплате НДС для плательщиков УСН с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 24.07.2025 N 03-07-11/71717)Введенный указанным Законом вариант увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес путем введения НДС не учитывает особенностей развития бизнеса, бизнес-моделей организаций, не обеспечивает справедливого распределения налоговой нагрузки и может привести к определенным негативным последствиям для экономики, к которым можно отнести следующие.
(Письмо Минфина России от 24.07.2025 N 03-07-11/71717)Введенный указанным Законом вариант увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес путем введения НДС не учитывает особенностей развития бизнеса, бизнес-моделей организаций, не обеспечивает справедливого распределения налоговой нагрузки и может привести к определенным негативным последствиям для экономики, к которым можно отнести следующие.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Очевидно, что данная обязанность может быть чрезмерно обременительной для представителей малого и среднего бизнеса, поэтому накладываются ограничения на круг лиц, которые должны исполнять ее за свой счет. К таким лицам относятся предприятия с числом сотрудников не менее 300 человек или те, доход которых равен 18 млн евро за вычетом налоговых и обязательных платежей. В связи с тем, что не все лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, могут постоянно проводить анализ несостоятельности, им предоставляется возможность выбрать исполнение данной обязанности при помощи парапубличных организаций, которые наделяются полномочиями по проведению аудита состоятельности (абз. 2 ст. L. 611-1 ТК Франции). Парапубличная организация назначает для проверки аудитора, который согласно абз. 3 ст. L. 611-1 ТК Франции в случае выявления признаков потенциальной несостоятельности может порекомендовать прибегнуть к консультациям специальных экспертов <1>.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Очевидно, что данная обязанность может быть чрезмерно обременительной для представителей малого и среднего бизнеса, поэтому накладываются ограничения на круг лиц, которые должны исполнять ее за свой счет. К таким лицам относятся предприятия с числом сотрудников не менее 300 человек или те, доход которых равен 18 млн евро за вычетом налоговых и обязательных платежей. В связи с тем, что не все лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, могут постоянно проводить анализ несостоятельности, им предоставляется возможность выбрать исполнение данной обязанности при помощи парапубличных организаций, которые наделяются полномочиями по проведению аудита состоятельности (абз. 2 ст. L. 611-1 ТК Франции). Парапубличная организация назначает для проверки аудитора, который согласно абз. 3 ст. L. 611-1 ТК Франции в случае выявления признаков потенциальной несостоятельности может порекомендовать прибегнуть к консультациям специальных экспертов <1>.