Какие дисциплинарные взыскания применяются к гражданскому служащему?
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие дисциплинарные взыскания применяются к гражданскому служащему? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Также ответчиком не были соблюдены и требования части 6 статьи 58 Федерального закона... "О государственной гражданской службе Российской Федерации", из которого следует, что копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. При этом не учтен статус НурМ. М.А. в табеле учета рабочего времени.
(КонсультантПлюс, 2025)Также ответчиком не были соблюдены и требования части 6 статьи 58 Федерального закона... "О государственной гражданской службе Российской Федерации", из которого следует, что копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. При этом не учтен статус НурМ. М.А. в табеле учета рабочего времени.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 59 "Служебная проверка" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Довод заявителя о несоразмерности применения к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора основан на неправильном применении положений п. 2 ч. 1 ст. 57 и ч. 9 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ, по смыслу которых представителю нанимателя предоставлено право применить к гражданскому служащему дисциплинарное взыскание и определить его размер."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Использование законодателем конструкции "в пределах, определенных законодательством Российской Федерации" создает условия для возникновения правовой неопределенности при квалификации многих нарушений служебной дисциплины, выражающихся в совершении правонарушений, предусмотренных, в частности, КоАП РФ, поскольку за совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя вправе применить дисциплинарное взыскание. Для гражданских служащих предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии и увольнение с гражданской службы. Сложение или поглощение дисциплинарных взысканий не допускается - за один дисциплинарный проступок может быть наложено только одно взыскание. Однако это касается лишь дисциплинарных взысканий, но не иных наказаний.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Использование законодателем конструкции "в пределах, определенных законодательством Российской Федерации" создает условия для возникновения правовой неопределенности при квалификации многих нарушений служебной дисциплины, выражающихся в совершении правонарушений, предусмотренных, в частности, КоАП РФ, поскольку за совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя вправе применить дисциплинарное взыскание. Для гражданских служащих предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии и увольнение с гражданской службы. Сложение или поглощение дисциплинарных взысканий не допускается - за один дисциплинарный проступок может быть наложено только одно взыскание. Однако это касается лишь дисциплинарных взысканий, но не иных наказаний.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу приведенной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу приведенной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4).
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Четвертая проблема: следует ли учитывать вину государственного служащего при наложении взысканий за совершение коррупционных правонарушений? Как отмечено выше, в процессе привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности и к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в частности при проведении соответствующих проверок, должен быть установлен ряд обстоятельств, подлежащих учету при принятии решения о наложении на служащего конкретного взыскания. Перечень этих обстоятельств в обоих случаях достаточно схож, за одним крайне существенным расхождением: при наложении взыскания за совершение коррупционного правонарушения законодатель не требует учитывать степень вины государственного служащего. Например, в законодательстве о государственной гражданской службе это выглядит следующим образом: ч. 2 ст. 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что "при применении взысканий, предусмотренных ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей". В части 3 ст. 58 того же Закона указано: "При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей".
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Четвертая проблема: следует ли учитывать вину государственного служащего при наложении взысканий за совершение коррупционных правонарушений? Как отмечено выше, в процессе привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности и к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в частности при проведении соответствующих проверок, должен быть установлен ряд обстоятельств, подлежащих учету при принятии решения о наложении на служащего конкретного взыскания. Перечень этих обстоятельств в обоих случаях достаточно схож, за одним крайне существенным расхождением: при наложении взыскания за совершение коррупционного правонарушения законодатель не требует учитывать степень вины государственного служащего. Например, в законодательстве о государственной гражданской службе это выглядит следующим образом: ч. 2 ст. 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что "при применении взысканий, предусмотренных ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей". В части 3 ст. 58 того же Закона указано: "При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей".
Статья: Содержание стадии исполнения дисциплинарного взыскания в производстве по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Вызывает обоснованные возражения позиция Ю.Б. Носовой, что "на стадии исполнения решения к гражданскому служащему либо применяется соответствующий вид дисциплинарного взыскания, либо в отношении него прекращается дисциплинарное преследование" <3>. Дисциплинарное преследование, как видится, по общему правилу прекращается при отказе от наложения взыскания, для такого вывода по аналогии можно использовать ст. 28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4> (далее - УПК РФ). В служебных правоотношениях, кроме случаев их прекращения, отказ от применения дисциплинарного взыскания при издании соответствующего акта невозможен, кроме случаев пропуска срока исполнения взыскания. Также очевидно, что охранительные правоотношения дисциплинарной ответственности прекращаются после полного исполнения (претерпевания) взыскания или в случаях его досрочного снятия или отмены.
(Лещина Э.Л.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Вызывает обоснованные возражения позиция Ю.Б. Носовой, что "на стадии исполнения решения к гражданскому служащему либо применяется соответствующий вид дисциплинарного взыскания, либо в отношении него прекращается дисциплинарное преследование" <3>. Дисциплинарное преследование, как видится, по общему правилу прекращается при отказе от наложения взыскания, для такого вывода по аналогии можно использовать ст. 28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4> (далее - УПК РФ). В служебных правоотношениях, кроме случаев их прекращения, отказ от применения дисциплинарного взыскания при издании соответствующего акта невозможен, кроме случаев пропуска срока исполнения взыскания. Также очевидно, что охранительные правоотношения дисциплинарной ответственности прекращаются после полного исполнения (претерпевания) взыскания или в случаях его досрочного снятия или отмены.
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)По нашему мнению, в случае совершения незначительных дисциплинарных проступков, за совершение которых к гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора (т.е. как раз тех, которые мы предлагаем отнести к дисциплинарным полномочиям непосредственных руководителей), проведения служебной проверки не требуется. Надо сказать, что на нецелесообразность проведения служебной проверки в подобных ситуациях указывают и другие специалисты <16>.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)По нашему мнению, в случае совершения незначительных дисциплинарных проступков, за совершение которых к гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора (т.е. как раз тех, которые мы предлагаем отнести к дисциплинарным полномочиям непосредственных руководителей), проведения служебной проверки не требуется. Надо сказать, что на нецелесообразность проведения служебной проверки в подобных ситуациях указывают и другие специалисты <16>.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Заметим, что Федеральный закон N 79-ФЗ содержит правовые нормы, закрепляющие письменную форму заявления (объяснения) госслужащего. Например, ст. 58 предусматривает письменное объяснение гражданского служащего при применении дисциплинарного взыскания, ст. 70 - порядок рассмотрения письменного заявления гражданского служащего в комиссии по служебным спорам, куда может быть обжаловано взыскание.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Заметим, что Федеральный закон N 79-ФЗ содержит правовые нормы, закрепляющие письменную форму заявления (объяснения) госслужащего. Например, ст. 58 предусматривает письменное объяснение гражданского служащего при применении дисциплинарного взыскания, ст. 70 - порядок рассмотрения письменного заявления гражданского служащего в комиссии по служебным спорам, куда может быть обжаловано взыскание.