Какие нормативные акты законодательства о налогах и сБорах могут иметь обратную силу
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие нормативные акты законодательства о налогах и сБорах могут иметь обратную силу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2023 N 88А-13374/2023 (УИД 75OS0000-01-2022-000203-64)
Об оставлении без изменения решения Забайкальского краевого суда от 05.08.2022, апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.11.2022 об отказе в признании не действующим в части пункта 4 распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21.12.2021 N 4388/р "О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25.12.2019 N 5994/р".Поскольку в случае, если имущество не отвечает признакам, установленным статьей 378.2 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество в силу прямого указания в законе подлежит определению налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 376 НК РФ, оспариваемый нормативный акт в части придания обратной силы и указания на распространение действия вносимых изменений на период применения нормативного акта, не свидетельствует об ухудшении положения налогоплательщика, поскольку не определяет налоговые обязанности в размере большем, чем предусмотрено налоговым законодательством, создает условия законного и справедливого налогообложения, что отвечает требованиям статьи 57 Конституции Российской Федерации об обязанности платить законно установленные налоги и сбор, когда отсутствуют условия для применения в целях налогообложения кадастровой стоимости.
Об оставлении без изменения решения Забайкальского краевого суда от 05.08.2022, апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.11.2022 об отказе в признании не действующим в части пункта 4 распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21.12.2021 N 4388/р "О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25.12.2019 N 5994/р".Поскольку в случае, если имущество не отвечает признакам, установленным статьей 378.2 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество в силу прямого указания в законе подлежит определению налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 376 НК РФ, оспариваемый нормативный акт в части придания обратной силы и указания на распространение действия вносимых изменений на период применения нормативного акта, не свидетельствует об ухудшении положения налогоплательщика, поскольку не определяет налоговые обязанности в размере большем, чем предусмотрено налоговым законодательством, создает условия законного и справедливого налогообложения, что отвечает требованиям статьи 57 Конституции Российской Федерации об обязанности платить законно установленные налоги и сбор, когда отсутствуют условия для применения в целях налогообложения кадастровой стоимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)При этом в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие размеры налогов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)При этом в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие размеры налогов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 24.04.2003 N ГКПИ03-186
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3.2 - 3.4, 3.7, 3.9, 3.11 Приложения Ж к декларации по налогу на доходы физических лиц формы N 3-НДФЛ и абзаца 2 пункта 3.9 Инструкции по заполнению деклараций по налогу на доходы физических лиц, утвержденных Приказом МНС РФ от 24.10.2002 N БГ-3-04/592>Нельзя согласиться и с доводом заявителя о противоречии оспариваемых предписаний нормативного акта статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3.2 - 3.4, 3.7, 3.9, 3.11 Приложения Ж к декларации по налогу на доходы физических лиц формы N 3-НДФЛ и абзаца 2 пункта 3.9 Инструкции по заполнению деклараций по налогу на доходы физических лиц, утвержденных Приказом МНС РФ от 24.10.2002 N БГ-3-04/592>Нельзя согласиться и с доводом заявителя о противоречии оспариваемых предписаний нормативного акта статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"е) в абзаце первом пункта 5 слова "нормативные правовые акты о налогах и сборах" заменить словами "издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты";
(ред. от 28.12.2022)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"е) в абзаце первом пункта 5 слова "нормативные правовые акты о налогах и сборах" заменить словами "издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты";