Какие меры административной ответственности предусмотрены за нецелевое использование бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие меры административной ответственности предусмотрены за нецелевое использование бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Нецелевка" при выплате зарплаты: ответственность несет руководитель
(Малова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 4)Положениями КоАП РФ предусмотрены следующие меры административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств (если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния):
(Малова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 4)Положениями КоАП РФ предусмотрены следующие меры административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств (если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния):
Вопрос: Об отнесении средств, полученных дочерней компанией от материнской корпорации (компании) из средств субсидии, к бюджетным и целевым и ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 22.07.2024 N 02-14-12/68511)Исходя из положений главы 30 Бюджетного кодекса понятие "нецелевое использование бюджетных средств", установленное статьей 306.4 Бюджетного кодекса, применяется исключительно в отношении участников бюджетного процесса, а также в рамках механизма применения в отношении участников бюджетного процесса бюджетных мер принуждения.
(Письмо Минфина России от 22.07.2024 N 02-14-12/68511)Исходя из положений главы 30 Бюджетного кодекса понятие "нецелевое использование бюджетных средств", установленное статьей 306.4 Бюджетного кодекса, применяется исключительно в отношении участников бюджетного процесса, а также в рамках механизма применения в отношении участников бюджетного процесса бюджетных мер принуждения.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 29.09.2025 N 343
"Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) их использованием"2) в случае нарушения финансовым органом или главным администратором средств бюджета, являющегося публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 КоАП;
"Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) их использованием"2) в случае нарушения финансовым органом или главным администратором средств бюджета, являющегося публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 КоАП;
Статья: Из зала суда: нецелевое использование бюджетных средств и средств ОМС
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)Таким образом, факт нецелевого использования бюджетных средств фиксируется на дату осуществления платежной операции по расходованию средств на основании соответствующих платежных (расчетных) документов. Это следует учесть и не допускать нарушений при оплате расходных обязательств учреждения.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)Таким образом, факт нецелевого использования бюджетных средств фиксируется на дату осуществления платежной операции по расходованию средств на основании соответствующих платежных (расчетных) документов. Это следует учесть и не допускать нарушений при оплате расходных обязательств учреждения.
Статья: Совершенствование административной ответственности в области финансов
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Также проанализируем некоторые положения из БК РФ в сравнении с КоАП РФ. Например, ст. 306.4 БК РФ ("Нецелевое использование бюджетных средств") дублирует ст. 15.14 КоАП РФ ("Нецелевое использование бюджетных средств").
(Соколов В.А., Овсепян Г.М.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Также проанализируем некоторые положения из БК РФ в сравнении с КоАП РФ. Например, ст. 306.4 БК РФ ("Нецелевое использование бюджетных средств") дублирует ст. 15.14 КоАП РФ ("Нецелевое использование бюджетных средств").
Статья: Об оплате услуг по охране объектов капстроительства по КВР 414
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Таким образом, факт нецелевого использования бюджетных средств фиксируется на дату осуществления платежной операции по расходованию средств на основании соответствующих платежных (расчетных) документов. Это следует учесть и не допускать нарушений при оплате расходных обязательств учреждения.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Таким образом, факт нецелевого использования бюджетных средств фиксируется на дату осуществления платежной операции по расходованию средств на основании соответствующих платежных (расчетных) документов. Это следует учесть и не допускать нарушений при оплате расходных обязательств учреждения.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, для должностных лиц законодательством РФ предусмотрена также административная и уголовная ответственность за нецелевое использование и расходование бюджетных средств <496>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, для должностных лиц законодательством РФ предусмотрена также административная и уголовная ответственность за нецелевое использование и расходование бюджетных средств <496>.
Статья: Покупка нефинансовых активов, не предусмотренных бюджетной сметой, - это "нецелевка"
(Владимирова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Из совокупности всех установленных обстоятельств и материалов дела не вытекает, что казенным учреждением принимались все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
(Владимирова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Из совокупности всех установленных обстоятельств и материалов дела не вытекает, что казенным учреждением принимались все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Уголовная (за нецелевое использование бюджетных средств) (п. 3 ст. 306.1, п. 7 ст. 306.2 БК РФ)
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Уголовная (за нецелевое использование бюджетных средств) (п. 3 ст. 306.1, п. 7 ст. 306.2 БК РФ)
Статья: Оплата фактически не выполненных работ: вопросы квалификации нарушений органами внутреннего государственного финансового контроля
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Кроме того, при данной квалификации законодательством не предусмотрено принятие мер по их бесспорному взысканию, а также привлечение виновных лиц к административной или иной ответственности.
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Кроме того, при данной квалификации законодательством не предусмотрено принятие мер по их бесспорному взысканию, а также привлечение виновных лиц к административной или иной ответственности.
Статья: Неправомерное использование бюджетных средств: анализ практики и проблемы совершенствования правового регулирования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Хотя в Классификаторе сделана попытка определения неправомерного использования бюджетных средств как нарушения разнопланового законодательства, затрагивающего бюджетные правоотношения, вместе с тем такое регулирование носит обобщающий характер, отсутствует предметное разграничение с другими бюджетными правонарушениями, в том числе с правонарушениями, за которые предусмотрена административная ответственность (нарушения законодательства о контрактной системе). Перечень возможных нарушений неправомерного использования бюджетных средств является открытым, может быть дополнен с учетом формирующейся правоприменительной практики, что в определенной мере является усмотрением правоприменителя, которое зависит от его опыта и квалификации, и в силу этого дискуссионным и оспоримым. Кроме того, как указано выше, в Классификаторе в отношении нецелевого использования бюджетных средств в качестве нарушения неправомерного использования бюджетных средств сделано исключение, вместе с тем такое исключение отсутствует в отношении неэффективного использования бюджетных средств. Из этого следует, что неэффективное использование бюджетных средств охватывается неправомерным использованием, а нецелевое (более тяжкое) не охватывается. Изложенное также показывает, что выражение "неправомерное использование бюджетных средств" не проработано в нормах права и требует дальнейшей разработки и закрепления в БК РФ.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Хотя в Классификаторе сделана попытка определения неправомерного использования бюджетных средств как нарушения разнопланового законодательства, затрагивающего бюджетные правоотношения, вместе с тем такое регулирование носит обобщающий характер, отсутствует предметное разграничение с другими бюджетными правонарушениями, в том числе с правонарушениями, за которые предусмотрена административная ответственность (нарушения законодательства о контрактной системе). Перечень возможных нарушений неправомерного использования бюджетных средств является открытым, может быть дополнен с учетом формирующейся правоприменительной практики, что в определенной мере является усмотрением правоприменителя, которое зависит от его опыта и квалификации, и в силу этого дискуссионным и оспоримым. Кроме того, как указано выше, в Классификаторе в отношении нецелевого использования бюджетных средств в качестве нарушения неправомерного использования бюджетных средств сделано исключение, вместе с тем такое исключение отсутствует в отношении неэффективного использования бюджетных средств. Из этого следует, что неэффективное использование бюджетных средств охватывается неправомерным использованием, а нецелевое (более тяжкое) не охватывается. Изложенное также показывает, что выражение "неправомерное использование бюджетных средств" не проработано в нормах права и требует дальнейшей разработки и закрепления в БК РФ.